Как писались учебники истории при Сталине
Первый советский учебник по истории появился в 1930-е – в результате объявленного конкурса, ход которого тщательно контролировали Жданов, Киров и лично Сталин. Победитель – учебник Шестакова «Краткий курс истории СССР» — предлагал идею преемственности: великие люди прошлого (Александр Невский, Иван Грозный, Петр I) с древних времён строят мощное государство и борются с иноземными захватчиками. Заканчивается всё советским временем, а линия положительных царей упирается в Сталина. Хронология этого учебника, метод изложения и оценки оппозиции были заимствованы другими изданиями, а структура сохранилась и сегодня.
История создания учебников истории при Сталине — в рассказе историка Сергея Кудряшова на радио «Эхо Москвы»; под его редакцией в 2008 году вышел объемный том «Вестника Архива Президента Российской Федерации» «Историю – в школу: создание первых советских учебников».
Новая школа
После революции идеи немедленного нового мира и переустройства общества отразились и на школе: её пытались приблизить к производству — была отменена классно-урочная система и многие учебники, а история как дисциплина в советской школе отсутствовала до начала 1930-х. Историю заменяли курсом обществоведения – именно оно должно было ввести школьника в курс важных социалистических вопросов: происхождение человека, семья, история труда и классовая борьба.
История в СССР
Но 1930-е годы — пик устранения любых форм оппозиции и создания мощной системы идеологического контроля и управления гуманитарными науками. Высшее советское руководство взялось за историю: в 1931 г. журнал «Пролетарская Революция» публикует письмо Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», которое оказало большое влияние на развитие советской историографии. В нем Сталин фактически устанавливал право на монопольное толкование истории — историки лишались права обсуждать «аксиомы большевизма». Это письмо изменило преподавание, изучение и пропаганду истории в СССР: активизировалась работа Главлита (института цензуры советской власти), в библиотеках появились отделы специального хранения, архивы были переданы в НКВД и получили гриф «Секретно», в результате чего историки не могли больше опираться на источники, а должны были обходиться работами Сталина, партийными резолюциями и советской периодикой. Многие историки, которые профессионально хотели заниматься историей вынуждены были уходили в древность – в средние века, в античность.
Конкурс учебников
В 1934 году по решению Политбюро была создана специальная комиссия под руководством Жданова. Она должна была в короткие сроки подготовить учебники для средней школы. Сталин, Киров и Жданов даже составили конспект учебника («Замечания о конспекте учебника новой истории»):
«Показать, что Французская (и всякая иная) буржуазная революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи, цепи капитализма и буржуазной демократии, тогда как социалистическая революция в России разбила все и всякие цепи и освободила народ от всех форм эксплуатации, — вот в чем должна состоять красная нить учебника новой истории».
На конкурс было прислано 47 вариантов, но большинство из них были крайне слабыми: они обнаруживали незнание литературы и плакатные представления о прошлом (вроде «русская общественность узнала о проблемах закрепощения крестьян из романов Тургенева»). Сказывались проблемы с высшим историческим образованием: во время революции были отменены исторические факультеты в ВУЗах – МГУ, Санкт-Петербурге.
(Кстати, в военной академии перестали изучать историю тоже отчасти благодаря Сталину («стратегией занимается товарищ Сталин – это не наше дело»); институции, которая готовила бы военных историков нет до сих пор, а военно-исторические исследования далеки от научных профессиональных стандартов).
Явного фаворита на конкурсе так и не появилось, все тексты получали разгромные рецензии, а «победил» учебник малоизвестной группы историков под руководством профессора Шестакова из пединститута. Вообще-то это был учебник для 4-го класса, который из-за отсутствия выдержанных в марксистском духе учебников рекомендовали использовать и в старших классах. В нем был сделан упор на преемственность истории, акцент на сильные фигуры, наделённые огромной властью (Иван Грозный, Петр I), просто и правильно, в том числе и на уровне лексики, описывались события после 1917 года («партия большевиков разбила этих изменников»), а в конце детям давался совет:
«Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».
Хронология исторических изданий
- Т.о. первый советский учебник по истории (для начальной школы) был написан в 1937 году – «Краткий курс истории СССР». Учебник для 4-го класса. Под ред. Проф. А.В. Шестакова. М., 1937.
- Учебник для 10-го класса, последнего класса средней школы, появился в 1940-м (Базилевич В.К., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР. Учебник для X класса средней школы. М., 1940).
- В 1936 и 1938 гг вышли первый и второй тома «Истории Гражданской войны в СССР» — это был первый исторический труд, официально санкционированный и написанный под контролем высшего партийного руководства.
- В 1938 был издан также «Краткий курс истории ВКП (б)» — руководство по истории, не допускающее, по словам Сталина, никаких произвольных толкований.
Логика истории
Схема объяснения новейшей советской истории, сложившаяся к концу1930-х, оказалась очень удобной, и с тех пор применялась к другим событиям 20 века (а позже распространилась и на более далёкое прошлое). Неизменными оказывались организующая роль партии под руководством вождя, безупречность её стратегии и превосходство советского строя над другими режимами. Трудности развития всегда имели внешний (относительно партии, вождя и государственной власти) источник: внешние и внутренние враги. Уже никакие последующие события не оказывали принципиальное влияние на логику изложения: после войны в учебнике появились дополнительные военные главы (рассказывающие о «вероломном нападении» и победе благодаря гению Сталина / коммунистической партии / советского правительства и советского народа вообще), а при Хрущёве – выражения «просчёты» и «объективные и субъективные причины», позволявшие даже при критике культа личности избегать разговора об ответственности высшего руководства.
Дополнительные материалы:
- Программа «Эха Москвы» «Именем Сталина. Написание учебников истории при Сталине»
- «Учебник патриотизма: Литература в советской школе в 1940—1950-е годы»
- «История учебника истории» в «Новой газете» (газетный сериал): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Дубровский А.М. Историк и власть: От проблем исторического образования к новому облику исторической науки (1930-1950-е гг.)
- Сталин «О некоторых вопросах истории большевизма»
- «Историю — в школу: создание первых советских учебников». Вестник Архива Президента РФ. Под ред. С. Кудряшова. М., 2008 (подробнее — здесь)
- Михаил Гловиньский. Не пускать прошлого на самотёк. История ВКП (б) как мифическое сказание // Новое литературное обозрение, №22 (1996)
Подготовила Юлия Черникова