О, где же ты, брат? / Рецензия на фильм ВВС «Война коронованных кузенов»
С середины 60-х годов XIX-го века в одной большой и дружной королевской семье стало неспокойно. После того как Пруссия оккупировала Данию, юные кузены Вилли (Вильгельм II, будущий кайзер Германии), Жоржи (Георг V, будущий король Англии) и Никки (Николай II, последний из Романовых) уже больше не могли играть вместе, как раньше. Сердце бабушки Виктории неспокойно – много внуков – много неприятностей.
У маленького Вилли сложные отношения с родителями, его мать – англичанка в прусском королевстве его дедушки Вильгельма. У Вилли с рождения не работает левая рука, его неправильную осанку поправляют при помощи почти что пыточного механического аппарата. Дядя Берти (будущий король Англии Эдуард VII) не зовёт приезжать на каникулы в Данию.
Мамы Жоржи и Никки – родные сёстры. Они воспитывают детей в любви и согласии, однако ни один, ни другой не хотят становиться коронованными наследниками британского и русского престолов, в то время как Вилли жаждет власти. А не разразится ли здесь война?
Документальный фильм BBC «Война коронованных кузенов» рассказывает семейную историю о происхождении Первой Мировой войны. Современные исторические исследования, с их установкой на «личную» историю вместо глобальной и абстрактной «истории народов», проходят в этом фильме полный цикл и возвращаются к старой классической традиции «истории правителей». Новость заключается в том, что теперь правители – обычные, ничем не примечательные люди, интересующиеся яхтами, дизайном одежды и любительской фотографией. Власть, оказавшаяся у них в руках, превращает их простые человеческие страсти в «трагедию Шекспира, переписанную Фрейдом».
По законам жанра, главное внимание уделяется условному отрицательному персонажу – Вильгельму – суровому вагнерианскому герою с трудным детством, Дарту Вейдеру с развитым художественным вкусом и возможной латентной гомосексуальностью. Нарушившийся баланс семейных взаимоотношений, недоверие и страх остальных кузенов перед Вилли – одно из объяснений неожиданного политического поворота, создания Антанты – союза традиционно враждовавших между собой Великобритании, Франции и России.
Однако чем дальше, тем больше семейный сюжет уходит в сторону от того, что мы привыкли считать главными опорными точками на пути великих держав к Великой войне – Балканских войн, революции 1905-го года в России, англо-германской гонки вооружений (о которой, впрочем, высказана смелая догадка, что её корни лежат в соревнованиях яхт Вильгельма и Эдуарда на ежегодной гонке у острова Уайт). Чем ближе война, тем меньше влияние, оказываемое кузенами на политику своих стран. Договор в Бьёрке между Вильгельмом и Николаем денонсирован. Георг V – первый церемониальный британский монарх, в ходе войны уже не претендующий ни какую реальную власть.
И потому последняя страница этой семейной драмы – вовсе не война, а казнь Романовых в Екатеринбурге. И вновь, по законам повествования, главный отрицательный герой вдруг уходит на второй план, а настоящим предателем оказывается старый друг детства. Никки погибает, Вилли приветствует приход Гитлера к власти, Жоржи прячется за спинами своих министров. Трудные времена для семейной истории.
Другие рецензии на фильм:
Сергей Бондаренко