Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 июля 2010

Девальвация наград: российская политика памяти

Борис Орлов. Иконостас, 1991. Источник фото: artinfo.ru

В России крайне велико число генералов на тысячу жителей – это связано не только с героизмом как базовой ценностью, но и с произошедшей во второй половине XX века девальвацией наград. Волны девальвации (а заодно и соответствующую им политику памяти) отслеживает специалист по военно-политическому анализу Анатолий Цыганок

В своей статье на polit.ru «Девальвация наград» Анатолий Цыганок ставит диагноз наградной российской системе. В ней девальвированы фронтовые и боевые награды СССР и проведена «героизация» ведомственных и общественных наград.

Можно выделить три волны девальвации:

  1. Конец Великой Отечественной войны (1944 г.): введён порядок награждения орденами и медалями военнослужащих Красной Армии за выслугу лет; награждения боевыми наградами за выслугу лет приняли массовый характер
  2. Отмена наградных («орденских денег») в 1947 г. Группа Героев Советского союза обратилась в Верховный Совет с «просьбой-предложением»: учитывая тяжелое положение народного хозяйства СССР – отменить выплату так называемых орденских денег. В результате многие инвалиды были приговорены к попрошайничеству на вокзалах и базарах, а ордена потеряли всякую цену – ими играли мальчишки послевоенного поколения
  3. Девальвация ордена Отечественной войны в 1985 г.: в связи с 40-летием Победы  был введён юбилейный вариант наиболее почетного ордена фронтовиков. Он вручался всем оставшимся в живых ветеранам Великой Отечественной войны и являлся по сути не боевой наградой, а скорее знаком отличия ветерана войны («значком»).

Из-за дублирующих наград и буквальных девальваций (потери не только ценности, но и цены) произошло размывание орденской системы, а, во многом, и фактической памяти о войне (можно также вспомнить современную ситуацию с георгиевскими ленточками).

16 июля 2010
Девальвация наград: российская политика памяти

Похожие материалы

24 февраля 2018
24 февраля 2018
В 1942 году в их доме жил немецкий офицер. В один из вечеров, вернувшись в дом, он кинул свой мундир на верстак и сел за стол. Маленький Василий подкрался к верстаку, вытащил из кобуры пистолет и направил его на немца, говоря при этом «Пиф-паф». Немец тут же выхватил пистолет из рук ребенка, отшвырнул мальчика в угол комнаты и начал что-то громко кричать по-немецки.
17 марта 2015
17 марта 2015
Мы собираем средства на проведение экскурсий и организацию фотовыставки Эмиля Гатауллина о шаламовских местах на Колыме.
28 сентября 2009
28 сентября 2009
В третьей части интервью с историком Александром Гурьяновым поднимаются вопросы о том, как вспоминают о событиях начала Второй Мировой войны в Польше и России, обсуждаются «скелеты в шкафу» в истории обеих стран, отношение к таким болезненным вопросам, как Катынь, раздел Чехословакии в 1938 г., еврейские погромы в Польше и Украине.
29 августа 2015
29 августа 2015
После окончания Второй Мировой из захваченных немецких архивов западная общественность узнала о секретных протоколах к пакту Молотова-Риббентропа. Как послевоенная Европа среагировала на скандал, можно узнать из нашего перевода колонки дипломатического корреспондента The Times в номере от 24 февраля 1948 года.

Последние материалы