Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
30 апреля 2010

«Пишите так, чтобы было кратко и неясно»

На polit.ru опубликована аналитическая статья историка Николая Копосова против нового проекта мемориального закона, представленного в Парламент партией «Единая Россия». Новая версия законопроекта, на первый взгляд, кажется «приличнее», но по сути, ничего не меняет – текст труднодоступен и открыт множуству интерпретаций. Кроме того,  новые формулировки оказались ещё более размытими – авторы предлагают запретить отрицать факты, установленные Нюрнбергским трибуналом.

В статье автор восстанавливает последовательность событий последнего года, связанных с мемориальным законом: предложение первого законопроекта, создание комиссии против фальсификации истории, принятие поправки в УК РФ, протесты общественности, в том числе – международной, реакция Правительства, вторая версия закона…

Апелляция разработчиков к решениям Нюрнбергскому трибунала объясняется, по мнению автора, следующим:

«С одной стороны, разработчики не потрудились изучить документ, на который ссылаются. С другой – они, возможно, полагают, что если дело дойдет до его использования в суде, экспертиза покажет все, что требуется, а судьи не станут задумываться над условиями, в которых проходил процесс».

Между тем,

«Приговор явился компромиссом между державами-победительницами; он не привлекал внимания ко многим неудобным для них фактам (а иногда не имел возможности точно их установить); порой прибегал к двусмысленным формулировкам. Он труднодоступен для рядовых граждан, в полном объеме известен лишь специалистам и труден для использования даже в историческом исследовании. По ряду вопросов точка зрения, сформулированная в Приговоре, сегодня уже не разделяется даже российским руководством»,

– говорит Копосов. Подробное пояснение этих пунктов составляет большую часть его статьи. Кроме того, чрезвычайно важной представляется её финальная часть – о неприемлимости любых законов, регламентирующих установление исторической истины:

«Именно автономия академической среды, если она достаточно развита, как это свойственно демократическим странам, ограничивает вмешательство политики в историю. Тот, кто разделяет крайние взгляды и нарушает профессиональные нормы, конечно, рискует – репутацией, карьерой. Таков механизм общественного влияния на ученого. Это очень мощный механизм. Но это не ограничение гражданских свобод».

Полная версия статьи на polit.ru

Похожие материалы

7 ноября 2014
7 ноября 2014
Хара-Усун. Небольшой хутор в калмыцкой степи. Уже давно он прекратил свое существование. Хотя по административному делению хутор относился к Ростовской области, но до Ростова было почти 500 км, до Волгограда – 300, а до Элисты – около 70. Здесь жила большая семья Сергея Павловича Скрынникова и Акулины Лазаревны, в ней родилось 6 мальчиков и одна девочка.
21 марта 2016
21 марта 2016
Вторая часть октябрьского доклада Эрнста ван Альфрена, в которой голландский исследователь помимо всего прочего обращается к творчеству писателя Дмитрия Быкова и режиссера Андрея Звягинцева.
21 сентября 2010
21 сентября 2010
Новый опрос, проведенный в августе 2010 года Левада-Центром, раскрывает массовые представления о советско-германском военно-политическом сотрудничестве в начале Второй мировой войны.

Последние материалы