Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Полустёртые следы

Российские школьники о еврейских судьбах
Специальный сборник «Полустёртые следы» составлен из работ участников всероссийского исторического конкурса старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», отобранных для номинации «Свои-чужие». В эту номинацию ежегодно попадают работы, в том числе, и по еврейской истории, которая за редкими исключениями представляет собою большое белое пятно. Главная причина появления этого пятна – различные катаклизмы ХХ века, раз за разом обрывавшие цепочку человеческой памяти: Холокост, жесткий советский запрет на еврейскую тематику. О том, как сегодня преодолевается молчание, рассказывает координатор проекта Семен Чарный.
Семен Чарный – координатор совместного проекта «Мемориала» и Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства

Нестершиеся следы

Уже семь лет среди номинаций, присутствующих на конкурсе «Человек в истории. Россия – ХХ век» обязательно есть премия, которой награждаются школьники, чьи работы посвящены истории евреев евразийского пространства. Хотя на первый взгляд эта история разработана достаточно хорошо, первая же попытка копнуть чуть глубже показывает, что еврейская история на территории бывшей Российской империи в ХХ веке на «низовом» уровне за редкими исключениями представляет собою одно большое белое пятно. Главная причина появления этого пятна – различные катаклизмы ХХ века, раз за разом обрывавшие цепочку человеческой памяти. Особенно пагубную роль сыграл Холокост, уничтоживший основных передатчиков информации – стариков. Затем еврейская тематика долгие годы находилась под негласным но жестким запретом. Когда же изучать историю советского еврейства стало можно, начался процесс «большой алии» в ходе которой свыше миллиона бывших советских евреев переместились в Израиль, США и Германию.

Люди уезжали буквально «слоями» и к началу 2000-х казалось, что никакой возможности развития «микроистории» в этом секторе нет. Однако, после начала конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» в приходивших работах то здесь, то там проскальзывала еврейская тематика.

Само сотрудничество с еврейскими организациями началось почти случайно. Катализатором этого сотрудничества послужила обычная проблема всех российских (да и не только российских) НКО (некоммерческих организаций) – нехватка средств. Поступившая из горда Борисоглебск, находящегося в Воронежской области, работа 11-классника А. Евстратова , посвященная исчезнувшей еврейской общине города, была подготовлена при активно поддержке руководителя местного кружка краеведения. Но вот на его награждение средств уже не было. В поисках необходимых средств организаторы конкурса через посредство автора этой статьи обратились в Евроазиатский еврейский конгресс. Глава Департамента общественных связей ЕАЕК проявил интерес к данной теме, и это положило начало традиции, согласно которой ЕАЕК награждает лучшую работу по еврейской тематике, поступившую на конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век». В следующем году премию ожидаемо получило продолжение работы А.Евстратова, также выполненное участниками краеведческого кружка в Борисоглебске и, кажется, полностью закрывшее тему еврейской жизни в этом городе.В апреле 2004 года на конференции «Холокост» в еврейском центре мы познакомились с журналистом, интереснейшей женщиной – Людмилой Ефимовной Эппель. За чашкой чая разговорились о ее работе, содержании ее статей, и она рассказала о своих родителях. Ее рассказ заинтриговал нас, и мы решили встретиться с этой пожилой супружеской парой, чтобы поподробнее узнать историю их жизни.

В том же 2004 г. началось сотрудничество с конкурсом Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства МИЦРВЕ, который возглавляя историк Олег Будницкий. Начиная с 2005 г. в рамках конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» действовала отдельная номинация «История российского и восточноевропейского еврейства», в рамках которой награждали уже не одну, а три работы. Награды получали не только сами авторы работ, но и их научные руководители и региональные координаторы, отвечающие за распространение идеи конкурса и помощь школьникам в подготовке и оформлении работ в том или ином регионе. Сам отбор работ проводился специальным Отборочным комитетом, состоявшим из ведущих исследователей и преподавателей истории российского еврейства, работавших на волонтерской основе. В разные годы в комитет входили председатель Академического совета Центра научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах «Сэфер» Рашид Капланов (1949-2007), профессор РГГУ Александр Степанский (1934-2009), председатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман, известный этнограф Ольга Белова. Участник комитета ставили свои оценки работ независимо друг от друга. В дальнейшем эти оценки сводились в единую таблицу, исходя из которой и выбирались три лучших работы. При этом, работа, занявшая первое место получала также и премию ЕАЕК. В 2006 г. поощрительный приз представила также кафедра иудаики ИСАА МГУ.

Интересно, что в большинстве случаев эти работы получали награды не только за «еврейскость», но также были отмечены наградами «большого» конкурса и различными спецпризами. Так, в 2007 г. работа Сергея Мещерякова, рассказавшего в совей работе по истории Мариуполя о жутких эпизодах Холокоста в этом городе, удостоилась первой премии на «большом конкурсе» «Человек в истории», а также специальной премии имени Василия Гроссмана, учрежденной действующим в Турине центром «Жизнь и судьба».

Можно выделить три основных вида работ по «еврейскому вопросу», приходивших на конкурс и получавших премии:

  • традиционные для конкурса «Человек в истории» семейные саги,
  • краеведческие работы
  • и работы посвященные истории Холокоста.

В 2006 г. лучшие из этих работ (в общей сложности – 15 поступивших в 2003-2006 гг.) были опубликованы в вышедшем при поддержке МИЦРВЕ тиражом в 1000 экземпляров в издательстве «Гешарпим/ Мосты культуры» сборнике «Полустертые следы». Представляя эту книгу 17 октября 2006 в Культурном центре «Духовная библиотека» в Москве руководитель молодежных программ Международного «Мемориала» и председатель оргкомитета конкурса «Человек в истории» Ирина Щербакова подчеркнула, что одна из важнейших задач конкурса вообще и сборника «Полустертые следы» в частности – это разрушение сложившихся стереотипов.

«Существовали и существуют определенные табу, связанные с евреями, само слово “еврей” практически не упоминалось на официальном уровне. Наступившие с падением СССР новые времена важны тем, что эти табу начали постепенно размываться и исчезать», – сказала она. Само название сборника «Полустертые следы», звучащее достаточно грустно, было, по мнению И. Щербаковой, отражением реальности, поскольку изначально среди работ, представлявшихся на конкурс, было очень мало еврейской тематики: «Сейчас многие не знают о еврейском прошлом, а если и обращаются к нему, то находят как раз те самые полустертые следы». Впрочем, как отметила председатель оргкомитета конкурса, само появление сборника стало показателем того, что ситуация меняется и поиск подобных следов стал достаточно масштабным.

Доктор искусствоведческих наук, сотрудник Государственного института искусствоведения Владислав Иванов в своей речи сказал, что «Полустертые следы» – это пример исторической книги, рассказывающей не историю государств, а историю людей:

«С одной стороны – это очень печальная книга, книга о нечеловеческих страданиях. А с другой – это книга о живучести и выживаемости человека». Что же касается самих авторов, то В. Иванов оценил их появление как шаг на пути к гражданскому обществу. «Когда мы придем к нему, тогда возникнет реальная история России – история людей», – резюмировал Владислав Иванов.

Несмотря на то, что авторы работ по еврейской тематике сталкивались с гораздо большими трудностями, чем их коллеги, писавшие работы о других областях российской истории – главным образом из-за фрагментарности семейной памяти, которая неоднократно насильственно обрывалась за прошедшие 100 лет и отсутствия «открытых» источников – книг, статей и т.д., их количество постепенно росло. Если в 2004 г. было прислано всего 15 работ, где так или иначе затрагивалась еврейская тематика, то уже в 2005 их стало 30, в 2006 – 40, а в 2007 г. – 53.

В итоге, как отмечалось в одном из отчетов, создание номинации позволило стимулировать интерес к истории восточноевропейского еврейства среди молодежи (не обязательно еврейской) и ввести в научный оборот значительный пласт материалов, до сих пор остававшийся по разным причинам вне досягаемости историков (материалы из семейных архивов, устная история и пр.). Координаторы стали чаще предлагать эту тему учителям, а те – школьникам, желавшим принять участие в конкурсе.

Кроме того, исторические изыскания на данную тему неизбежно приводят к повышению уровня толерантности, поскольку человек, интересующийся иудаикой перестает рассматривать евреев как чужаков или враждебных лиц и видит в них таких же местных жителей, как и он сам и его предки. Касаясь этой темы, выступившая на вручении наград в 2007 от имени МИЦРВЕ Ольга Белова отметила, что работы, представленные на конкурс, несмотря на огромный разброс тем объединяет одно:

«Эти работы помогают понять, что среди людей и народов нет “своих” и “чужих”, а есть просто другие люди и другие народы, а также то, что толерантность – основа любой культуры».

К сожалению, сворачивание деятельности Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства в 2008 г., привело к уменьшению количества работ на еврейскую тему, приходящих на конкурс, до примерно 30. Однако, благодаря усилиям Евроазиатского еврейского конгресса, интерес к данной теме сохраняется среди российских школьников и преподавателей. Можно выделить и региональный центр активности в написании работ с еврейской тематикой. Этим центром с середины 2000-х стала Пенза. Не проходит года, чтобы стараниями регионального координатора конкурса Татьяны Алфертьвой на конкурс «Человек в истории» не поступила бы работа, где затрагивается еврейская тематика. Деятельность Т.Алфертьевой по стимулированию интереса к истории евреев Евро-Азиатского региона среди школьников в 2010 г. была отмечена благодарственным письмом от Президента ЕАЕК Александра Машкевича. Последняя из работ, получившая награду ЕАЕК на конкурсе 2010 года, также была написана в Пензе. Одинадцатиклассник Вадим Гаврилов посвятил свою работу «В доме безысходного горя» судьбе евреев, высланных в Пензу во время Первой мировой войны из т.н. черты оседлости. 21 июня в Пензе состоялась торжественная церемония награждения лауреата, в которой приняла активное участие еврейская община во главе с Михаилом Цесисом.

Дополнительные ссылки:

Люди и судьбы
4 июля 2016
Всякое проявление антисемитизма всегда глубоко меня ранили, и я носителям никогда этого не прощал и не прощаю. Моей настоящей родиной была и есть Россия. Я всегда чувствовал себя ее сыном, хотя не очень часто ощущал ее родительскую любовь. Я здесь жил, любил, был любимым, был мужем и отцом… Мне не стыдно за прожитую жизнь, хотя кое-что, возможно, и следовало бы сделать по-другому. Но прошлое не вернешь…
5 июля 2016
В апреле 2004 года на конференции «Холокост» в еврейском центре мы познакомились с журналистом, интереснейшей женщиной – Людмилой Ефимовной Эппель. За чашкой чая разговорились о ее работе, содержании ее статей, и она рассказала о своих родителях. Ее рассказ заинтриговал нас, и мы решили встретиться с этой пожилой супружеской парой, чтобы поподробнее узнать историю их жизни.
5 июля 2016
Я уже говорил, что здесь, в районах повышенной радиоактивности, ее опасность не имела никаких внешних форм – ни цвета, ни запаха. Светило солнце, яркая синева неба над головой. И тут же, рядом, невидимый, коварный враг, несущий в себе смертельную угрозу всему живому на земле. Ни ощущения соприкосновения, ни ощущения боли... И в этом заключалась вся опасность для людей. Те, кто игнорировал предостережения, конечно же, платили за свою бесшабашность.
6 июля 2016
К столу, который стоял посередине комнаты, подошел обыкновенный молодой парень в черной рубашке „а-ля Толстой“, секунду осмотрел внимательно стол, медленно стал втягивать голову в плечи, зажмурил левый глаз, закусил верхнюю губу, вытащил из внутреннего кармана очки, дыхнул на них, вытер стекла краем черной рубашки, надел очки на кончик носа – и сразу превратился в сутулого старика.
Между Гитлером и Сталиным
6 июля 2016
Немцы не задерживали беглецов, но дубинками и прикладами давали им на дорогу последний показательный урок своей философии «расового мифа»; по ту сторону демаркационной линии в длинных тулупах, буденовских остроконечных шлемах и со штыками наголо стояли стражники «классового мифа», приветствуя скитальцев, бегущих на землю обетованную, спущенными с поводка овчарками или огнем ручных пулеметов.
6 июля 2016
Хватался за любую работу. Однажды за погрузку на вокзале заработал несколько десятков рублей. Купил себе новую рубашку, к ней галстук и кепку. Соседи по общежитию оглядели его со всех сторон и сказали: «Хитрый еврей всегда остается хитрым евреем». В этом суждении была вся суть антисемитизма! «Что бы я ни заработал тяжким трудом, своим горбом, что бы я ни сделал для науки, для людей я всегда буду другим, чем мои товарищи по «общаге», в дальнейшем и по работе – «хитрым евреем».
Катастрофа
7 июля 2016
Отец открыл дверь в сенцы, а там на чердаке – еврей сосед. Говорит, Иван, я побуду тут до вечера, а потом уйду. Он ведь понимал, что немцы одинаково наказывали и тех, кто давал приют евреям. Да где ж тут, сосед, мы ж люди, брали на себя ответственность. Вечером он ушел. Потом отец ушел набирать картошку из ямы. Открыл дверь, а там тоже, женщина еврейка и двое детей. Она говорит, я уйду, отец не стал и брать картошку
7 июля 2016
Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала... Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью
Следы еврейской жизни
7 июля 2016
Письмо податного инспектора Минусинского участка в Енисейскую казенную палату (1898 г.): Вильнер со всем своим семейством причислен казенной палатой с начала 1896 года в Минусинское купечество и как потомок еврея-поселенца в Сибири до 15 мая 1837 года имеет право на перечисление из крестьян в купеческое общество, а также имеет право на постоянное проживание в Минусинске и приобретение имущества
7 июля 2016
Вы очень смелый молодой человек! Я всегда приветствую любую поисковую работу по истории города, но вам помочь ничем не могу. Еврейская тема всю жизнь закрыта. Тут кропотливая работа опытного краеведа вряд ли даст какие результаты. Я более тридцати лет работаю с архивными материалами Тамбовской и Воронежской губерний, но официальных документов по этой теме не встречал.
7 июля 2016
В любую погоду и в любое время дня можно было услышать осторожный стук в окно. Выглянешь – там улыбчивые и опрятные, стоят Яша Рабинович с женой с тяжелыми кирзовыми сумками в руках: «Говядина, свинина, баг’анина – надо? Здг’авствуйте!» Супруги ходили по дворам, выясняли кто, где и когда собирается резать скотину, потом сами же помогали хозяевам в ее забое и разносили парное мясо по домам. Товар у них всегда был высокого качества, и мясо им заказывали не только в еврейском квартале.
7 июля 2016
Изучение иврита и издание светской литературы были запрещены. Разрешалось издание литературы на идише…, а культурная деятельность на идише хоть и допускалась, но лишь под усиленным надзором. Органами такого надзора являлись специальные еврейские секции (евсекции), учрежденные коммунистическими ячейками, которыми руководили «нееврейские» евреи… Начиная с 1919 года евсекции начали фронтальное наступление на евреев, используя в качестве ударной силы подразделения Чека
7 июля 2016
В беседе предупредил раввина, что в дни празднования еврейского религиозного праздника пасхи нельзя в синагогах устраивать пасхальных трапез, нельзя допускать раздачи общинной мацы бедным... Разъяснено также, что произносимые проповеди могут быть только религиозного содержания. Располагаю сведениями, что в первый день еврейской пасхи, т.е. 2 апреля 1950 г. синагогу посетило 80–90 человек верующих, в основном, престарелого возраста, из них не более 20 женщин, молодежи и средневозрастного состава не было. В последующие дни пасхи посещаемость составила не более 30–40 человек также за счет главным образом верующими преклонного возраста… Неизвестны и факты нарушения трудовой дисциплины в дни пасхи верующими рабочими и служащими государственных предприятий и учреждений…
Полустёртые следы
Российские школьники о еврейских судьбах

Похожие материалы

16 сентября 2015
16 сентября 2015
Девятого сентября для Вольного Исторического университета в «Мемориале» выступал Теодор Шанин. Его лекция - первая в цикле встреч "Историк за верстаком".
12 января 2012
12 января 2012
Международный конгресс «Россия и Польша: Память империй / империи памяти» пройдет в Санкт-Петерурге 26–28 апреля 2012 г.
22 января 2016
22 января 2016
Недавно в "Мемориале" прошла конференция по устной истории, на которую приехали с докладами исследователи из нескольких городов России и ближнего зарубежья. Мы предлагаем ознакомиться с программой прошедшей встречи, тезисами докладов или самими выступлениями докладчиков на видео.
24 мая 2016
24 мая 2016
Петр Тимофеевич рассказал мне, что были еще матвеево-курганцы, которые побывали на Кубе. Оказалось, на Острове Свободы, как в СССР называли Кубу, были и специалисты, и туристы из нашего поселка. Они часто встречались, общались между собой. Получилось такое «кубинское братство».