Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
11 мая 2010

Репортаж со школьного урока истории: «Так… следующее. Сталинградская битва. Когда была?»

Курская дуга, карта. Источник изображения: veteran1941-45.narod.ru

Великая Отечественная война за 6 часов: так школьники в 9-м классе изучают отечественную историю. На polit.ru опубликовали репортаж с места событий.

Урок истории.
Репортаж Елены Стрельниковой, Оренбург

(источник)

Я не была здесь 20 лет. Новая мебель, стены, проектор… и «наша» карта Курской битвы. Она тоже перекочевала в новую страну из прошлой жизни. И почему-то здесь схема Курской битвы, обороны, контратаки, немецкое кольцо четче и ярче, чем на современной компьютерной графике. На изучение Великой Отечественной войны сегодня в 9 классе Министерство образования России отводит 6 часов. В 80-е годы прошлого века мы этой темой занимались два месяца.

В класс стремительно входит историк, преподаватель высшей категории Юрий Николаевич Минакин. За плечами 33 года стажа. Его уроки – это дискуссии, общение, обсуждение. Как и нам 20 лет назад, он звонит в колокол (большой колокольчик возле доски) три раза. Вече девятого класса начинается.

Действующие лица: П — преподаватель, М — мальчики, Д - девочки

Преподаватель: Здравствуйте! Присаживайтесь, привели в порядок свои рабочие места. Убрали все лишнее. И теперь давайте вспомним события Великой Отечественной войны до начала коренного перелома… до 2 февраля 1943 года, когда капитуляцией Паулюса завершалась Сталинградская битва. Итак, внимание. Давайте вспомним важнейшие события Великой Отечественной войны. Девочки, я вам сказал убрать все лишнее. Когда началась война?

Весь класс почти хором: 22 июня.

П: Договорились: никто не выкрикивает.

Девочка: 22 июня 1941 года в 4 часа утра.

П: Итак, по каким направлениям наступали немецко-фашистские войска?

Мальчик: Север, центр, юг.

П: Группа армии «Центр» наступала на …

М 1: на Москву.

П: «Север»…

М 1: на Ленинград.

П: «Юг»..

М 1: на Киев.

П: Далее. Мы отступали от Москвы. Как случилось? Ведь мы так долго готовились. Помните годы индустриализации? Тяжелая промышленность – на оборону. Как случилось, что Красная Армия отступала с колоссальными потерями?

Д 1 и М 2 одновременно: Потому что внезапное нападение было.

П: Стоп. Стоп. Давайте сформулируем. Ваше мнение.

Д 1: Все снаряды не были готовы. Танки, самолеты …

П: Стоп. Сядьте, пожалуйста. Кто еще сформулирует? Только четко.

Д 2: Сталин думал, что Гитлер сначала захватит Англию, а потом пойдет на СССР

М 2: А еще…

П: Стоп. Вы перебиваете. Не даете до конца довести мысль.

Д 2: Но получилось по-другому. Гитлер пошел сразу на СССР.

П: Да. Нападение оказалось внезапным. Сталин был убежден: Германия ни за что не рискнет напасть на Советский Союз, не разгромив и не разграбив перед этим Англию. В результате войска не были приведены в боевую готовность. Да, верно. И что из этого вытекало?

Д 1: Не успели спрятать весь запас.

П: Да, не успели эвакуировать из угрожаемых районов. Все запасы Западного фронта достались гитлеровцам, фашистам. Еще?

М 1: Самолеты. Мы теряли самолеты..

П: Верно. Уже в первый день войны мы потеряли 1200 самолетов. Большую часть прямо на аэродромах. Они даже не успели взлететь. За неделю войны мы потеряли 5 тысяч самолетов. И в результате, что получилось? Немцы обеспечили себе …

М 2: Господство в воздухе. Попытки сконцентрировать силы для удара заканчивались тем, что налетала немецкая авиация и уничтожала.

П: Правильно и все верно. Еще.

М 3: Мы опасались удара со стороны Японии. Держали на Дальнем Востоке 20 дивизий.

П: Это тоже причина без всякого сомнения.

М 4: Опыт Германии. Ее уверенность в победе.

М 1: Мы воевали с коалицией.

П: Кто воевал на стороне фашисткой Германии?

М 1: Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия.

П: Тоже не малые силы, согласитесь. То, что против нас воевала Финляндия, здесь мы сами виноваты, согласны?

М 4: Война 39-40 годов. Мы начали эту войну. Это была агрессивная война, за которую нас исключили из Лиги Наций.

П: Все правильно. Хорошо. Еще причины. Вы забыли самую главную. Было потеряно управление войсками. Началось беспорядочное отступление. В 1941 году в плен попали более 3 миллионов человек. Мы потеряли всю кадровую армию. Соотношение сил изменилось в пользу фашисткой Германии. Еще одну причину вы все-таки не назвали. Кто сформулирует?

Д 3: Поиски виновных.

П: Правильно. Когда начались отступления, опять начались поиски виновных. Командующего Западным фронтом расстреляли. Да, Сталин нашел виноватых. Но мы сейчас говорим не об этом, а о том, что предшествовало войне. Что происходило накануне войны?

М 1: События в Польше?

П: Нет.

Д 2: Массовые репрессии?

П: Да. Что значит: массовые репрессии ослабили армию?

М 4: Остались молодые офицеры, которые были неопытны. 80 процентов командного состава было репрессировано. Три маршала из пяти.

П: Но ведь кого-то не успели расстрелять – Мерецкого, Рокосовского  — их же отпустили и поставили в строй. Вот здесь я хотел бы обратить внимание на один момент. Дело даже не в том, что кого-то расстреляли. Повторяю, что кого не расстреляли, многих вернули в строй. Дело было в другом. Страх! Страх сковывал инициативу. Командиры боялись брать на себя ответственность. В тоталитарной системе, где нижестоящий беспрекословно выполняет волю вышестоящих командиров, никто не хотел брать на себя ответственность. Вы не представляете, какое количество больших и малых дел был вынужден решать лично Сталин! Потому что без него боялись нести ответственность! Так вот, когда было потеряно управление войсками, оказалось, что самостоятельно действовать мы не можем. В той системе такой страх был понятен. Это тоже важный фактор.

Хорошо. Теперь скажите еще один неприятный момент. Мы все знаем, что в странах Прибалтики, на Украине (теперь мы говорим «в Украине»), в Западной Украине происходит процесс героизации тех, кто сражался на стороне фашисткой Германии. Почему часть населения приняла немцев доброжелательно?

М 1(неуверенно): Те же репрессии.

Остальные даже не пытаются дать внятный ответ.

П : Ребята, как это не трагично, в этом мы сами виноваты, что какая-то часть населения в начале войны встретила фашистов доброжелательно. Ведь еще не было известно о тех страшных зверствах, которые они совершили и совершали. Но когда Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика вошли в состав СССР, здесь начались социалистические преобразования, и проводились они какими методами?

М: Агрессивными.

П: Нет. По-другому. Они проводились…

М 2: Сталинскими методами. Насильственная коллективизация и репрессии.

П: Правильно. Тем самым мы восстановили против себя немалую часть населения. И мы это должны понимать. Но это отнюдь не дает право героизировать фашистских пособников. Идем дальше. Сжато – Московская битва.

Д 3: Немцы подошли вплотную в Москве. Оставалось 25 км. Правительство уже готовилось покинуть столицу. Дипкорпус перевезли в Самару. Настроились, что Москву мы сдадим. Ее заминировали, начали строить рвы.

П: Стоп. В детали не будем вдаваться. Московская битва делится на два этапа. 1 этап…

Д 4: Наступление немцев.

П: А второй?

Д 4: Наоборот, атака.

П: Контр…

Д 4: …наступление.

П: Советских войск. Когда наши перешли в контрнаступление под Москвой?

Все почти хором: 5 декабря 41 года.

П: Значение Московской битвы. Кто сформулирует?

Д: Развеян миф о непобедимости фашисткой армии.

М: Сохранение столицы.

П: В последнем мифа нет. Миф – окончательно был разрушен план молниеносной воны. Хорошо. Ответьте мне только: разве Московская битва не способствовала подъему освободительного движения в покоренных фашистами странах? (Дети теряются…) Безусловно! И к этому времени окончательно сложилась антигитлеровская коалиция. Какие страны входили в состав антигитлеровской коалиции, воевали с фашисткой Германией?

М: Англия!

П: Не выкрикивайте. Скажите вы.

Д: США и Англия.

П: И еще ряд других стран, но прежде всего Англия и США. Все правильно. Однако когда будет открыт второй фронт?

М 1: В 44-м.

П: Молодец. Мы еще об этом не говорили на уроках, а ты знаешь. Да, только в 44-м. Союзники тянули с открытием второго фронта. Черчилль объяснял это тем, что не было плавсредств. Я думаю…

М: Он берег своих солдат.

П: Берег своих солдат… Согласен. Но, я думаю, они все-таки боялись немцев. Они боялись немцев. Так… следующее. Сталинградская битва. Когда была?

М 3: Какая?

П: Сталинградская.

Д: В мае…

М 3: Сентябрь 42-го. Бои в городе начались.

П: Контрнаступление наших войск когда началось?

Д и М одновременно: 19 ноября.

П: И завершилась битва …

Д: 27 ноября.

П: Неправда.

Д: Ой, 2 февраля 43 года.

П: Что произошло 2 февраля 1943 года?

Практически хором: Была капитуляция.

П: Теперь несколько вопросов к вам, ребята. Свое мнение сформулируйте. В 42 году мы испытали горечь отступления. Еще на сотни километров Красная Армия откатилась назад к Волге. Чем вы объясните, что немцы вновь прорвали нашу оборону и продвинулись до Волги? После блестящей победы под Москвой как эта трагедия могла произойти?

М: Большинство наших сил было сосредоточено на центральном фронте. А Гитлер бросил свои силы на юг к Сталинграду.

П: Почему так случилось? Кто объяснит успех немцев?

М 1: Страх советских войск перед Гитлером.

П: Неправда. Вот здесь это уже неправда.

М 2: Это стратегическая ошибка нашего командования. И прежде всего Сталина. Сталин решил, что немцы продолжат наступать на Москву. А немцы подготовили наступление на юге страны.

П: Это была страшная трагическая ошибка, которая стоила нам сотни тысяч жизней. В ходе отступления Сталин издает приказ 227.

Д: Ни шагу назад.

П: Приказ, который впервые в нашей стране был опубликован в военно-историческом журнале только в 1989 году. Что вы знаете о знаменитом приказе 227? Пожалуйста.

Д: То, что всех трусов, предателей расстреливали.

М: Можно я? При отступлении назад без приказа…

Д: А… да, да, да!

М: … разрешалось стрелять в своих солдат.

М 1: Делали окопы еще за нашей армией.

М 3: Особисты наших расстреливали.

П: Ни шагу назад. Трусов, паникеров командиры могли расстреливать на месте. Если командиры, политработники допускали отступление без приказа, куда их направляли?

М: В «горячие точки».

П: В «горячие точки»… В штрафные роты и штрафные батальоны, которые бросали…

М: …в самое пекло.

П: Да, в самое пекло. На прорыв укрепленных позиций противников. Еще один момент вы упустили. Позади наших частей …

М 1: Стояли особисты.

П: Не особисты. А как они назывались… (Тишина в классе). Заградотряды.

М 1: У них было еще назначение, когда прорывали 1-ю линию обороны, они заполняли эту брешь своими силами.

П: Я спрашивал отца, как они относились к заградотрядам. Он говорил: «Нормально. Мы теперь знали: ни справа, ни слева не отступят без приказа». Может быть, на войне нужна была такая встряска, конечно…. Хотя это страшно. Как и вообще война – страшная вещь.

Итак, начинаем новую тему. Курская битва. Запишите, пожалуйста: завершение коренного перелома. Запишите сразу хроникальные рамки: с 5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года. Итак, внимание! Все приготовились слушать? Весной на советско-германском фронте наступило затишье. Сводки Совинформбюро постоянно сообщали: на фронте ничего существенного не произошло.

Оставшиеся 15 минут урока идет больше в форме монолога преподавателя. Юрий Николаевич все время пытается вовлечь ребят в беседу, заставить размышлять, прогнозировать, анализировать. Реагируют по большей части мальчики. Наши мальчики во все времена историей интересовались больше, особенно военными событиями, чем девочки. Правда, и здесь заметно, что из почти 20 девятиклассников тех, кому реально интересно, на уроке не больше 10 человек. Работают на уроке еще меньше. Человек семь, не больше. «Я думаю, что они воспринимают историю более равнодушно, чем мне хотелось бы, — говорит Юрий Минакин. – Всплеск интереса к истории приходится на 90-е годы».

 

И напоследок: мини-диалог, который получился у нас с ребятами сразу по окончании урока.

Я: Можно было бы избежать Второй мировой войны?

Девочка: Фашизм процветал, и это должно было произойти.

Мальчик: Два тоталитарных режима России и Германии дали повод к войне. Режимы Сталина и Гитлера столкнулись.

М 2: А, на мой взгляд, фашистская идеология привела к войне. Настроения в обществе.

Я: Сегодня в мире часто звучит точка зрения, что войну выиграл не СССР. Что думаете вы?

М: Это клевета. Союзники присоединились к нам только в 44-м, когда мы уже фактически победили всю армию Гитлера.

Д: Повторилась 1-я мировая.

М 2: Победил Советский Союз, ведь мы столько сил потеряли в этой войне!

Я: Как вы оцениваете фигуру Сталина?

М: Весьма противоречивая натура, на мой взгляд. С одной стороны этот человек был жесток, было очень много просчетов стратегических. Но нельзя не оценить его вклад, что он выиграл эту войну и провел много успешных операций. Также это коллективизация, которая сильно подняла нашу промышленность. То есть у него есть много плюсов и минусов, мы не можем говорить однозначно.

Д: Но его репрессии довоенные простить нельзя!

М: В современном обществе наши политические силы пытаются привить нам ненависть к сталинскому режиму. Идет антиагитация. Мы видим это и в учебниках. Авторы выставляют его явным диктатором, очень жестоким человеком.

Д: Он на самом деле таким и был!

М 2: Все-таки я не соглашусь с Александром. В моем понимании Сталин – фигура очень неприятная в истории. Сколько было репрессировано наших граждан, которые на самом деле не были предателями и попадали в плен не по собственной инициативе, но все равно их репрессировали. Тот вклад, что был сделан, это был вклад всего советского народа. И победы добивались всем командованием, а не только одной фигурой Сталина. Списывать победу в Великой Отечественной войне на одного человека – это неверно. Здесь много противоречий в этой победе, но это победа всего народа.

М: Но ведь в репрессиях можно винить не только Сталина, но и Берию.

М 3: России нужна тогда была твердая рука, и она пришла в виде Сталина.

Я: Сегодня такое возможно?

Д: Нет, нет той страны, нет того единства, которое было.

Д 1: Сейчас свобода слова. Демократия. Только каждый сам за себя.

М 1: Мы почувствовали, что мы можем говорить практически свободно.

М: Нет, Паш.

М 1: Если сравнивать с тем временем.

М: Ну, да.

М 1: Мы вкусили, что такое демократия, и мы не придем к тому сталинскому режиму.

М 3: То, что мы видим сейчас, – это повторение того же авторитарного режима. Есть много сфер свободных для общества, но в политику не суйся.

11 мая 2010
Репортаж со школьного урока истории: «Так… следующее. Сталинградская битва. Когда была?»

Похожие материалы

11 октября 2016
11 октября 2016
Михаил Мельниченко о перезапуске «Прожито», новых горизонтах проекта, роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе в оффлайн
20 марта 2014
20 марта 2014
Пятнадцатого марта 75 лет назад вермахт оккупировал Чехию, и вскоре после этого был учрежден протекторат Богемии и Моравии. То, что поначалу выглядело как стремительный триумф Гитлера, на деле подготовило почву для Второй мировой войны.
8 февраля 2011
8 февраля 2011
С конца января по 23 февраля во многих российских школах проходят «Уроки мужества».
5 мая 2017
5 мая 2017
Необычное учебное пособие по советской истории для старшеклассников, призванное научить школьников работать с документами и уже опробованное в нескольких чешских школах.

Последние материалы