Ленин и украинцы.
На протяжении 1919-1926 годов Вячеслав Липинский (1882-1931) писал работу, ставшею классикой украинского консерватизма – «Листи до братів-хліборобів» (Письма к братьям-хлебопашцам). Для Липинского – выходца из старой польской шляхты – принципиальное значение имел тезис о невозможности построения республики на руинах империи без участия старой аристократии. Успех большевиков он объяснял именно тем, что «война за мировое значение России» объединила Ленина, Брусилова, Куропаткина, и добавлял: «Да, пожалуй, и Ульянов не был бы Лениным, если бы в его жилах и в жилах его идейных помощников… не текла кровь старого московского служилого дворянства, которое опричниной и террором спасало московское государство при Грозном, во время “смутного времени”, при Петре Великом – спасает и сейчас под знаменем большевизма уже в четвертый раз»
Наблюдения и даже метафоры Липинского практически полностью совпадают с выводами «сменовеховца» Николая Устрялова, который называл Ленина «посмертным братом» Петра Великого, «глубочайшим выразителем русской стихии», «русским с головы до ног», «настоящим сыном России, ее национальным героем»
Годы украинской революции Липинский называет «временем для украинского Ленина» и добавляет: «Ленина мы не нашли. И в этом вся трагедия Украинской Республики»
Липинский долгое время сотрудничал с бывшим гетманом и последовательно выражал свою неприязнь как к «демократической заразе» Временного правительства и украинских социалистических правительств, так и к радикальному национализму Дмитра Донцова (1883-1973), который казался ему «эгоцентричным» и «пустословным».
Фигура Донцова является одной из центральных в истории украинской мысли. Будущий неформальный (поскольку сам никогда не принадлежал к ОУН) идеолог Организации Украинских Националистов родился в семье купца второй гильдии в Мелитополе. Учился в Санкт-Петербургском, Венском и Львовском университетах, и начал свою политическую биографию с марксизма. В 1905 году Донцов вступил в Украинскую социал-демократическую рабочую партию, откуда его исключили после выступления на студенческом съезде во Львове в 1913 году с лозунгом «отрыва от России». Кстати, на это его выступление критически отреагировал Ленин. В отличие от последнего, Донцов до конца жизни остался теоретиком и критиком, но не практикующим политиком.
«Фирменными» чертами публицистики Донцова, которая в 1930-е годы становится подчеркнуто националистической, были эмоциональность, нетерпимость, авторитарность. Оппоненты называли Донцова «украинским Струве», «фашистом», «примитивно нечестным» человеком, для которого «придумать факт, перекрутить цитату…все равно, что раз плюнуть» (слова академика-литературоведа Сергея Ефремова); «злобным, мстительным ослом Революции» (слова писателя-социалиста Владимира Винниченко); «худшей мерзостью», писания которой «настолько противоречивы, что он давно сошел бы с ума, если б относился к ним хоть капельку уважительно» (слова Липинского).
Сам Донцов неоднократно писал о политическом даре Ленина, о его «несравнимой ни чем» способности связывать воедино социальные и политические цели, «объять одной политической мыслью разные революционные идеи народа». По метафорическому высказыванию Донцова, Ленин понял, «чего хочет закованный зверь», то есть народные массы, и «в этом отношении он воистину велик, и лишь завистники могут отрицать в этом его гениальность»
Донцова восхищали методы, а не цели; политическая практика, а не идеология. В 1933 году он заявил, что в гитлеризме его, прежде всего, привлекает «решимость смертельной борьбы с марксизмом», что «наконец-то нашелся в Европе режим, который решил поступить с большевиками по-большевистски»
Идеолог украинского национализма недвусмысленно ставил Ленина в пример своим читателям. Критики же текстов Донцова (а их в послевоенной эмиграции было все меньше) обращали внимание на то, что его идеология является «своеобразным двойником большевизма». Эту мысль развил литературовед и лингвист Юрий Шевелёв, описавший донцовщину как болезненную реакцию на поражение украинской революции 1917-1919 годов, проявившуюся в наследовании методов врага. Большевизм как один из источников украинского интегрального национализма? Во всяком случае, Шевелёв видел типологичечкую близость между идеями Донцова и большевизмом в тезисе о «двух нациях» в каждой нации («буржуазной» и «социалистической» у Ленина или элите и «гречкосеях» у Донцова), «ненависти» к «черни», убежденности в том, что её должно возглавить «инициативное меньшинство», партийной цензуре литературы
Шевелёв не первым увидел в Донцове большевика. О том же, еще в межвоенное время, писал Васыль Кучабский (1895-1971). Профессиональный военный и активный участник политических процессов на Украине, в 1930-е Васыль Кучабский защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете и написал немецкоязычную историю украинской революции. Убежденный консерватор, понимавший консерватизм как отстаивание универсальных человеческих ценностей и религиозных чувств, Кучабский остро чувствовал опасность воинственного национализма, поставившего нацию «превыше всего, даже Бога и морали». Донцов для него — «типичный представитель Ориента», весь «этос» которого идентичен «этосу Ленина»
В изданной в 1925 году книге «Більшовизм і сучасні завдання українського заходу» (Большевизм и современные задачи украинского запада) Кучабский утверждал, что единственным позитивным результатом украинской революции 1917-1920 гг. стало то, что Галиция оказалась под властью Польши, тем самым избежав нивелирующего влияния Советской России. Кучабский подчеркивал ассимиляционную угрозу со стороны «украинизирующего» большевизма, способного уничтожить само чувство национальной индивидуальности, в то время как прямолинейная политика полонизации лишь стимулирует национальные чувства угнетенных народов
***
Для украинской консервативной и националистической мысли первой половины ХХ века ключевым сюжетом в рефлексиях о большевизме была его «укорененность» в русской истории и политической традиции. Образ Ленина как «возродителя и спасителя русской государственности»
По теме:
- Дмитрий Ермольцев. Советский миф о Ленине / urokiistorii
- Ленин – диктатор Советской России: The Times на смерть вождя Русской революции / urokiistorii