«Олень трехногий» в музее Мемориала
В музейном фонде Международного Мемориала есть редкий экспонат – силуэт северного оленя, сделанный художником Николаем Андреевичем Фурсеем (1897–1942) в архангельской ссылке. Об этом экспонате рассказывает Татьяна Васильевна Смирнова, передавшая «Оленя» в дар музею.
Сколько себя помню, у нас в комнате всегда висел черный силуэт оленя – картинка в размер в размер открытки, в черной рамке. Олень не нарисован, а вырезан из черной бумаги. Такую, по-моему, раньше применяли для конвертов с фотографиями, – и наклеен на белую бумагу. Аппликация или декупаж, как сейчас говорят. Я знала, что это работа Фурсея. Художник работал вместе с моим папой в Геолтресте, в Архангельске. И подарил ему этого оленя. И еще мама всегда вспоминала строчку из стихотворения Бориса Зубакина: «И стоит олень трехногий…». Зубакин, поэт-импровизатор, как-то приходил в гости и сочинил длинное стихотворение. На самом деле олень не трехногий – просто передние ножки у него плотно составлены.
Я родилась в 1935-м и помню себя лет с трех. Но сама ни Фурсея, ни Зубакина не видела – должно быть, они бывали у моих родителей еще до моего рождения. Оба они, как и мой папа, были ссыльными. А общаться таким людям между собой становилось все опаснее.
Как-то надо было вырвать мне зуб, еще молочный. Мама привела меня в поликлинику. Там на стенах были нарисованы красками сцены из басен Крылова: «Ворона и лисица», «Журавль и лиса» и другие. Было очень интересно рассматривать. А мама сказала, что это тоже работа Фурсея.
При всех наших скитаниях, путешествовал с нами и олень. Прошло много лет. И вот однажды во время отпуска я приехала в Архангельск. Пошла в Художественный музей. И увидела в витринах работы Фурсея: тончайшие пейзажи из черной бумаги, а один – из серой. В них была душа Севера, родного для меня края, края моего детства. На этикетках после имени художника была только одна дата – дата рождения. Так пишут, если автор жив. Без памяти от радости я бросилась к научным сотрудникам. Какое разочарование … Обычная небрежность музейщиков.
Только с появлением интернета я узнала судьбу художника. Николай Андреевич Фурсей (1897–1942) родился на Украине, в Черниговской губернии. С 1922 г. жил в Москве, начал сотрудничать в художественных журналах. А в 1927-м его арестовали, и как бывшему офицеру дали три года лагеря и три года ссылки. Отбыв срок на Соловках, он оказался в Архангельске. Еще на Соловках познакомился со своей будущей женой Верой Герман. В Архангельске они поженились.
Фурсей был разносторонне талантливым человеком, не только художником, но и музыкантом – играл на скрипке в оркестре Архангельского театра.
А в феврале 1941 года его арестовали «за антисоветские высказывания по поводу союза СССР с гитлеровской Германией». Приговор: 10 лет лагерей. Был на лесоповале в Архангельской области. А там новый приговор за то, что «восхвалял вражескую культуру и немецких композиторов Баха, Бетховена, Моцарта называл гениями. 12 сентября 1942 года Н. А. Фурсей был расстрелян.
Расстрелян был и Борис Зубакин, строчка которого так запомнилась мне с детства.
А «Олень трехногий» теперь в Музее «Мемориала».
По теме:
- К истории одного портрета / О родителях С. В. Смирновой искусствоведов Л. С. Китицыной и В. И. Смирнове.