Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 апреля 2010

«Пишите так, чтобы было кратко и неясно»

На polit.ru опубликована аналитическая статья историка Николая Копосова против нового проекта мемориального закона, представленного в Парламент партией «Единая Россия». Новая версия законопроекта, на первый взгляд, кажется «приличнее», но по сути, ничего не меняет – текст труднодоступен и открыт множуству интерпретаций. Кроме того,  новые формулировки оказались ещё более размытими – авторы предлагают запретить отрицать факты, установленные Нюрнбергским трибуналом.

В статье автор восстанавливает последовательность событий последнего года, связанных с мемориальным законом: предложение первого законопроекта, создание комиссии против фальсификации истории, принятие поправки в УК РФ, протесты общественности, в том числе – международной, реакция Правительства, вторая версия закона…

Апелляция разработчиков к решениям Нюрнбергскому трибунала объясняется, по мнению автора, следующим:

«С одной стороны, разработчики не потрудились изучить документ, на который ссылаются. С другой – они, возможно, полагают, что если дело дойдет до его использования в суде, экспертиза покажет все, что требуется, а судьи не станут задумываться над условиями, в которых проходил процесс».

Между тем,

«Приговор явился компромиссом между державами-победительницами; он не привлекал внимания ко многим неудобным для них фактам (а иногда не имел возможности точно их установить); порой прибегал к двусмысленным формулировкам. Он труднодоступен для рядовых граждан, в полном объеме известен лишь специалистам и труден для использования даже в историческом исследовании. По ряду вопросов точка зрения, сформулированная в Приговоре, сегодня уже не разделяется даже российским руководством»,

– говорит Копосов. Подробное пояснение этих пунктов составляет большую часть его статьи. Кроме того, чрезвычайно важной представляется её финальная часть – о неприемлимости любых законов, регламентирующих установление исторической истины:

«Именно автономия академической среды, если она достаточно развита, как это свойственно демократическим странам, ограничивает вмешательство политики в историю. Тот, кто разделяет крайние взгляды и нарушает профессиональные нормы, конечно, рискует – репутацией, карьерой. Таков механизм общественного влияния на ученого. Это очень мощный механизм. Но это не ограничение гражданских свобод».

Полная версия статьи на polit.ru

Похожие материалы

14 марта 2016
14 марта 2016
На новой выставке в «Мемориале» можно понять, что и как рассказывают школьникам в разных странах Европы о ключевых событиях и явлениях Второй мировой.
20 ноября 2013
20 ноября 2013
Обзор современной белорусской политики памяти о Холокосте через призму памятников - Холокост между памятью о местных этнических сообществах и национальными представлениями о виктимизации.
26 апреля 2016
26 апреля 2016
В тридцатую годовщину трагедии в Чернобыле мы публикуем работу Дарьи Главиной и Сергея Юрова из села Матеев Курган, основанную на свидетельствах ликвидаторов.
31 января 2011
31 января 2011
27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, общество «Мемориал» посетила немецкая исследовательница литературы и культуры, антрополог Алейда Ассман

Последние материалы