Музей Бутырской тюрьмы
Специальный корреспондент «Коммерсанта» Григорий Ревзин побывал в Музее Бутырской тюрьмы (Новослободская ул., 45), куда сегодня можно попасть только по заявке юридического лица. В своей статье он рассказывает о здании музея (прекрасно сохранившаяся ранняя неоготика), о том, как устроена экспозиция («Как бы получается, что до революции узники сидели в кандалах и наручниках, а потом больше упражнялись в искусстве») и о своём впечатлении от посещения этого места памяти. Ниже – подробнее о статье и музее.
Как это часто случается в текстах данного автора, язвительность в них соседствует с тонкой наблюдательностью, обращение к историческому контексту – с почти довлатовскими зарисовками («Там большой женский корпус в Бутырке. Сотрудницы соревнуются в стрельбе, знании внутреннего распорядка, танцах. Праздничное очень это место»), академическая тщательность описания – с очень человеческой интонацией:
Музей тут решили сделать в 1971 году. З/к делали, экспозиция совсем советская. Поверху круглой комнаты — фриз со сценами из жизни заключенных, развесистый такой, там и жизнь в камере, и каторга. На одном панно подпись: “Раф Айпетримов”. Никогда не слышал фамилии такого художника. Ниже стенды с фотографиями. Часть — про историю заведения, часть — для судмедэкспертов. Фотографии татуировок. Коллекции железных предметов, проглоченных заключенными, чтобы попасть в больничку. Чаще глотают ручки от ложек. Потом — витрины с подлинными предметами. Ножи, заточки, самодельные устройства для татуажа. Еще ниже, на полу — дореволюционные кандалы, цепи, ошейники. В современной части коллекция прорисей для татуировок. На отрывках простыни, шариковой ручкой, на некоторых дарственные — “Бродяге от Бедолаги”. Разные изделия заключенных — парусники, модель крейсера, карты. Как бы получается, что до революции узники сидели в кандалах и наручниках, а потом больше упражнялись в искусстве. На окнах башни — витражи с Пугачевым. В центре — столб с портретом Феликса Дзержинского (сидел тут с 1910 по 1917 год), доска почета с начальниками Бутырки с 1950-х.
Статья полностью: Григорий Ревзин. Функция неизменна
См. также: Музей Бутырской тюрьмы на официальном сайте следственного изолятора № 2 УФСИН по г. Москве «Бутырка». Здесь подробно рассказывается о наказаниях и тяжести царской тюрьмы, а также о перепланировках здания. Советская история «Бутырки» с 1918 по 1956 гг представлена в одном абзаце как абстрактная смена ведомств. События, происходившие в те годы, исключены из зоны памяти. Слово «репрессии» на странице Бутырской тюрьмы отсутствует. В неопределенном историческом контексте упомянуты новомученники:
В годы гонений за веру Христову сотни жертв были узниками Бутырского замка 69 из них новомученников и исповедников российских, ныне причисленных к лику Святых русской православной церковью
и сказано про действующий храм. Цифры и конкретные факты приводятся выборочно и часто неожиданно, например:
Только в 1910 -1911 гг. умирало по 400-500 заключённых и каторжан ежегодно от чрезвычайно сурового режима ( главным образом от чахотки).
После октябрьской революции 1917 года были отменены цепи, кандалы, было разрешено подходить к окнам, разрешены передачи и свидания<…>Была организована большая библиотека, разрешено устраивать концерты самодеятельности и профессиональных артистов. Так, в 1920 году в тюрьме выступал с концертом Ф. И. Шаляпин.
Дополнительные материалы:
- Михаил Горбачев предложил переделать известную Бутырскую тюрьму в Москве в музей жертв сталинских репрессий (об этом же – здесь)
- Незакрываемая Бутырка – о Дне работников СИЗО и тюрем (31 октября, сразу после 30 октября, Дня памяти жертв политических репрессий) и планах полувековой давности о закрытии Бутырской тюрьмы