Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
13 ноября 2009

Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

"Ленин в Октябре", кадр из фильма

Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.

Методические рекомендации:

На уроках истории фильмы М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» можно использовать:

1) как повод для размышлений о роли советского кинематографа в конструировании массовых представлений об истории:

  • «Сила» (суггестивность) мифологических визуальных образов – одна из причин, по которой многие представители первых трех советских поколений до сих пор видят историю и личную биографию сквозь призму советской мифологии.


2) как наглядный пример советской канонической модели событий Великой Октябрьской Социалистической революции и Гражданской войны

  • При сравнении советского мифа о революции с «антисоветской» моделью военного переворота выясняется, что существует проблема реконструкции реальной картины исторических событий. Любая объяснительная модель истории «нагружена» идеологией и уже хотя бы поэтому является мифом. Обсудить возможный путь реконструкции реального исторического события: один из способов – поиск «субъективных фактов» в мемуарах, художественной литературе, дневниках (см. исследования Н. Козловой), что-то вроде «крупиц истории».


3) как повод для самостоятельных исторических исследований учеников: что можно сегодня узнать о том, кем в реальности были «враги» и «герои» Ленинианы (Бухарин, Каменев и Зиновьев, Родзянко и Керенский, Каплан, Дзержинский, Сталин и Ленин и др.)? Точки зрения, материалы, версии.

  • Возможная форма такой работы – создание «портфолио» (собрания различных материалов и высказываний об одном персонаже).


Другие возможные задания:

— сравнить фильм «Ленин в Октябре» с «Несвоевременными мыслями» М. Горького

— сравнить образы Сталина и Ленина в фильмах Ромма и в современных вариациях советских мифов (Сталин и Ленин на сайте КПРФ или в современных просоветских высказываниях);

— сравнить образы Сталина и Ленина в кино и в народных анекдотах

— сравнить миф о Ленине в кино и литературе 30-х годов

— сравнить сталинский и «оттепельный» миф о Ленине

 

13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»

Похожие материалы

15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.
7 июля 2016
7 июля 2016
В беседе предупредил раввина, что в дни празднования еврейского религиозного праздника пасхи нельзя в синагогах устраивать пасхальных трапез, нельзя допускать раздачи общинной мацы бедным... Разъяснено также, что произносимые проповеди могут быть только религиозного содержания. Располагаю сведениями, что в первый день еврейской пасхи, т.е. 2 апреля 1950 г. синагогу посетило 80–90 человек верующих, в основном, престарелого возраста, из них не более 20 женщин, молодежи и средневозрастного состава не было. В последующие дни пасхи посещаемость составила не более 30–40 человек также за счет главным образом верующими преклонного возраста… Неизвестны и факты нарушения трудовой дисциплины в дни пасхи верующими рабочими и служащими государственных предприятий и учреждений…
24 января 2014
24 января 2014
«Уроки истории» публикуют запись беседы с директором Российского государственного архива социально-политической истории, главным редактором издательства «Российская политическая энциклопедия» Андреем Сорокиным.
7 июля 2016
7 июля 2016
В беседе предупредил раввина, что в дни празднования еврейского религиозного праздника пасхи нельзя в синагогах устраивать пасхальных трапез, нельзя допускать раздачи общинной мацы бедным... Разъяснено также, что произносимые проповеди могут быть только религиозного содержания. Располагаю сведениями, что в первый день еврейской пасхи, т.е. 2 апреля 1950 г. синагогу посетило 80–90 человек верующих, в основном, престарелого возраста, из них не более 20 женщин, молодежи и средневозрастного состава не было. В последующие дни пасхи посещаемость составила не более 30–40 человек также за счет главным образом верующими преклонного возраста… Неизвестны и факты нарушения трудовой дисциплины в дни пасхи верующими рабочими и служащими государственных предприятий и учреждений…

Последние материалы