Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Казнь бакинских комиссаров
Похороны бакинских комиссаров. Кадр из кинохроники

20 сентября 1918 года под Красноводском (сейчас г. Туркменбаши) были казнены 26 человек. Среди них были как большевистские лидеры Азербайджана, так и совершенно случайные люди, однако в истории они вошли под общим именем «26 бакинских комиссаров». 

Большевики и эсеры образовали Бакинский совет, когда пришли к власти в Баку в апреле 1918 года при помощи армянских националистов из партии «Дашнакцутюн». Однако он просуществовал всего несколько месяцев. В связи с тем, что к городу поступали турецкие войска, 25 июля совет проголосовал за резолюцию «О приглашении в Баку англичан и образовании власти из представителей всех социалистических партий». При этом большевики были против, но она все равно была принята большинством голосов. Так вместо Бакинского совета в городе возникло новое правительство под названием Диктатура Центрокаспия. Бывшие комиссары, включая руководителя Бакинского совета Степана Шаумяна, пытались бежать, но были арестованы. 

13 сентября к Баку вплотную подошли турецкие войска. В образовавшейся суматохе заключенным удалось бежать из бакинской тюрьмы и сесть на пароход вместе с беженцами. Арестанты надеялись перебраться в Астрахань, где советское правительство утвердило свою власть, но оказались в итоге в Красноводске, который подчинялся ашхабадскому Закаспийскому временному правительству, состоявшему из эсеров во главе с бывшим машинистом Фёдором Фунтиковым. Почему так произошло, неизвестно. По одной из версий, на пароходе закончилось топливо и капитан принял решение плыть к ближайшему порту. По другой версии, судно изначально держало курс на Красноводск и комиссарам не удалось договорится об изменении маршрута. 

В Красноводске бакинские большевики сразу же были арестованы. При аресте у наркома по военно-морским делам Григория Корганова был изъят лист бумаги со списком из 25 фамилий. Власти приняли его за список руководителей Бакинской коммуны. «Комиссарам» предъявили обвинения в «предательстве интересов пролетариата и сдачи Баку туркам» и приговорили к расстрелу. В реальности в документе упоминались не только руководители Баксовета, но и большевики, занимавшие незначительные должности. Дело в том, что в бакинской тюрьме Корганов исполнял роль старосты и по этой шпаргалке распределял продукты, поступавшие с воли. 

Изначально среди арестованных были и другие видные бакинские коммунисты и члены Баксовета, однако красноводские власти не знали их в лицо, в бакинской тюрьме они не сидели и потому и не попали список Корганова. Это обстоятельство спасло им жизнь. Их поместили в тюрьму, а через несколько месяцев и вовсе выпустили. Среди них был и Анастас Микоян, в будущем видный партийный деятель СССР. В последствии недоброжелатели говорили, что Микоян сдал своих товарищей в обмен на собственную жизнь и за глаза звали его «27-м бакинским комиссаром».

К списку Корганова, содержавшему 25 имен, прибавили командира партизанского отряда «Дашнакцутюна» Татевоса Амирова, которого красноводские власти идентифицировали как известного советского партизана. В результате чего получилось число 26. В ночь на 20 сентября арестованных расстреляли под Красноводском. Это произошло между станциями Ахча-Куйма и Перевал на 207-й версте Закаспийской железной дороги. 

После того как в 1920 году Красная армия заняла Красноводск останки комиссаров были найдены и торжественно перезахоронены в Баку на площади, получившей впоследствии название «Площадь 26 бакинских комиссаров». 

В Союзе 26 бакинских комиссаров стали одними из самых известных героев революции. В советской историографии было принято считать их «жертвами английских интервентов». В 1920-х специальная комиссия под руководством Вадима Чайкина, которая занималась расследованием дела, основываясь на показаниях Федора Фунтикова, пришла к выводу, что приказ о расстреле был дан английской военной миссией. Современные историки склоняются к версии,что смертный приговор был принят главой Закаспийского временного правительства Фунтиковым самостоятельно. 

20

Последние материалы