Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
1 мая 2010

Как помнят войну в Великобритании и России

Настольная медаль в память о первом годе Первой Мировой войны. Австрия, Венгрия. Источник фото: cogita.ru

«Военные памятники в Великобритании и в России: трансформации дискурса памяти в конце XX – начале XXI вв.» — такой доклад представила Наталья Данилова (Университет Ноттингема, ГУ-ВШЭ СПб) на Публичном социологическом семинаре ГУ-ВШЭ в Петербурге 29 апреля

Из абстракта доклада Натальи Даниловой (Университет Ноттингема, ГУ-ВШЭ СПб):


  • Память о войне – уникальное социальное явление. Память может передаваться от поколения к поколению, транслироваться через средства массовой информации, воспроизводиться во время ежегодных празднований или заявлять о себе через военные памятники и мемориалы. Многообразие маркеров памяти создает ее кажущуюся вневременность и сакральный статус.
  • На деле же изменение отношения к армии, новые войны, иные масштабные изменения в обществе провоцируют изменения социального ландшафта памяти. Поколения ветеранов уходят в небытие, снимаются новые фильмы о войне, появляются новые ритуалы и строятся новые памятники.
  • В докладе обсуждается трансформация мемориального ландшафта в двух странах, Великобритании и России, с начала 1990-х годов и до настоящего времени. Анализ сфокусирован на обсуждении дискурса памяти, пространственной организации мемориалов и их функционировании.
  • Несмотря на существенные различия в опыте мировых войн и военных конфликтов, оба случая демонстрируют результаты «бума коммеморации» (Нора 1998). Однако различия в историческом опыте и в опыте недавних военных действий определяют разные формы военной мемориализации в этих двух случаях.
  • Например, в Великобритании коммеморация Первой Мировой войны и других войн уступает место коммеморации опыта службы в армии. Современный российский опыт связан с двойственной коммеморацией: Великой Отечественной войны и «всех последующих войн».

Наталья Данилова профессионально занимается памятью о войне и социологическими проблемами, связанными с войной. Некоторые из её публикаций по теме:

Источник информации – cogita.ru
 

Похожие материалы

19 мая 2014
19 мая 2014
Бывает так, что имя исторического персонажа становится нарицательным и значительно превосходит своим значением человека, некогда его носившего. Возможно, отчасти из-за этого до сих пор не существует хорошей критической книжки о Степане Бандере.
26 июля 2010
26 июля 2010
Сетевой межрегиональный междисциплинарный проект «Учитель на войне» проводится на сайте образовательных сообществ «Открытый класс»
30 октября 2012
30 октября 2012
В августе неизвестные облили синей краской 10-метровый памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге. Формально месячная эпопея с очисткой беломраморной стелы завершилась лишь недавно: памятник восстановили в первоначальном виде, к нему приставили круглосуточную охрану, вроде бы переводят на баланс области (ранее числился за «Фондом Ельцина»). Инцидент исчерпан, однако само событие и реакция на него со стороны различных общественных объединений дают повод взглянуть более широко на практики мемориализации первого президента в современной России.
1 октября 2015
1 октября 2015
День победы меняется, подминает под себя другие праздники и даже порождает новые. Как это понимать и чем чревата милитаризация праздника специально для Уроков истории рассказывают исследователи современного фольклора Александра Архипова и Анна Кирзюк.

Последние материалы