Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Премьера фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»

11 февраля 1980 года был впервые публично показан фильм «Москва слезам не верит». Социальная мелодрама о судьбе трех девушек, приехавших покорять Москву, стала вторым советским фильмом, получившим премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке — до этого такой чести удостоилась только эпическая лента «Война и мир» Бондарчука (если не считать советско-японского фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала»).

Как позже говорил режиссер Владимир Меньшов, фильм, снятый на довольно скромный бюджет, позиционировался не как флагман советского кинопроизводства, а как рядовая картина, которые снимались тогда десятками. Присуждение «Оскара» стало полной неожиданностью как для Меньшова, так и для советского кинематографического сообщества в целом. Сам режиссер, когда услышал эту новость, вначале даже счел ее за розыгрыш.

Меньшов, как и другие участники съемок, не приехал на вручение премии: по его словам, тогда он был невыездным из-за нескольких написанных на него доносов. Вместо него статуэтку получал советский атташе по культуре.

Действие фильма начинается в 50-х и кончается в 70-х. Вместо ярких масштабных свершений советского народа он показывает жизнь рядовых граждан Союза. Возможно, именно поэтому он так понравился западному зрителю: в год вторжения СССР в Афганистан, опалы Сахарова и бойкотированной Олимпиады, когда коммунисты изображались в американской печати как исчадия ада, это кино показало, что советские граждане — обычные люди с такими же, как у всех, проблемами, страхами и надеждами.

По утверждению корреспондента газеты «Коммерсант» Андрея Плахова, Рональд Рейган перед первой встречей с Горбачевым посмотрел эту картину не менее восьми раз, чтобы понять «загадочную русскую душу». Возможно, он даже что-то понял.

Последние материалы