Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Бульдозерная выставка
Фото: Годунов Алексей, госкаталог.рф

15 сентября 1974 в Москве открылась уличная выставка картин московских художников-нонконформистов. В тот же день она была уничтожена при помощи поливочных машин и бульдозеров, отчего получила название Бульдозерной. Впоследствии Бульдозерная выставка стала известна как ключевое событие в борьбе «неформатных» художников СССР за легализацию своего искусства. 

Начиная с 1930-х в СССР официально поддерживаемым направлением в искусстве был исключительно социалистический реализм. Художники, чье творчество выходило за рамки сложившейся идеологии, не признавались властями. Они не только не могли вступить в Союз художников, что гарантировало бы получение заказов и возможность проводить выставки, но и становились объектами жесткой критики и гонений.

В 1974 году молодые художники Виталий Комар, Александр Меламид, и Оскар Рабин совместно с журналистом и коллекционером Александром Глезером придумали провести уличную выставку картин. В качестве места выбрали пустырь на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной в московском районе Беляево. В начале сентября они отправили письмо в Моссовет, ставя чиновников в известность о предстоящей выставке, однако со стороны официальных властей ни разрешения, ни запрета не последовало. Это связано с тем, что ранее в СССР никогда не проводились художественные выставки на открытом воздухе, и на этот счёт не попросту не существовало каких-либо регулирующих законов. В пригласительных билетах мероприятие было означено как «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе». Среди получателей были в том числе журналисты западных информационных агентств и дипломаты.

В последствии Оскар Рабин так объяснял задачу выставки:

«Было просто желание выставить свои картины, жить как художник, а не как техник на железной дороге — так приходилось жить мне, или, в лучшем случае, иллюстратор детских книг, как многие другие»

В намеченный день на пустыре собралось несколько сотен человек: около 20 художников, их родственники, друзья и знакомые, а также зарубежные журналисты, дипломаты и просто прохожие. К этому времени на месте уже стояли бульдозеры и грузовики с торчащими из кузова саженцами. Пришедшим было объявлено, что на данном месте в этот день запланирована посадка деревьев и благоустройство.

«Стоило нам развернуть свои треноги и попытаться поставить на них картины, как “садовники” на нас набросились, вырывая из рук работы. Ломались подрамники, ломались и сами работы, особенно те, что были сделаны на оргалите или картоне. Все это было совершенно неожиданно, и совершенно ужасно. А тех, кто пытался сопротивляться, били. Причем били очень грамотно, профессионально. Математика Виктора Тупицына бросили на заднее сиденье серой “Волги” и ударили ребром ладони между ног. Было реально страшно. <…> Бульдозеры двигались в самом начале. Потом кто-то из более благоразумного начальства приказал им остановиться. Они чуть не раздавили художницу Надежду Эльскую», — вспоминал впоследствии в интервью BBC один из участников выставки Виталий Комар.

Буквально за час толпа была разогнана. Событие вызвало большой резонанс, в том числе и в зарубежной прессе. Советская власть пошла на уступки и сама предложила художникам провести аналогичную выставку. Уже через две недели—29 сентября— в Измайловском парке прошла выставка с участием более чем сорока художников. Она имела огромный успех, а западная пресса даже окрестила ее «советским вудстоком». 

Несмотря на то, что вернисаж в Измайлово дал дорогу другим выставкам авангардного искусства, многие «неформатные» художники по-прежнему подвергались критике и гонениям. В последующие годы из-за давления многие участники Бульдозерной выставки были вынуждены эмигрировать на Запад, где они были уже широко известны. 

Последние материалы