Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
8 апреля 2010

Фотоистория: выставки фотобиеннале

Франсуаза Югье. Из серии «Коммуналка», 2008. Источник фото: mdf.ru

Историю XX века в лицах, событиях и фотографиях можно увидеть на выставках проходящей в Москве до конца июня фотобиеннале. Мы составили их обзор: в нём – пионеры и классики советской фотографии, послевоенная Европа, Россия глазами иностранных фотохудожников (ветераны и коммуналки)

 

Аркадий Шайхет «Начало. 1923-1927»

30 марта — 25 апреля 2010, Галерея Искусств Зураба Церетели (ул.Пречистенка, д.19)

Настоящий выставочный проект представляет первый этап профессиональной деятельности «одного из основоположников советского репортажа» Аркадия Шайхета: от первой публикации в журнале «Экран» «Рабочей газеты» (1923) до выставки «Советская фотография за 10 лет» (март,1928).

 

Валерий Щеколдин «Обратная перспектива»

30 марта — 25 апреля 2010, Галерея Искусств Зураба Церетели (ул.Пречистенка, д.19)

Фотограф, запечатлевший провинциальную политическую и повседневную жизнь позднего Советского союза, рассказывает о своих работах: «Когда я делал свою серию снимков о ненаглядной наглядной агитации и глуповатой политической пропаганде, к которой нельзя было относиться всерьез, но которая, однако, делала свое дурацкое дело, я понял, что относиться к ней надо с юмором. Тогда я придумал для себя направление: «Соцкретинизм» — и стал последовательно выявлять абсурд системы»

 

Александр Бородулин «Ретроспектива. Часть I»

30 марта — 25 апреля 2010, Галерея Искусств Зураба Церетели (ул.Пречистенка, д.19)

Александр Бородулин, сын классика советской фотографии Льва Бородулина, начал снимать в 14 лет. На улицах Москвы он отыскивал сюжеты и ситуации, противоречащие официальной советской идеологии, и стал, по собственному признанию «фотодиссидентом того времени». Приехав в 1974 г. в США, Бородулин продолжает снимать, перенимая опыт американской фотографии и входя в круг фотографического истеблишмента Нью-Йорка 70-х. В 1980 г. Бородулин переезжает в Париж, а в 1988 г. возвращается в Москву с заданием от американского «Playboy» найти и сфотографировать русских девушек для сюжета «Женщины России».

 

Андрей Безукладников «Прозрачное время»

19 марта — 18 апреля 2010, ЦВЗ «Манеж» (Манежная площадь, 1)

Большая персональная выставка живого и признанного классика российской фотографии. «Прозрачное время» началось для него с предчувствия свободы в 1984-м, когда свободолюбие наказывалось тюрьмой. Он избрал себе миссию — документировать современность. В его документировании всегда присутствовал образ и возможность читать кадр символически, то есть работа художника, даже когда его возможности ограничивались отбором событий.  В конце 80-х его признала Европа. Он делал абсолютно современную по мировым критериям фотографию, из закрытой страны говорил на одном языке с выдающимися мастерами.

 

Сабина Вайс «Полвека фотографии»

10 апреля — 10 мая 2010, Фонд культуры «Екатерина» (ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка 7)

 Кавалер француского ордена искусств и литературы Сабина Вайс снимала французскую столицу 1950-х, особый послевоенный народный Париж. Это было «волшебное время, когда цыганские лошади вставали на дыбы на пустырях около Порт-де-Ванв», — говорит она. Вайс много ездила по миру  и следуя своему тонкому и чуткому порыву, она снимает мимолетные встречи, незаметные жесты, молчаливые паузы; схватывает непростой свет свечей, уличных фонарей, автомобильных фар. В своих фотографиях она не устает привязываться к людям: детям, одиноким женщинам, беднякам, — всем тем, кто порой оказывается отодвинутым на обочину общества.

 

Джеймс Хилл «День победы»

30 апреля — 23 мая, Московский музей современного искусства (Тверской бульвар, 9)

Британский фотохудожник в течение последних четырех лет сделал более 400 черно-белых портретов российских ветеранов. В снимках Джеймса Хилла отражается история современной России с её глубокими и разнообразными переживаниями. Лица его героев полны противоречивых эмоций — это счастье и одиночество, скорбь и гордость. Автор так объясняет свой подход к созданию проекта: «Когда я снимаю ветеранов, я не стремлюсь к героической патетике. Каждый из них и так герой. Я часто делаю 6, 8, даже 12 снимков подряд, и через несколько кадров поза фотографируемого меняется, начинает проглядывать что-то затаенное. В большинстве своем они не привыкли к тому, чтобы с них делали более двух кадров. И поэтому, когда я снимаю их чуть дольше, обычно скрытые чувства вырываются на поверхность».

 

Франсуаза Югье «Коммуналка»

24 марта—18 апреля 2010, Государственный музей архитектуры им.А.В.Щусева (ул. Воздвиженка, д.5)

Французская фотограф Франсуаза Югье когда-то занималась социальным черно-белым репортажем, теперь снимает рекламные кампании и считает мир моды своим любимым фотосюжетом. Между модными делами она успевает по заказу министерства культуры Индии поработать над репортажем об индийских муссонах, опубликовать несколько книг со снимками заворожившей её Африки и организовать городе Бамако первую биеннале африканской фотографии, а за дневник путешествия по Сибири получить премию World Press Photo. В 2000-м она решает провести несколько лет в Петербурге, чтобы поработать над темой коммунальных квартир. Книга «Коммуналки» выходит в 2008 году; за ней следует одноименный полнометражный фильм, представленный на Каннском фестивале.

«Самые первые дни в коммунальных квартирах Санкт-Петербурга были для меня особенно непонятны. Я знала, что мне надо будет еще не раз возвращаться сюда и узнавать какое-то волшебное слово, прежде чем я почувствую необычную атмосферу этих замкнутых пространств». Франсуаза Югье

 

Дополнительные материалы:

 

8 апреля 2010
Фотоистория: выставки фотобиеннале

Похожие материалы

28 декабря 2011
28 декабря 2011
Виртуальная выставка советских елочных игрушек из коллекции музея «Мемориала»
21 июня 2013
21 июня 2013
Работы Антипенковой Алёны, ученицы 10 класса школы № 871 г. Москвы - II место мини-конкурса urokiistorii «Места памяти, места забвения. Родной город, семейный архив».
20 июня 2017
20 июня 2017
В прошлом году в Москве стали появляться уличные знаки, указывающие на ключевые места советских репрессий. Куратор проекта Наталья Барышникова рассказывает об истоках идеи, её воплощении и возможных перспективах.
8 февраля 2013
8 февраля 2013
Многожанровый проект «Венера Советская» (Venus Sovietica) стартовал в 2007 году в Санкт-Петербурге в Русском музее. А в Москве он открывает площадку «Рабочий и Колхозница» музейно-выставочного объединения «Манеж».

Последние материалы