Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Открытие Нюрнбергского процесса
Подсудимые на процессе. Первый ряд, слева направо: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель; второй ряд, слева направо: Карл Дёниц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель. Фото: Wikimedia

20 ноября 1945 года в немецком городе Нюрнберге открылся судебный процесс над бывшими руководителями Третьего рейха. Для него был специально создан Международный Военный Трибунал — судебный орган, не имевший аналогов в истории. Судьями выступили представители стран-победительниц. По решению МВТ 19 человек были признаны виновными в преступлениях против человечности, из них 12 — приговорены к смертной казни, включая Германа Геринга, Иоахима фон Риббентропа и Мартина Бормана (заочно). Кроме того, руководство НСДАП, СС, СД и гестапо были признаны преступными организациями. Процесс имел огромное прецедентное значение для международного права. 

Перспективы судебного преследования людей, руководивших нацистской Германией, активно обсуждались представителями Союзных держав еще с начала 1940-х. В конце концов на Ялтинской конференции в феврале 1945 было принято решение создать Международный Военный Трибунал, а 8 августа был принят его устав, на основе которого позднее и происходил процесс. Членами трибунала — судьями — стали по двое представителей от СССР, США, Великобритании и Франции, председателем был назначен британец Джеффри Лоуренс. Прокурорские группы также были сформированы странами-победительницами.

Сам факт военных преступлений никто не отрицал: стороной обвинения было предоставлено множество доказательств, — например, видеохроника из освобождаемых концлагерей. Основные аргументы защиты сводились к тому, что обвиняемые не были осведомлены о масштабах преступлений; что сам суд не имел полномочий осуждать их, и они оказались под следствием лишь из-за проигрыша в войне; а также к тому, что державы-победительницы тоже совершали военные преступления, в которых обвиняли их. Так, например, бывший министр иностранных дел Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп в защитной речи по памяти процитировал текст секретного протокола к пакту Молотова — Риббентропа, который советская сторона пыталась сохранить в тайне. 

Союзникам пришлось решать много противоречий в процессе суда. Например, делегация СССР пыталась включить в обвинительное заключение казнь около 11 тыс. польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском, на самом деле совершенный органами НКВД еще в 1940 году. Однако советской стороне не удалось предоставить убедительных доказательств, а остальные члены трибунала восприняли обвинение со скепсисом, так что в итоговом варианте приговора этот эпизод не фигурирует вовсе.

В итоге обвинению удалось сформировать общую позицию. 22 высшим функционерам нацистского режима были предъявлены обвинения в планировании агрессивной войны, преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности. 12 подсудимых были признаны виновными и приговорены к смертной казни через повешение. При этом Герман Геринг покончил с собой за день до казни в камере, а Мартин Борман был приговорен заочно: на момент приговора он считался скрывающимся, на самом же деле был уже мертв. Еще троих Трибунал приговорил к пожизненному заключению, включая заместителя Гитлера в НСДАП Рудольфа Гесса — с 1941 года он содержался в британской тюрьме. Четверо были приговорены к срокам от 10 до 20 лет, еще трое — оправданы. 

Кроме того, преступными организациями были признаны руководство НСДАП, СС, СД и гестапо, однако их члены подлежали лишь уголовному преследованию в индивидуальном порядке по конкретным обвинениям, а не по факту членства. Суд отказался признать преступной НСДАП в целом, а также Генеральный штаб, Верховное командование вермахта и Имперский кабинет — согласно уставу МВТ, они в строгом смысле не были организациями.

Суд стал важнейшим прецедентом в рамках международного права: впервые были осуждены функционеры преступного режима, не являвшиеся преступниками с точки зрения законов государства, в котором этот режим существовал. С тех пор практически каждая попытка осудить кого-либо международным судом за военные преступления сопровождается отсылками к Нюрнбергскому процессу.

Из 42 томов с материалами дела в Советском Союзе были вначале опубликованы только два — причем только в 1952 году. Позднее были выпущены еще 6. 34 тома материалов не опубликованы на русском языке до сих пор.

Последние материалы