Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
29 декабря 2009

Фотовыставка «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х в СССР и США»

Выставка «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США», готовилась в США с 1996 по 1999 г. В США она была показана в 1999 г., российское турне состоялось в 2000 г. 200 фотографий 39 советских и 22 американских авторов, представленных на выставке, являются важным историческим источником, говорящем гораздо больше не о самой реальности 1930-х (времени Великой утопии и Великой депрессии), а о её желаемом образе. Ниже:
  • пресс-релиз выставки, включающий информацию о фотографах;
  • статья о выставке её куратора Лии Бендэвид-Вэл;
  • рецензия на выставку в газете «Культура», где также приводятся экспонируемые фотографии.

Пресс-релиз выставки «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США»:

30-е годы в истории ХХ столетия — эпоха окончательного формулирования и практического воплощения тех политических, экономических, идеологических, социальных и культурных закономерностей, которые определяли развитие и лицо мира до последних дней истекающего финального века второго тысячелетия.

Именно 30-е годы стали тем рубежом, где два государства — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, отношения которых оказывали решающее влияние на судьбы мира на протяжении большей части ХХ века, — заложили основы своего статуса сверхдержав.

Этой эпохе посвящена выставка “Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США”.

Концепция выставки ставит целью сопоставление форм отражения в фотографии жизни двух государств под влиянием господствовавших в то время в СССР и США общественных и художественных тенденций.

В выставку включено около 200 произведений 39 советских и 22 американских авторов. Произведения для выставки предоставили американские, европейские и российские музейные, архивные, корпоративные и частные собрания, среди которых Библиотека Конгресса США.

Источник и полный вариант пресс-релиза – здесь.

Лия Бендэвид-Вэл. Американская мечта и советская пропаганда (статья куратора выставки):

<…> На протяжении 1930-х годов как в СССР, так и в США, правительство специально готовило фотографов для того, чтобы обеспечить поддержку своим социальным программам. В США одно из правительственных учреждений, организованных в соответствии с разработанной Франклином Делано Рузвельтом программой “Нового пути” — Администрация по защите фермеров (FSA) — образовало внутри своей структуры Исторический отдел, задачей которого было обеспечение через средства массовой информации положительного представления о работе Администрации. Проектом руководил ученый и экономист Рой Страйкер и результатом его деятельности явилось создание скрупулезно составленного образа Америки в переходный период.

Сохраняя свойственную временам царизма традицию править с помощью указов, Владимир Ильич Ленин заложил в 1920-е годы основы тотального правительственного контроля за информацией. Он разработал бюрократическую систему, призванную обеспечивать газеты материалами, поддерживающими идею бесклассового общества. Иосиф Сталин построил и укрепил эту систему в 1930-е годы. В поисках искусства, которое могло быть понятно массам, правительство ухватилось за идею социалистического реализма и сделало его обязательной доктриной. Для того, чтобы пробудить веру в коммунизм, этот новый стиль предусматривал дидактическое использование искусства, которое стало упрощенным и доступным, оптимистичным и героическим. Так возник образ СССР, выполненный в духе социалистического реализма. <…>

Советские и американские фотографы были удивительно похожи — своей энергией, идеализмом и чистой любовью к фотографии. Тем не менее именно механическая, кажущаяся сродни научной, специфика фотографии привлекала к ней внимание публики. Советские и американские фотографы однако не рассчитывали только на такую предполагаемую подлинность и точность фиксирования события. И те и другие верили, что фотография имеет социальное предназначение, и для того, чтобы служить ему, она должна быть возвышающей и убедительной. Если документ будет монотонным и скучным, его смысл не будет воспринят. Методы усиления воздействия фотографии были различными: неразработанная, импровизированная, порой даже безыскусная видимость предполагала правдоподобие; композиции, показывающие людей, находящихся в тяжелых обстоятельствах, вызывали сочувствие; фотография, сделанная с низкого ракурса, отдавала должное героическим свершениям. Оставаясь незаметными, превращая свою работу в нечто имперсональное, фотографы подразумевали, что созданные ими образы носят объективный характер, это — лишь то, что было увидено и беспристрастно зафиксировано. <…>

В культурном и историческом отношении СССР и США в 1930-е годы кардинально отличались друг от друга. Самое глубокое различие — и именно оно в наибольшей степени отразилось на воссоздаваемом в фотографии образе страны — коренилось во взаимоотношениях между индивидуумом и сообществом. Русский импульс коллективности, которым воспользовались Ленин и Сталин, коренился в деревенском жизненном укладе, восходившем скорее, к временам далекой древности, чем к марксистским или коммунистическим идеям. Групповая деятельность служила выражением патриотизма, идей самопожертвования, ценности дружбы. Отражение этого можно увидеть в сюжетах фотографий — это спортивные парады (метафора сталинской машины, которая может контролировать и заменять любого индивидуума); политические съезды; рабочие, строящие мощные индустриальные комплексы; толпы колхозников; люди, слушающие радио или учащиеся грамоте. Персональный момент возникает в фотографиях редко.

В то время как советские фотографы прославляли огромное коллективное дело, американские фотографы стремились к большей интимности и в масштабе, и в сюжете. Даже американские строительные проекты выглядят на фотографиях куда скромнее, чем их советские аналоги. Политические съезды, которые в США считались скорее значительными, чем благоприятными событиями, происходили редко, еще реже их фиксировали на пленку. Приметы обыденной реальности — семьи у себя дома или в пути, социальная и церковная деятельность, рабочий, занятый своим трудом или отдыхающий после конца рабочего дня, — все это в наибольшей степени трогало Америку и образовывало основную ткань документальной фотографии эпохи.

Источник и полный вариант статьи – здесь.

Газета «Культура» о выставке:

 Для Советского Союза 30-е годы — время созидания и насилия, неотвратимого уничтожения человеческой личности и величайшего взлета человеческой мысли, время мучительнейшего напряжения и грандиозности жертв, время пропаганды мечты о светлом будущем — во имя одного из самых масштабных общественных деяний уходящего века — создания нового государства-титана.

Для США — это годы, когда Великая депрессия поставила под сомнение самое сущность американского образа жизни, время краха американской мечты и время пропаганды ее возрождения на новом пути для Америки.

В обеих странах, США и СССР, в тридцатых строился культ. Америка реконструировала миф американской мечты, а Россия строила вавилонскую башню коммунизма. В обеих странах весь народ, подобно вавилонским жителям, строил то, что на языке идеологии называлось “будущее” (аналоги: коммунизм, демократическое общество, мир и т.д.). Реальность не только стройки, но и будничной жизни народа в это время осталась запечатленной на фотографиях. Снимки этой эпохи обладают особой магией достоверности. Устроители, назвав коллекцию “Пропаганда и мечты”, соединили напластования смыслов каждой из составляющих названия выставки: соединили пропаганду в СССР периода коммунистического строительства и мечту в США эпохи экономической депрессии, надмирные идеи и агитацию за утопическое счастье.

Источник и полный вариант статьи (с иллюстрациями) – здесь.

 

29 декабря 2009
Фотовыставка «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х в СССР и США»

Похожие материалы

9 мая 2010
9 мая 2010
«Великое зарево» было первым фильмом, открывшим авторскую сталиниану М. Чиаурели. После войны режиссер вновь возвратится к этой теме и создаст посвященную Сталину трилогию: «Клятва» (Тбилисская к/ст, 1946), «Падение Берлина» (Мосфильм, 1949) и «Незабываемый 1919-й год» (Мосфильм, 1951). Благодаря грандиозному замыслу этих картин, где миф о Сталине был доведен до абсолюта, М. Чиаурели остался в советской истории как главный создатель сталинского культа в кино.
10 июня 2013
10 июня 2013
В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «В сторону света» – 25 фотографий архитектуры, сделанные в разные годы Игорем Пальминым. Прежде всего Пальмин известен своими портретами представителей «другого искусства» и архитектурной фотографией – классицизм, модерн, конструктивизм… «Естественно, я помню не каждый свой кадр, – говорит он, – но, пожалуй, большинство съемок. Это касается и архитектуры, и художников, и пейзажа»

Последние материалы