Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
1 мая 2010

Как помнят войну в Великобритании и России

Настольная медаль в память о первом годе Первой Мировой войны. Австрия, Венгрия. Источник фото: cogita.ru

«Военные памятники в Великобритании и в России: трансформации дискурса памяти в конце XX – начале XXI вв.» — такой доклад представила Наталья Данилова (Университет Ноттингема, ГУ-ВШЭ СПб) на Публичном социологическом семинаре ГУ-ВШЭ в Петербурге 29 апреля

Из абстракта доклада Натальи Даниловой (Университет Ноттингема, ГУ-ВШЭ СПб):


  • Память о войне – уникальное социальное явление. Память может передаваться от поколения к поколению, транслироваться через средства массовой информации, воспроизводиться во время ежегодных празднований или заявлять о себе через военные памятники и мемориалы. Многообразие маркеров памяти создает ее кажущуюся вневременность и сакральный статус.
  • На деле же изменение отношения к армии, новые войны, иные масштабные изменения в обществе провоцируют изменения социального ландшафта памяти. Поколения ветеранов уходят в небытие, снимаются новые фильмы о войне, появляются новые ритуалы и строятся новые памятники.
  • В докладе обсуждается трансформация мемориального ландшафта в двух странах, Великобритании и России, с начала 1990-х годов и до настоящего времени. Анализ сфокусирован на обсуждении дискурса памяти, пространственной организации мемориалов и их функционировании.
  • Несмотря на существенные различия в опыте мировых войн и военных конфликтов, оба случая демонстрируют результаты «бума коммеморации» (Нора 1998). Однако различия в историческом опыте и в опыте недавних военных действий определяют разные формы военной мемориализации в этих двух случаях.
  • Например, в Великобритании коммеморация Первой Мировой войны и других войн уступает место коммеморации опыта службы в армии. Современный российский опыт связан с двойственной коммеморацией: Великой Отечественной войны и «всех последующих войн».

Наталья Данилова профессионально занимается памятью о войне и социологическими проблемами, связанными с войной. Некоторые из её публикаций по теме:

Источник информации – cogita.ru
 

Похожие материалы

9 января 2014
9 января 2014
В ноябре 2013 г. в методическом семинаре для учителей истории состоялось обсуждение фильма «Холокост – клей для обоев?» В дискуссии приняли участие учителя истории – руководители работ участников школьного конкурса Международного Мемориала и режиссёр фильма Мумин Шакиров.
14 октября 2016
14 октября 2016
Мы услышали ее задолго до того, как она появилась из-за поворота. Мы тут же стянули с бортов полиэтилен, который спасал нас от дождя, и стали бешено размахивать руками. Как будто еще издали не было видно, что нам нужна помощь – болтающийся в воде мотор, лодка плывущая без управления, накрытая полиэтиленом, а в ней четверо типов европейской наружности, закутанные во что придется.
5 июня 2014
5 июня 2014
Международное общество «Мемориал», Германский исторический институт и Фонд Фрица Тиссена (Fritz-Thyssen-Stiftung) провели круглый стол «История, память и управление эмоциями: Акторы, институты и средства коммуникаций в определении сложного прошлого Германии и России». Выступить с сообщениями пригласили германских специалистов по исторической памяти и формированию исторических экспозиций Йорга Ганценмюллера (университет Фридриха Шиллера, Йена), Андреаса Энгверта (мемориал «Берлин-Хоеншёнхаузен»), Оливера фон Врохема (мемориал «Концлагерь Нойенгамме»), Олега Аронсона (Институт Философии РАН), редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
21 декабря 2009
21 декабря 2009
Мемориальный комплекс, посвящённый войне 1941–1945 гг., был построен в 1995 г. архитектурной группой под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели, но его проектирование началось ещё в 1958 г. Обсуждение планов строительства в разные годы вызывало то больший, то меньший интерес, но наиболее активным было в конце 50-х, в 70-е и в первую половину 90-х гг. Возобновление и реализация этого амбициозного проекта в середине 90-х стало одним из знаков переориентации страны на имперский курс.

Последние материалы