Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 июня 2010

«Современное восприятие истории» станет гвоздем детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля

С 11 по 14 июня 2010 года в Центральном доме художника пройдет 5 Московский международный открытый книжный фестиваль. Среди спецпрограмм – «Современное восприятие истории». Европейские специалисты расскажут о специфике преподавания истории детям в разных странах Евросоюза, а школьников приглашают на ток-шоу

Фестиваль – это праздник книги и одновременно большой летний опен-эйр: на три дня территория ЦДХ превращается в пространство, подходящее для нетривиального знакомства с последними книжными новинками, писателями, художниками и издателями из разных стран мира.

Детская программа ММОКФ

С момента возникновения ММОКФ программа для детей по масштабу не уступала взрослым и со временем превратилась в фестиваль внутри фестиваля – в ее рамках объединились едва ли не все направления искусств.

Каждый год организаторы пытаются обозначить для детской программы несколько тем, которые считают наиболее актуальными, и максимально полно раскрыть их с помощью комплекса мероприятий. На этот раз в центре внимания окажутся «Экология и транспорт» , «Современное восприятие истории», «Критика взрослого», «Являемся ли мы наследниками СССР» и «Прощение».

Все эти темы создают своего рода концептуально единое пространство: организаторы пытаются придумать и сгруппировать мероприятия таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом.

Детская программа этого года содержит ряд новшеств.

  • Во-первых, видоизменились детские площадки – привычный шатер дополнят открытый амфитеатр и летний бар с кухней, поваром и меню по мотивам известных сказок и стихов. Более того, впервые в истории фестиваля художник Зина Сурова создала единое детское пространство, посвященное транспорту и защите окружающей среды – с рельсами, шлагбаумами, поездами и экологическими правами взамен традиционного паспорта.
  • Во-вторых, появился целый корпус специальных мероприятий для взрослых о детях, истоки которых были заложены в прошлогодней программе Euroreadings. Центральной программой станет «Современное восприятие истории» – европейские специалисты расскажут о специфике преподавания истории детям в разных странах Евросоюза. Дополнит программу семинар «Критика детской литературы» – с гостями из Франции и Швеции.

Объявление для школьников (и других участников)

Дорогие школьники и нешкольники!

Молодежная программа Московского международного открытого книжного фестиваля приглашает вас на наши теперь уже традиционные ток-шоу.

В прошлом году мы обсудили такие важные для любого школьника вопросы как современная школа, социальная агрессия, журналы для подростков и отношения внуков с дедушками и бабушками. Нам очень понравилось слушать подростков, спорить с ними, задавать им вопросы. Мы наивно думали было, что школьникам будет трудно разговаривать со взрослыми, что им не хватит дискуссионных навыков и зрелости суждений, однако мы были приятно удивлены, как грамотно умеют высказывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с чужими доводами московские школьники.
Поэтому в этом году мы решили затронуть проблемы гораздо более широкого плана, над которыми нет согласия в среде взрослых. А вдруг — подумали мы — школьникам проще будет ответить на некоторые вопросы, чем взрослым? Вдруг взрослым экспертам не хватает подчас юношеского задора и непосредственности для создания и формулировки свежих смыслов?

Мы приглашаем активных участников и пассивных, потому что слушать и голосовать — тоже интересное и важное дело!

Дорогие взрослые, приходите тоже! Специальная форма участия предусмотрена, конечно, и для вас!

И между прочим, ток-шоу будут записываться на радио и телевидение!

За четыре дня фестиваля (11-14 июня) мы предлагаем обсудить 4 темы.

1) «За что и как просить прощения?»
Приходилось ли вам просить прощения? Символическое и личное значение просьбы о прощении. Когда и за что стоит просить прощения? Бывают ли ситуации, когда не надо просить прощения? Просят ли взрослые прощения у детей? За что им стоило бы попросить прощения? Прощение и раскаяние. Что следует за прощением? Ответственность и чувство вины. Бывает ли ответственность за чужие поступки? Что такое коллективная ответственность? Есть ли сроки давности у своих и чужих ошибок? “Кто старое помянет, тому глаз вон”? Бывают ли ситуации, когда прощения просить уже не у кого?

2) «Критика взрослого»
Можно ли критиковать взрослых? Всех ли взрослых стоит критиковать? Чего мы хотим добиться, критикуя взрослого? Нужно ли взрослым, чтобы их критиковали? Должны ли младшие давать оценки действиям старших? Критика личностей и поступков. Значение возраста и опыта? Чем отличается критика от обвинения? Кого вам приходилось критиковать? Кого вам хотелось бы покритиковать? Всегда ли у школьников есть пространство для критики взрослого?

3)«Мне 15. Являюсь ли я наследником СССР
Конечно мы задаем этот вопрос и тем, кому 12, и тем, кому 18. Нам интересно, что вы думаете. Гигантская страна, прекратившая свое существование за несколько лет до вашего рождения — имеет ли она отношение к нынешней российской молодежи? Что это было? Что мы знаем о ней? Какую роль сыграл СССР в мировой истории ХХ века? Что думают об этой стране наши сверстники в соседних и далеких странах? Можно ли давать моральные оценки государственным режимам? Что значила эта страна в жизни наших ближайших предков? Что будет дальше? Что нас связывает с СССР?

4) И последний разговор мы хотели построить вокруг фильма и книги «Подстрочник» Лилианны Лунгиной. Мы попросили режиссера сделать короткую фестивальную версию фильма специально для подростков. Книга подстрочник вышла в 2009 году и мгновенно стала бестселлером. Бестселлером среди взрослой аудитории. Почему? Может быть, потому что в жизни Лилианны Лунгиной как в зеркале отразился российский — да и не только! — ХХ век? Однако сама Лилианна Лунгина каждую главу адресовывала именно молодому поколению! Вот мы и хотели бы донести послание до адресата и посмотреть насколько оно может быть услышано!

Вести ток-шоу приглашены Алексей Литвиненко (сериал «Школа»), Екатерина Кронгауз (журнал «Большой город»), Григорий Пунанов (журнал «Форбс»), Олег Дорман (режиссер фильма «Подстрочник») и другие.

Помимо инновационных мероприятий, организаторы не отказались и от успешных программ прошлых фестивалей, среди которых: сторителлинг (рассказывать истории настоящий «сторителлер» из Англии будет 2 дня и – впервые – не только подросткам, но и детям 3-4 лет), разнообразные ток-шоу, акция «Одно стихотворение», которая объединит таких взрослых поэтов, как Алексей Цветков, Яна Токарева и др.

Из общего количества мероприятий стоит особенно выделить мастер-класс по критическому мышлению от философа Оскара Бренифьера, хип-хоп-презентация книги Владимира Радунского «Hip-Hop Dog», «Послание молодому поколению» Лилианны Лунгиной, выросшее из ее же «Подстрочника».

В детской программе примут участие как детские писатели – Стас Востоков, Вероника Кунгурцева, Юрий Нечипоренко, – так и молодые авторы, занимающиеся взрослой литературой, но внесшие вклад и в детскую – Юрий Клавдиев, Анна Старобинец, Александр Дельфинов и др.

Зарубежными гостями станут Анжела Наннети и Сильвана Гандолфи (Италия), сторителлер Кейт Уизерел (Великобритания), Рената Фучикова (Чехия), Реетта Ниемеля (Финляндия), Янни ван дер Молен (Нидерланды), Гурам Петриашвили (Грузия), Мариам Петросян (Армения), Оскар Бренифьер (Франция) и др.

Круглый стол: язык гражданского разговора

11 июня 18.30, шатер Бахчисарай

Анонс: За последние годы мы поняли, что говорить с нашими детьми можно и нужно практически обо всем. Мы преодолели многие табу русской и советской детской культуры. Мы научились отвечать на самые трудные детские экзистенциальные и бытовые вопросы, научились поднимать многие вопросы сами и, как кажется, выработали язык для подобного разговора, — язык честный, лишенный фальши и слащавости, но при этом понятный и эмоционально близкий детям и подросткам. Этот язык проявился в разговорах, в книгах для детей, в фильмах, выставках. Появились книги о смерти, о сексе, о семейных отношениях, о зависимости, о болезнях и многом другом.

Однако смогли ли мы выработать язык для разговора с детьми — с нашими детьми — на гражданские темы? Мы как будто договорились между собой о многих вещах, мы хотим, чтобы в России сформировалось гражданское общество, мы много чего делаем для этого. Но разговариваем ли мы об этом с нашими детьми? Не монополизирован ли детский гражданский
дискурс по-прежнему государством и массовой культурой? Есть ли адекватная альтернатива государственной риторике? Кажется ли нам, что годы советской пропаганды в школе и даже детском саду отучили нас от честного разговора с детьми на — все равно ведь — важные темы? Табуирует ли «наше маленькое гражданское гетто» темы, которые монополизирует государство? Как наладить диалог между двумя или более подходами?

Почему в России практически отсутствует блок, который занимает важное место в европейской и американской литературе для детей, о гражданском мужестве? Как честно рассказать детям о Сахарове, о Солженицыне, о Королеве, о Валленберге, о демонстрации 25 августа 1968 года и о многом-многом других так, чтобы детям было не скучно? Будут ли такие
книги написаны языком Бонч-Бруевича, Тынянова, Зощенко или Эйдельмана? Требуется ли создание совсем новой языковой традиции?

Мы приглашаем обсудить эту тему, попробовать вместе описать язык гражданского разговора с детьми на круглом столе в рамках детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля. Мы попросили одного молодого автора написать несколько пробных абзацев биографии Сахарова, чтобы обсудить этот опыт. Если кто-то еще выставит
на обуждение свой пробный вариант, мы будем рады обсудить!
Приглашаем всех, кому это интересно!

Участники круглого стола:
Сергей Лукашевский (Музей им. Андрея Сахарова)
Татьяна Григорьева (Теория Моды)
Наталья Мавлевич («Семья и школа»)
Борис Рогинский (Мемориал, педагог)
и многие другие!

5 Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль

Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль стал традиционным событием в культурной жизни Москвы. Фестиваль неизменно привлекает самую активную аудиторию — студентов, молодежь, специалистов в самых различных сферах знания, людей думающих и читающих. В этом году в рамках ММОКФ ожидается 200 (прошлый год + 20 %:) мероприятий.

Международный состав участников фестиваля очень широк и покрывает фактически все континенты. Ожидается приезд более 60 участников из более 20 стран. Кроме «звезд», уже известных и знаменитых в России, с 11 по 14 июня в Москву приедут писатели, которые станут популярными только завтра. Пять лет своего существования фестиваль постоянно трансформируется, адекватно реагируя на изменения общества и культурной ситуации в стране и мире. В 2009 году организаторы выбрали темой фестиваля — будущее. Почти все мероприятия так или иначе были связаны с основной темой. Выбор был связан с тревожными ожиданиями прошлого лета, неуверенностью и растерянностью, царящими в обществе.

В этом году кураторы решили не выбирать единой «удобной» темы. Были сформулированы несколько вопросов, которые, кажется, невозможно игнорировать, рассуждая о современном российском культурном пространстве. Некоторые из них:

  • современный взгляд на историю, ее переосмысление и адаптация к тем или иным политическим доктринам;
  • появление негосударственных культурных институций;
  • автономные, неформальные культурные практики.

Организаторы уверены, что

интересно и полезно проследить, как изменялись взгляды на одни и те же исторические события. Как официально и неофициально люди объясняют для себя не самые спорные моменты истории в России и за ее пределами?

В России появляются частные и общественные культурные инициативы. Во всем мире такая негосударственная деятельность берет на себя многие государственные функции в культурной и образовательной сфере. Возможны ли подобные практики в России? Интересно последить, что произошло с неформальными культурными объединениями, как они адаптировались к изменениям политической системы?

На пятом ММОКФ впервые пройдет книжная ярмарка. Отличие этой ярмарки от других российских — в ее доступности для самых небольших академических и независимых издательств, которые в силу небольшого бюджета не могут тратить существенные средства на участия в крупных выставках, таких как «NON/Fiction», «Книги России» и «ММКВЯ». Ярмарка служит не столько дополнительному привлечению посетителей, сколько привлечению внимания общественности к ситуации, сложившейся в независимом и академическом книгоиздании. На Фестивале попробуют продемонстрировать весь процесс создания и продажи книги — от первых бесед издателя и автора, до появления книги в магазине.

Организаторы понимают, что весь культурный процесс нельзя положить в прокрустово ложе данных тем, но заострить на них особое внимание считают важным.

Среди событий фестиваля важнейшее место традиционно займут встречи с писателями, публичные лекции, дискуссии с самыми популярными российскими и иностранными участниками. Так же будет представлены программы, посвященные театральной и драматической литературе, визуальному восприятию книги и искусству книжных художников и графиков. Электронным книгам и представлению текста не в книжном формате, всем вопросам, связанным с цифровыми технологиями, на Фестивале будет уделено самое пристальное внимание.

Программный директор: Борис Куприянов.

3 июня 2010
«Современное восприятие истории» станет гвоздем детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля

Похожие материалы

15 апреля 2015
15 апреля 2015
К 70-летию освобождения Красной Армией стран Центральной Европы от нацизма. О восприятии новой силы, пришедшей с востока, в лагере венгерских интеллектуалов середины – конца 1940-х гг. Как и большинство венгров, Шандор Мараи жил тревожным ожиданием. Месяцы нилашистского террора, пишет он, «сменились новой, столь же опасной, но при этом все-таки иной ситуацией». «Русский солдат – я не мог не думать об этом – вошел нынче не только в мою жизнь, со всеми проистекающими отсюда последствиями, но и в жизнь всей Европы. О Ялте мы еще ничего не знали. Знать можно было только то, что русские находились здесь». И они не просто вошли. «Я кожей и всеми своими органами чувств ощутил, что этот молодой советский солдат принес в Европу некий вопрос». «В Европе появилась некая сила, и Красная Армия была лишь военным проявлением этой силы. Что же она такое, эта сила? Коммунизм? Славянство? Восток?»
23 июля 2009
23 июля 2009
Портал www.shalamov.ru, работающий в контакте с «Шаламовским домом» в Вологде, – виртуальное место памяти. Его подразумеваемый подзаголовок – «Личность. Творчество. Эпоха» - охватывает существенный пласт истории XX века, которая предстает здесь как история страны, история идеологии, история литературы и биография конкретного человека. На сайте собраны не только литературные произведения Варлама Шаламова, воспоминания о нем и работы исследователей, но и уникальные документы, фотографии, свидетельства. Для школьных учителей есть раздел с методическими материалами.
14 июля 2014
14 июля 2014
Ассоциация военных поэтов – британская организация, которая собирает информацию о поэтах, чье творчество связано с войной. Алун Льюис – валлийский поэт, один из героев антологии АВП.
4 марта 2015
4 марта 2015
К годовщине смерти Сталина «Уроки истории» составили подборку стихотворений русскоязычных (русских, советских, российских, украинских) авторов о репрессиях.

Последние материалы