Статьёй В. А. Шнирельмана «Уроки истории» открывают цикл о прошлом и нынешнем состоянии отечественной исторической науки. Навязывание абстрактных идеологических схем и роль конкретных политических интересов в изучении раннего периода истории СССР и новейшей истории; попытка отказаться от штампов, приводящая к механической замене знака «минус» на знак «плюс»; единый стандарт исторического образования и возможность объективности, – эти сюжеты войдут в новую рубрику «Политика, опрокинутая в прошлое».
Этногенетические исследования и сталинская национальная политика Настоящая работа сделана при поддержке фонда «Культурная инициатива», Москва, 1993 г.
Автор: Виктор Александрович Шнирельман – доктор исторических наук, главный научный сотрудник института Этнологии и антропологии РАН, автор более 30 монографий по вопросам национализма, расизма, исторической памяти, а также археологии и этноархеологии.
В течение более полувека этногенетические исследования считались одним из главных направлений деятельности наших специалистов. Большинство из представителей последних поколений отечественных этнографов принимали в них то или иное участие, причем эти занятия до самого последнего времени имели и определенный престиж. Напротив, западная наука до недавних пор мало интересовалась вопросами этногенеза, и западные специалисты порой с недоумением, а порой и с порицанием См., напр.: Нужен народоведческий ликбез: интервью с народоведом И. Левиным // Ожог родного очага. М., 1990. С. 242. относились к советским этногенетическим изысканиям. Почему вопросы этногенеза привлекали настолько большое внимание в нашей стране? Почему для их изучения тратились большие средства? Почему лучшие специалисты считали за честь участвовать в развитии именно этого направления? Наконец, когда и в каких условиях пробудился интерес к этногенезу? Ведь сейчас мало кто помнит, что упор на этногенетические исследования возник в советской науке не изначально. Был период, когда, напротив, они не поощрялись и даже преследовались. И советская наука обратилась к этногенетическим изысканиям лишь в конце 1930-х гг. Что произошло в конце 1930-х гг.?
В небольшой статье невозможно ответить на все эти вопросы. Здесь представляется уместным сконцентрировать внимание на событиях 1930–1940-х гг., которые привели к существенному перелому в нашей науке. Это в особенности важно, ибо многие идеи, теории, подходы, даже сама система рассуждений, господствовавшие в советской науке до конца 1980-х гг., восходят своими корнями именно к предвоенным и первым послевоенным годам. Что же происходило в предвоенные годы?
Для ответа на этот вопрос следует вернуться несколько назад и обратиться к тому идейному климату, который царил в советской науке в 1920 – первой половине 1930-х гг. Тогда в исторической науке безраздельно господствовала «школа М. Н. Покровского», а в лингвистике совершался переворот, связанный с именем академика Н. Я. Марра. М. Н. Покровский, старый большевик, соратник Ленина, был видным историком, который обратил весь свой революционный пыл против старой русской историографии. Исходя из партийной идеологии, Покровский являлся рьяным противником монархического строя, что и стало лейтмотивом его сочинений. В дореволюционной России он в соответствии с большевистской доктриной видел только империалистическое полицейское государство, «тюрьму народов» и по мере сил обличал ее колониальные захваты. Он подвергал уничижительной критике российских императоров, российскую аристократию, российскую буржуазию, российских священнослужителей и, в конечном счете, старые российские порядки и нравы. В своих сочинениях Покровский выступал защитником угнетенных в прошлом нерусских народов России. В соответствии с этим он отвергал сам термин «русская история» как «контрреволюционный», не учитывающий многонационального состава российского населения. Короче говоря, Покровский являлся убежденным антигосударственником и интернационалистом Неретина С. С. Смена исторических парадигм в СССР (1920–1930 гг.) // Наука и власть. М., 1990. С. 32–35..
Н. Я. Марр также выступал с позиций интернационализма. Ориенталист по образованию, он имел большие заслуги в изучении армянской и грузинской литератур Подробно см.: Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М.,1991.. Однако с годами его интересы все более сдвигались в сторону сравнительного языкознания и доистории. И в 1920 – начале 1930-х гг. всю свою энергию он направил на развитие именно этих дисциплин. Будучи неудовлетворен изученностью кавказских языков и той второстепенной ролью, которую они играли в современном ему сравнительно-историческом языкознании, Марр поначалу попытался доказать их внутреннее родство и большую древность. Так он сконструировал яфетическую семью языков, которую связывал с определенным единством по крови, или расовым типом См., напр.: Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Июнь. Ч. 62. С. 287.. Тем самым расширение яфетического ареала он поначалу объяснял переселениями, что вполне соответствовало идеям, царящим в его время в сравнительном языкознании и археологии.
Вместе с тем, с течением времени он выдвинул идею о том, что языковое развитие происходило не столько по линии лингвистического древа, как на том настаивала классическая индоевропеистика, а напротив, из смешения и «скрещения» языков. Это стало центральным пунктом поздних работ Марра, из чего следовали несколько важных выводов: во-первых, все современные языки, а с ними и народы – смешанные, то есть образовались в древности в результате тесного взаимодействия различных групп населения; во-вторых, тем самым утверждался примат автохтонного развития, которое шло на месте непрерывно от стадии к стадии путем интеграции соседних групп, что позволяло отводить миграциям лишь второстепенную роль в эволюции, а то и вовсе их отрицать; в-третьих, язык, культура, раса, религия и т. д. – все это, как подчеркивал Марр, исторические категории, которые подвержены изменениям во времени; следовательно между ними не было сколько-нибудь жестких корреляций; в-четвертых, культуры и языки, в том числе, и древние были не просто смешанны, а классовы по своей сущности.
Иначе говоря, Марр выводил этничность из этнической стратификации, возникавшей при слиянии разных племен, которые занимали в новом социальном образовании разные социальные позиции, образуя своеобразные сословия. Эта идея созрела у Марра еще в 1915 г. Там же. С.293. и сопровождала все его последующие сочинения. Причем в дальнейшем классовый принцип построения культуры приобрел у Марра универсальное всеохватывающее значение, и он считал его едва ли не изначальным с тех пор, как первобытные маги изобрели язык и тем возвысились над остальным населением. Напротив, собственно этническое качество выступало в концепции Марра чем-то преходящим и эфемерным. Он писал:
Собственно этнических культур по генезису не существует; в этом смысле нет племенных культур, отдельных по происхождению, а есть культура человечества определенных стадий развития, ныне сохраняемая частично или в разбивку племенами, часто целой группой или целыми группами отсталых племен и народов, сама же культура едина по происхождению, все ее разновидности – производные от единого процесса творчества на различных ступенях его развития. Разновидности значит существуют? Конечно, но это разновидности не мистическо-национальные, а реально-классовые Марр Н. Я. Избр. раб. М.; Л.,1933. Т. 1. С. 236..
Следовательно, изучать надо было не специфические линии развития отдельных уникальных или особых культур, а универсальные стадии культурного развития, не отдельные «языковые семьи», а «языковые системы». С этой точки зрения, не существовало ни «прародин», ни «праязыков», а происходил лишь конвергентный процесс бесконечных изменений. Это вполне соответствовало основной идее школы Покровского о том, что надо изучать, прежде всего, этапы, общие всем народам, независимо от отличий между ними См.: Кушнер (Кнышев) П. Нужно ли изучать общественные формы // Историк-марксист. М., 1927. Т. 6..
Отчего происходили изменения? – задавал вопрос Марр. И отвечал: от социально-экономических сдвигов. Так, по его мысли, яфетические языки перерождались в индоевропейские в результате открытия и распространения металлургии Марр Н. Я. Избр. раб. Т. 5. М.; Л. 1935. С. 325–326.. Эта идея в достаточно оформленном виде была сформулирована Марром в 1924 г. в работе «Индоевропейские языки Средиземноморья», которая считается важной вехой в развитии яфетической теории Мещанинов И. И. Марр как лингвист // ПИДО. 1935. № 3–4. С. 24.. Именно с этого времени Марр особенно настойчиво выступал за междисциплинарные исследования, способные объединить усилия лингвистов и археологов.
Короче говоря, работам позднего Марра были свойственны антирасизм, антиколониализм, защита самоценности культур малочисленных неиндоевропейских народов. Одновременно он объявил национальность «переходной ступенью развития человечества», тем самым отрицая этнос как вечную категорию. С другой стороны, он считал, что человечеству с ранних пор присуща классовая структура именно в силу постоянного группового смешения или, говоря современным языком, этнической стратификации, о чем упоминалось выше. Все эти идеи как нельзя лучше соответствовали большевистской идеологии 1920-х гг., особенно в том упрощенном виде, который придали ей Сталин и его окружение.
Оценивая необычно высокий авторитет М. Н. Покровского и Н. Я. Марра в 1920 – начале 1930-х гг., к которым тогда благоволили самые высшие властные структуры, необходимо учитывать общественно-политический климат той эпохи. Ведь в дискуссиях о формах будущего советского государства, которые проходили в начале 1920-х гг., победила линия Сталина на создание жесткой унитарной государственной структуры в противовес идеям о конфедерации или новом типе федерации, которые выдвигались Лениным и многими большевиками с национальных окраин. Поворотным пунктом в утверждении сталинской концепции послужило совещание в ЦК РКП(б) в июне 1923 г., где Сталин обвинял своих противников в национализме и стремлении расколоть страну Ненароков А. П. Крах попыток прогностического анализа межнациональных отношений // Отечественная история. М., 1992. № 2.. В итоге под покровом СССР была воссоздана имперская политико-административная структура, которая идеологически маскировалась лозунгами интернационализма. В течение первого десятилетия существования советской власти позиции национал-большевиков были все еще сильны, а центральная власть еще недостаточно окрепла, чтобы жестко диктовать им свою волю. Вот почему в борьбе против национализма, которая была имманентно присуща советской модели интернационалистской идеологии, упор до поры до времени делался на «великодержавном шовинизме» и лишь во вторую очередь – на «местном национализме». Все это особенно отчетливо прозвучало в речи Сталина на ХVI съезде ВКП(б) в 1930 г. Затрагивая национальный вопрос, Сталин разъяснял, что в многонациональном государстве при диктатуре пролетариата развиваются «социалистические по своему содержанию и национальные по форме культуры», в чем, по его мнению, и заключалась суть интернационализма. В перспективе, когда пролетариат победит во всем мире, эта тенденция приведет к слиянию всех культур и образованию единой социалистической культуры с одним общим языком. А до тех пор, утверждал он, требуется неустанная борьба на два фронта – против великодержавного шовинизма и местного национализма. При этом главный упор он сделал на борьбу именно против великорусского шовинизма Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1936. С. 422–428..
Какое отношение все это имело к этногенетическим исследованиям? До недавнего времени дискуссии 1930-х гг. в нашей науке было принято рассматривать как обусловленные прежде всего внутринаучными потребностями и интересами Генинг В. Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982; Пряхин А. Д. История советской археологии: 1917 – середина 1930-х гг. Воронеж, 1986.. Между тем это было далеко не так. В 1920-е гг., когда Советское государство еще только становилось на ноги, когда шла ожесточенная внутрипартийная борьба, государству было не до науки. И во многих областях науки продолжали развиваться те направления, которые возникли еще в предреволюционной России, с их специфическими идеями и подходами. Скажем, в археологии еще продолжали бытовать представления о связи культуры, расы и языка, причем делались попытки отождествления определенных археологических комплексов с этническими группами Жуков Б. С. Вопросы методологии выделения культурных элементов и групп // Культура и быт населения Центрально-Промышленной области. М., 1929. С. 33; его же. Теория хронологических и территориальных модификаций некоторых неолитических культур Восточной Европы по данным изучения керамики // Этнография. М.; Л., 1929. № 1. С. 59., определенное распространение получили идеи школы «культурных кругов» Богораз-Тан В. Г. Распространение культуры на земле. М.; Л., 1928., большое значение придавалось миграциям и культурным влияниям. И в этом отношении советская наука 1920-х гг. мало чем отличалась от западной. Ситуация резко изменилась в конце 1920 – первой половине 1930-х гг. в связи с интенсивным внедрением марксизма в археологию и этнографию, причем марксизма, понимаемого именно в духе сталинских высказываний этого времени. В эти годы к руководству наукой пришли представители нового поколения, воспитанные в ожидании мировой революции и искренне верившие в близкую победу коммунизма в глобальном масштабе. Их идеологией был интернационализм, понимаемый как обязанность науки заниматься исключительно глобальными универсальными закономерностями, призванными доказать неуникальность российского опыта, а следовательно, и неизбежность социалистических революций в других странах.
Особую роль среди этих выдвиженцев сыграли С. Н. Быковский и В. Б. Аптекарь, верные сподвижники Марра, искренне уверенные, что следование «правильным» методологическим подходам может с лихвой компенсировать нехватку знаний об изучаемом предмете. Действительно, ни тот, ни другой не имели систематического образования в археологии, этнографии или лингвистике. С. Н. Быковский начал свою карьеру как преподаватель истории в Вятском педагогическом техникуме, а В. Б. Аптекарь, врач по образованию, долгое время был занят издательской деятельностью Алпатов В. М. Указ. раб. С. 55.. Между тем, оба сыграли заметную роль в разгроме старых археологических и этнологических школ и утверждении «марксизма» в советской науке в его «марристской» упаковке. Последнее особенно парадоксально, если учесть, что до 1927–1928 гг. сам Марр был весьма слабо знаком с марксизмом Там же. С. 68..
Особое усердие в деле «марксистской» перестройки советской науки проявил С. Н. Быковский, пытавшийся не без успеха соединять приведенные выше указания Сталина с идеями, почерпнутыми им у Покровского и Марра. Вслед за Марром Быковский отстаивал идею единого происхождения всех народов мира от одних и тех же древних предков. Становление народов, получившее в те годы название «этногония», представлялось ему в виде бесконечных скрещений разнокультурных групп в ходе социально-экономической эволюции, представленной повсюду одними и теми же стадиями. От стадии к стадии размеры вновь образованных групп в ходе межкультурной интеграции все возрастали. Схематически Быковский изображал этот процесс в виде перехода от небольших хозяйственных «тотемических» групп к родовым группам, затем к племенам, затем к народам и, наконец, после мировой социалистической революции – к мировому коммунистическому обществу, обнимающему все человечество Быковский С. Н. Яфетический предок восточных славян – киммерийцы // Известия ГАИМК. Л., 1931. Т. 8. Вып.8–10. С. 4.. Иными словами, по мысли Быковского,
единая социологическая схема исторического процесса разных обществ мира обосновывает неизбежность пролетарской революции и диктатуры пролетариата на Западе и во всем мире, устраняя мысль о какой-то самобытности и исключительности революции в нашей стране Там же. С.99..
Одновременно эта схема претендовала на историческое обоснование создания Советского Союза и присоединения к нему все новых и новых общностей. В этом и заключался пафос отказа от термина « русская история» и утверждение ее конца как самостоятельной науки, в чем Быковский Там же. С. 2. почти дословно повторял Покровского.
При этом Быковский отчетливо сознавал политическую подоплеку своей позиции:
Сознательно или бессознательно, историк творит политическое дело, обнаруживая свои политические интересы и убеждения и в выборе темы исследования, и в методологических приемах, и в планировке исторического материала Там же. С. 2–3..
Он понимал, что эта политическая позиция способна влиять и на решение спорных вопросов:
В таких случаях устами историка говорит политик, который слепо видит в исторических источниках только то, что мило его сердцу.
И он с гордостью сообщал о своей добровольной политической тенденциозности Там же. С. 5.. Характерно, что эта идея благополучно дожила в СССР до самого недавнего времени, хотя уже в ином политическом контексте и с другим подтекстом. Так, еще сравнительно недавно один известный советский археолог любил повторять, что если археологический материал допускает несколько разных интерпретаций, то следует выбирать из них ту, которая более патриотична.
Однако в начале 1930-х гг. до «патриотизма» было еще далеко, и Быковский призывал к отказу от «националистической истории» и «расовой археологии», разумея под ними попытки выявления каких-либо особых путей развития отдельных народов. Острие этой критики было направлено против распространенных в те годы на Западе, в особенности, в Германии, миграционистских теорий, выдвигавших механистические переселения народов на первый план в качестве универсальных объяснений культурных изменений. Отвергая миграционистские концепции как в принципе порочные в своей методологической основе, советские ученые конца 1920 – начала 1930-х гг. отмечали их связь с расизмом, милитаризмом и стремлением к территориальной экспансии Мещанинов И. И. О доисторическом переселении народов // Вестник Коммунистической академии. М., 1928. Кн. 29. № 5; его же. Теория миграций и археология // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 9–10; Богаевский Б. Л. К вопросу о теории миграций // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 8; Кричевский Е. Ю. Буржуазная археология в советском музее // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 9–10; Быковский С. Н. О классовых корнях старой археологии // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 9–10; его же. Племя и нация в работах буржуазных археологов и историков и в освещении марксизма-ленинизма // Сообщения ГАИМК. Л., 1932. № 3–4; Борисковский П. И. Фашизирующаяся наука // ПИДО. Л., 1934. № 9–10.. И это были не просто абстрактные рассуждения. В них звучала тревога за будущее страны в связи с нараставшей угрозой фашизма и экспансионизма у западных границ СССР, которые пытались искать себе идеологическое оправдание в некоторых исторических, археологических, этнологических и лингвистических теориях Худяков М. Г. Финская экспансия в археологической науке // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 11–12; Пальвадре М. Ю. Новое учение о языке и финноугроведение // Из истории докапиталистических формаций. М.;Л.,1933; Равдоникас В. И. Археология на службе империализма // Сообщения ГАИМК. Л., 1932. № 3–4; его же. Археология на Западе и в СССР в наши дни // Сообщения ГАИМК. Л., 1932. № 9–10; его же. Археология в Германии после фашистского переворота // Советская этнография. М.,1935. № 1., хотя эти опасения были порой и излишне преувеличены.
Что советская наука могла противопоставить миграционистским концепциям? Тут-то и пригодилась теория Марра с ее ярко выраженным акцентом на автохтонное развитие. Опираясь на разработки Марра и развивая их, Быковский писал, что именно яфетическая теория кладет конец переносу современной политико-этнографической ситуации на древность, где не было ни «пранародов», ни «прародин» Быковский С. Н. О роли изучения языковых явлений в борьбе за новую историю материальной культуры // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 11–12. С. 6.. Не было там и «этносов», «племен», «праязыков», – добавлял Аптекарь Аптекарь В. Б. На путях к марксистской лингвистике // Вестник Коммунистической Академии. М.,1928. Кн. 29. № 4. С. 264.. А следовательно, бессмысленно искать корни современных народов в сколько-нибудь глубокой древности, где, по Марру, вместо племен, народов, национальных и этнических образований с их современными территориальными границами имелись небольшие группы, постоянно вступавшие друг с другом в хозяйственно-общественные взаимоотношения и, тем самым, находившиеся в бесконечных изменениях как по составу, так и по языку и культуре Марр Н. Я. Расселение языков и народов и вопрос о прародине турецких языков // Под знаменем марксизма. М., 1927. № 6. С. 38; его же. Избр. раб. Т. 5. М.; Л.,1935. С. 405.. То, что называют племенем, писал Марр, не является некоей биологической общностью с какими-либо врожденными особенностями, а всегда является производным от смешения нескольких разных групп Марр Н. Я. Избр. раб. Т.1. С. 241; Т. 5. С. 314.. Аналогичным образом, разные языковые семьи не расово различные образования, а «семьи хозяйственно-общественно народившихся языковых типов, возникавших в процессе сложения и развития общественного хозяйства и связанного с ним схождения, скрещения разных племенных языков» Там же, Т. 5. С. 331.. Следовательно, так как этнические образования видоизменяются во времени, то нет и смысла отождествлять древние археологические культуры с более поздними лингвистическими общностями, например, фатьяновскую культуру с арийцами Там же. С. 345.. Более того, нет никакого смысла вообще отождествлять этнос или языковую общность с культурой. «Для нас финской, иранской, турецкой единой племенной природы и единоприродной созданной ею культуры не может существовать, как не существует подобной индоевропейской племенной культуры и как заведомо нет и не было ни одной яфетической культуры, как нет ни одного яфетического языка без примеси племенного, без скрещения», – писал Марр Там же. С. 314.. Язык, культура, религия, – все это изменяется во времени, а поэтому невозможно, например, жестко связывать тюрков с кочевничеством Марр Н. Я. Расселение… С. 50., а арабов – с исламом Там же. С. 24..
Подчеркну еще раз, что все эти идеи возникли не только как следствие чисто академических дискуссий, а основывались на четко определенных политических позициях. Быковский разъяснял последнее следующим образом:
Упорно изыскивая этнические и национальные признаки той или иной культуры и исходя при этих изысканиях из современной политической и этнографической карты, ученый археолог, следующий принципам расовой теории, «научно» обосновывает право империалистов на захват той или иной территории, доказывая ее исконную принадлежность соответствующей нации Быковский С. Н. О классовых корнях… С. 2–3..
Вот почему он Его же. О роли… С. 4–5; его же. Яфетический предок… С. 57., как и ряд других советских археологов Кричевский Е. Ю. Указ. соч. начала 1930-х гг., с энтузиазмом солидаризировался с Марром в отрицании тождества археологической культуры с каким-либо этносом или расой Монгайт А. Л. Возникновение и первые шаги советской археологии // История СССР. М., 1963. № 4. С. 80–81.. Один из наиболее авторитетных археологов того времени В. И. Равдоникас писал:
Старые представления о специфических культурах, свойственных тем или иным народностям, я думаю, должны быть сданы в архив истории науки Равдоникас В. И. За марксистскую историю материальной культуры // Известия ГАИМК. Л., 1930. Т. 7. Вып. 3–4. С. 81..
Все же Равдоникас признавал наличие культурных единств, считая, правда, что за ними скрываются социальные общности, а не этносы. Зато логика присущих ему глубоко политизированных рассуждений привела Быковского к полному отрицанию термина «археологическая культура», как и вообще к отказу от специфической археологической терминологии, будто бы насквозь пропитанной буржуазным духом Быковский С. Н. К пересмотру археологической терминологии // ПИДО. Л.,1933. Вып.5–6..
Учитывая высокую степень политизации и идеологизации советской науки того времени, вряд ли надо удивляться тому, что советские авторы отождествляли отдельные научные дисциплины со связанными с ними теориями. В частности, в начале 1930-х гг. широко распространилось мнение о том, что миграционистские и расовые теории были якобы имманентно присущи археологии и этнологии. Поэтому Марр Марр Н. Я. Что дает яфетическая теория истории материальной культуры? // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 11–12. и его ученики К предстоящему Всесоюзному съезду по археологии и этнографии // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 8. требовали упразднить «буржуазные» археологию и этнологию, заменив их на «историю материальной культуры», что отчасти и было выполнено на Всероссийском археолого-этнографическом совещании, проходившем в Ленинграде 7–11 мая 1932 г. Монгайт А. Л. Указ. соч. С. 84.. С тех пор оценка тех или иных научных концепций исходила в советской науке прежде всего из идеологических установок, а не из методических подходов. Вот почему советские авторы в течение многих лет так много сил и энергии отдавали выработке терминологии и отточенности формулировок, а не усовершенствованию методики.
Отрицая этническое отождествление археологических культур и выдвигая на первый план классовый принцип, лежащий в основании человеческих обществ, Н. Я. Марр пропагандировал теорию универсальных социально-экономических стадий, которые, по его мнению, соответствовали определенным языковым системам или состояниям. Считая язык надстройкой, Марр утверждал, что языки меняются в соответствии со сменой хозяйственных и общественных форм Марр Н. Я. Расселение… С. 58.. Не только языки, но и расовые типы, добавлял Быковский Быковский С. Н. Яфетический предок… С. 12–13., доводя эту теорию до полного абсурда. Гораздо более взвешенным был подход И. И. Мещанинова Мещанинов И. И. О доисторическом переселении… С. 235., который связывал с социально-экономическими сдвигами, прежде всего, изменения в культуре, тем самым делая идею о социально-экономических стадиях более продуктивной для археологической разработки.
Однако в начале 1930-х гг. все эти стадии выступали в работах археологов в обрамлении марристской фразеологии. Сам Марр ввел понятие яфетической стадии, которая стала в его работах подосновой практически всех языков мира. Он, в частности, был убежден, что «славяно-русская» общность сложилась на основе «скифо-яфетической» Марр Н. Я. Избр. раб. Т. 5. С. 306, 340.. Вслед за ним И. И. Мещанинов пытался выявить на археологических материалах трансформацию «скифской» стадии в «славяно-финнскую» Мещанинов И. И. Кромлехи у славян // Сообщения ГАИМК. Л., 1931. № 7.. С. Н. Быковский отстаивал реальность скифской, киммерийской и яфетической стадий, утверждая, что все они происходили одна из другой. Это, в его устах, означало единство происхождения народов мира, а, тем самым, отстаивание принципа интернационализма Быковский С. Н. Яфетический предок… С. 98..
Одной из наиболее авторитетных работ, написанных профессиональным археологом, в начале 1930-х гг. была монография В. И. Равдоникаса, посвященная готской проблеме Равдоникас В. И. Пещерные города Крыма и готская проблема в связи со стадиальным развитием Северного Причерноморья // Известия ГАИМК. Л., 1932. Т. 12. Вып.1–8.. Эта работа была своеобразным итогом археологических исследований в Крыму, проведенных группой ленинградских археологов, начиная с 1928 г. В духе своего времени выступая против отождествления готов с древними германцами, мигрировавшими с севера, Равдоникас отрицал наличие каких-либо археологических следов подобных миграций. Поэтому он пытался нарисовать процесс автохтонного развития путем смены ряда социально-экономических стадий от киммерийской через скифскую и сарматскую вплоть до готской. Интересно, что он хорошо знал о наличии у готов немецкого языка, который сохранялся в Крыму в течение средних веков. И, тем не менее, для сторонников марровской яфетической теории здесь проблем не было: ведь, подобно отдельным элементам культуры, языки, по их утверждению, тоже возникали конвергентно, то есть одни и те же языки могли возникнуть в одних и тех же социально-экономических условиях независимо на разных территориях. В этом и заключалась суть теории «этногонии», которую пропагандировали Марр и его ученики Быковский С. Н. Племя и нация…. Ведь, по Марру, каждая национальность есть ничто иное как «переживание определенного этапа развития в истории человечества» Марр Н. Я. Избр. раб. Т. 1. С. 236.. Тем самым, он отождествлял происхождение любой этнической культуры с происхождением той или иной стадии в развитии культуры. Уникальности этнических культур в схеме Марра места не было Монгайт А. Л. Указ. соч. С.82..
По той же модели А. Н. Бернштам рисовал картину развития в азиатских степях и пустынях: от «скифской» стадии к «гуннской» и затем к «тюркской» Бернштам А. Н. Происхождение турок (к постановке проблемы) // ПИДО. М.; Л., 1935. № 5–6.. Фокусом всех такого рода работ являлся анализ социально-экономических факторов, которые обусловливали местное развитие культуры и общества. А использование для выделенных стадий таких штампов как «скифская», «гуннская» и т. д. в работах профессиональных археологов играло, по сути дела, формальную роль и было определенной данью господствовавшему идеологическому климату. К проблеме происхождения конкретных народов все эти работы имели весьма слабое отношение. И не случайно один из видных советских археологов той эпохи М. И. Артамонов признавался позднее, что до конца 1930-х гг. советские ученые собственно проблемами этногенеза не занимались и не имели для этого соответствующей методики Артамонов М. И. К вопросу об этногнезе в советской археологии // КСИИМК. Вып. 29. М.; Л., 1949. С. 4–5.. В этом отношении особенно показательно исследование Е. Ю. Кричевского Кричевский Е. Ю. «Индогерманский вопрос, археологически разрешенный» // Из истории докапиталистических формаций. М.; Л.,1933., попытавшегося в противовес миграционистской концепции немецкого археолога Г. Коссинны показать, что с неолита до раннего бронзового века развитие на Южном Рейне, на Дунае и на Днепре шло автохтонным путем, а существенные изменения культуры происходили по социально-экономическим причинам, а не в силу каких-либо миграций или влияний извне. Интересно, что для выделенных им стадий Кричевский воспользовался социологическими, а не лингвистическими или этническими понятиями.
Все это не случайно, ибо настоящие занятия этногенезом, то есть попытки проследить специфические пути становления отдельных народов, были в условиях господства сталинского интернационализма невозможны. Ученый, осмелившийся на это, рисковал быть обвиненным в великодержавном шовинизме или местном национализме, а отсюда недалеко было уже и до обвинений в фашизме См.,напр.: Пальвадре М. Ю. Указ.соч. С. 55.. Так, отождествление скифов с современными лингвистическими группами будь то славяне, тюрки или финны, все это, с точки зрения Быковского, означало «великорусский шовинизм», с которым следовало вести непримиримую борьбу Быковский С. Н. Племя и нация… С. 6.. Такова была общественно-политическая и академическая атмосфера в течение короткой эпохи сталинского интернационализма.
В 1934 г. этой эпохе наступил конец. Специалисты объясняют этот перелом по-разному Авторханов А. Империя Кремля. Минск; М.,1991. С.25, 43; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Спб.,1992. Т. 2. С.60., и видимо, действительно он был обусловлен стечением ряда обстоятельств. Во-первых, к этому времени в СССР было окончательно построено тоталитарное командно-административное государство, развитие которого требовало прочной идеологической опоры; теперь ему приходилось выживать в одиночку, ибо надежды на мировую революцию к тому времени окончательно рухнули. Во-вторых, завершение культурной революции привело к появлению новой национальной интеллигенции в республиках, которая начинала заявлять о своих особых национально-культурных и прочих потребностях. Как писал, будучи в эмиграции, русский философ Г. П. Федотов, многие народы России впервые пробудились к национальной жизни, «их молодое самолюбие чрезвычайно щепетильно. Они и сейчас с трудом переносят свою зависимость от Москвы», что, на его взгляд, было чревато будущими потрясениями Федотов Г. П. Указ.соч. С. 60.. Очевидно, мысль Сталина работала в этом же направлении, и не случайно на XVII съезде ВКП(б) он объявил главной опасностью «местный национализм». В-третьих, в условиях надвигающейся внешней угрозы ему стало особенно очевидно, что единственной реальной силой, способной защитить империю, была русская нация. Между тем, интернациональная пропаганда предшествовавшего десятилетия основательно подорвала русское национальное самосознание и ослабила русский патриотизм. Наконец, нельзя забывать, что впереди были война с Финляндией, присоединение Прибалтики и новый раздел Польши. И борьба против исторического обоснования территориальных захватов явно не соответствовала текущему моменту. Как бы то ни было, теперь русская история и культура были реабилитированы, в университетах вновь начали открываться исторические факультеты, вводились различные формы национальной символики и т. д. А термин «великодержавный шовинизм» ушел в небытие. Как образно выразилась С. С. Неретина, совершилась подмена Бога мировой революции Богом русской истории Неретина С. С. Указ.соч. С. 41..
Переломным моментом на этом пути стало обсуждение учебника истории, проведенное И. В. Сталиным с С. М. Кировым и А. А. Ждановым. Их замечания по поводу учебника, а также последовавшее специальное постановление ЦК ВКП(б) были опубликованы в 1936 г. А чтобы историки лучше осознали смену идеологического климата и быстрее включались в выполнение новых политических задач, разгрому была подвергнута школа Покровского. Эта кампания была инспирирована рядом постановлений ЦК ВКП(б) 1934–1938 гг. Среди главных обвинений Покровскому были «извращение» концепции русской истории, «клевета» на лучших представителей русского народа, «издевательство» над русским патриотизмом и – самое страшное и в то же время весьма симптоматичное – презрение к Родине Против исторической концепции Покровского. Т. 1. М.,1939; Рубинштейн Н. Л. Борьба с антимарксистскими извращениями и вульгаризаторством в исторической науке // Под знаменем марксизма. М.; Л., 1939. № 5.. Одновременно начались аресты среди коллег и последователей Покровского и учеников Марра. В частности, под стражу были взяты, а потом расстреляны Быковский и Аптекарь, обвиненные в схоластических псевдонаучных рассуждениях, будто бы отвлекавших специалистов от конкретных исследований и ликвидировавших археологиюАртамонов М. И. Достижения советской археологии // Вестник древней истории. М., 1939. № 2. С. 122–123; Толстов С. П. Советская школа в этнографии // Советская этнография. М.; Л., 1947. № 4. С.13.. Все это заставило историков резко сменить курс. 5 мая 1936 г. в Москве состоялось собрание ведущих ученых-историков, одно из важнейших решений которого гласило, что необходимо уйти от абстрактных социологических схем и давать больше материалов по конкретной истории народов. Смысл этого положения раскрывается в речах ряда выступавших, призывавших давать активный отпор фашистской фальсификации истории, разоблачать германскую захватническую политику по отношению к славянам и показывать, что собой представляли древние германцы в действительности 1937 год. Институт красной профессуры // Отечественная история. М., 1992. № 2..
Ответом на новую ситуацию стала подготовка многотомной серии «Древняя история народов СССР», начатая в 1936 г. по инициативе академика Ю. В. Готье. Как уже отмечалось, археологи, полностью разоруженные марристами, не были готовы к такому обороту событий, и, тем не менее, уже к концу 1930-х гг. они предприняли большую работу по изучению истории ряда бесписьменных народов СССР – тюркских племен и народов Алтая, народов Севера, бурятов, мордвы и т. д. Для изучения всех этих проблем под руководством A. Д. Удальцова при АН СССР была создана специальная комиссия по этногенезу, которая уже в начале 1940-х гг. провела четыре сессии: по этногенезу народов Севера (1940 г.), Средней Азии (1942 г.), славян (1943 г.), по индоевропейской проблеме (1944 г.) Толстов С. П. Советская школа… С. 22.. Интересно, что эта работа по-прежнему велась приверженцами марристских идей и подавалась как якобы продолжение дела Марра, придававшего большое значение этногенезу Артамонов М. И. Институт истории материальной культуры в 1939 г. // КСИИМК. М.; Л., 1940. Вып.4.. Внешне задача изучения древней истории народов СССР выглядела продолжением прежней политики интернационализма и, как подчеркивал А. Д. Удальцов, этногенетические исследования проводились в СССР в борьбе с фашистскими теориями происхождения народов Удальцов А. Д. Теоретические основы этногенетических исследований // Известия АН СССР. Серия ист. и филос.1944. № 6. С. 252.. На самом же деле, основная работа развернулась в области этногенеза восточных славян, на что и были брошены лучшие силы советских специалистов. Это вполне отвечало патриотическим националистическим установкам новой сталинской политики, которую С. Эфиров определил как «СССРовский национализм» Эфиров С. А. Социальный нарциссизм // В человеческом измерении. М.,1989..
Симптоматично, что и сам Марр был как будто бы готов к такого рода кардинальному повороту на 180 градусов, отчетливо понимая его политическую подоплеку. Так, в последние годы жизни, противореча своей «стадиальной теории», он начал доказывать, что тюрки происходят из Средиземноморья Марр Н. Я. Расселение…, причем подчеркивал, что это согласуется с «основным тезисом государственной политики Турции за признание исторических прав турок» Его же. Избр. раб. Т. 5. С. 59–61.. Мидяне, халдеи, эламцы, шумеры, – едва ли не все древние народы Передней Азии оказались, по этой теории, связанными с тюрками и тюркскими языками. Тем самым, Марр объявил тюрок среди древнейших творцов европейской цивилизации Там же. С. 97.. На каком основании? Да просто потому, что турецкие специалисты, в числе которых Марр упоминал и тогдашнего президента Турецкой республики Мустафу Кемаль Гази, порвали с традицией европейского сравнительно-исторического языкознания, столь ненавистного самому Марру Там же. С. 92.. Этим Марр «обогатил» советскую науку еще одной чертой – повышенной эмоциональностью и нетерпимостью к оппонентам.
Период конца 1930 – начала 1950-х гг. был особым в развитии советской археологии и этнографии, когда многие специалисты пытались приспособить марристскую методологию для решения этногенетических проблем. В этом отношении показательна работа одного из ведущих археологов того времени М. И. Артамонова, посвященная происхождению индоевропейцев, где автор попытался соединить марризм с коссиннизмом Артамонов М. И. Археологические теории происхождения индоевропейцев в свете учения Н. Я. Марра // Вестник Ленинградского университета. Л., 1947. № 2.. По-прежнему отвергая выводы Коссины о северной прародине индоевропейцев и их завоевательных походах, автор теперь уже допускает этническую окрашенность некоторых археологических комплексов. С одной стороны, он, вслед за Е. Ю. Кричевским, основывается на теории стадиальности, утверждая, что изменения в формах керамики, домостроительстве и пр. являлись прямым следствием трансформации хозяйства и быта, в частности, развития подвижного скотоводства. Но с другой стороны, он уже был готов выделять археологические общности, определяя их вслед за Коссинной по керамике, и допускать их связь с этнографическими признаками. Он писал, что стадиальное единство так или иначе всегда выражалось в какой-либо этнической общности, и на этом основании выделял «стадиально-этнические общности», которые по сути дела являлись теми же самыми археологическими культурами: культура шнуровой керамики, культура колоколовидных кубков и т. д.
Тем самым, началась реабилитация понятия «археологическая культура», хотя советские авторы вначале пытались отойти от его упрощенного механистического определения, свойственного построениям Коссинны. Так, А. Я. Брюсов, который ранее других обратился к этой проблеме, признавал связь археологической культуры с какими-либо социальными системами, но отмечал и методологические сложности их выделения и интерпретации Брюсов А. Я. История древней Карелии. М.,1940. С. 8–16.. Во-первых, трудно наметить четкие границы археологических культур, во-вторых, их различные элементы имеют нередко разные ареалы, в-третьих, наиболее яркие, так называемые, «руководящие типы» материальной культуры часто отражают не столько родство населения, сколько межгрупповой обмен. Следовательно, за археологической культурой могут скрываться весьма различные виды связей между людьми, не допускающие априорной однозначной интерпретации. А значит,
археологическая культура отражает единство быта, но ни в коем случае не отражает единства расы или народа Там же. С. 16..
Однако в 1940 – начале 1950-х гг. с развитием этногенетических исследований, когда они были объявлены одним из важнейших направлений советской науки Артамонов М. И. Достижения… С. 128–129; Толстов С. П. Советская школа… С. 22; его же. Основные задачи и пути развития советской этнографии // КСИЭ.1950. Вып. 12. С. 9; Значение трудов товарища Сталина для изучения ранних периодов истории // КСИИМК. М.; Л., 1950. Вып. 32. С. 6; Задачи советских археологов в свете трудов И. В. Сталина по вопросам языкознания и экономическим проблемам // Советская археология. М., 1953. Т. 17. С. 14–15., у советских археологов все отчетливее отмечался сдвиг к коссинизму, то есть исключительно этнической интерпретации археологических культур. Теперь споры приняли иное направление – надо ли выделять археологическую культуру, то есть этническое единство, по совокупности разных признаков Артамонов М. И. К вопоросу об этногенезе в советской археологии // КСИИМК. М.; Л.,1949. Вып. 29. С. 13; Брюсов А. Я. Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху. М., 1952. С. 20; Удальцов А. Д. Роль археологического материала в изучении вопросов этногенеза в свете работ И. В. Сталина о языке // Против вульгаризации марксизма в археологии. М.,1953. С. 14–15. или же следует опираться на какие-то отдельные специфические признаки типа орнаментации на керамике Фосс М. Е. Древнейшая история Севера Европейской части СССР. М.,1952. С.64–77..
Что же касается собственно советских этногенетических исследований рассматриваемого периода, то они стимулировались, прежде всего, идеологией «советского патриотизма». Выбор методологии играл при этом подчиненную роль, и поэтому она странным образом сочетала в себе элементы и марризма, и коссинизма. Национализм влиял как на выбор темы, так и на ее разработку. С конца 1930-х гг. главным полем этногенетических исследований стала славяно-русская археология, а главными сюжетами – происхождение и ранняя история славян, их прародина, формирование восточнославянской общности, развитие ранней славянской культуры и происхождение государственности. Цель этих исследований заключалась в доказательстве самостоятельного местного формирования самобытной и богатой раннеславянской культуры и в то же время демонстрации значительной отсталости германских племен и их исключительно отрицательного воздействия на соседние народы.
Начиная с рубежа 1930–1940-х гг. советские авторы настаивали на исключительно автохтонном развитии раннеславянского единства, возводя его корни к бронзовому веку, то есть к доскифскому или даже трипольскому времени. Считалось, что археологически можно проследить прямую преемственность между трипольской культурой, скифскими памятниками, полями погребальных урн, антскими древностями и так вплоть до самого образования Киевской Руси Третьяков П. Н. Археологические памятники восточнославянских племен в связи с проблемой этногенеза // КСИИМК. М.; Л.,1939. Вып. 2; его же. Некоторые вопросы этногонии восточного славянства // КСИИМК. М.; Л., 1940. Вып. 5; его же. Славянская днепровская экспедиция 1940 г. // КСИИМК. М.; Л.,1941. Вып. 10; его же. Северные восточнославянские племена // Этногенез восточных славян. М.; Л.,1941; Артамонов М. И. Спорные вопросы древнейшей истории славян и Руси // КСИИМК. М.; Л., 1940. Вып. 6; Левенок В. П. Археологические работы Трубачевского музея // КСИИМК. М.; Л., 1941. Вып.10; Тиханова М. А. Культура западных областей Украины в первые века нашей эры // Этногенез восточных славян. М.; Л., 1941; Рыбаков Б. А. Ранняя культура восточных славян // Исторический журнал. М., 1943. № 11–12; Пассек Т. С. Древние памятники в Приднепровье // Вечерняя Москва. М.,1945. № 229; Греков Б. Д. Киевская Русь. М.,1953. . Как это резюмировал А. Д. Удальцов, в Восточной Европе наблюдался исключительно автохтонный процесс развития, и «великий русский народ» с его самостоятельной высокой культурой был прямым наследником трипольской, эллино-скифской, сармато-аланской и антской традиций Удальцов А. Д. Начальный период восточнославянского этногенеза // Исторический журнал. М., 1943. № 11–12. С. 72.. Еще дальше шел академик Н. С. Державин, возводивший корни русского народа к палеолитической культуре Среднего Поднепровья, которая, в его устах, была самой развитой из синхронных ей культур Европы (а значит и мира! – В .Ш.), в частности, знакомой с зачаточными формами земледелия и скотоводства Державин Н. С. Происхождение русского народа. М., 1944. С.3–4.. Совершенно очевидно, что спор здесь велся с незримо присутствовавшей тенью Г. Коссинны, который в свое время искал предков германцев среди мезолитических обитателей Северной Европы, а славян считал дикарями, появившимися на исторической сцене сравнительно поздно. Вот почему Державин настаивал, что
начиная с эпохи палеолита и вплоть до наступления железного века… здесь (на юго-западе СССР – В. Ш.) жил один и тот же в основном ядре народ, прошедший на протяжении ряда веков длинный период материального и культурного развития… Мы не имеем никаких оснований не видеть в этом… субстрат позднейшего славянского населения интересующего нас района, испокон веков занимавшего ту самую территорию, которую сейчас занимают в этом районе восточные славяне Там же. С. 7.
Справедливости ради следует отметить, что многие советские специалисты не разделяли самых крайних взглядов, присущих подходу Державина Удальцов А. Д. Теоретические основы этногенетических исследований // Известия АН СССР. Сер. ист. и филос. М.,1944. № 6. С. 264; Артамонов М. И. К вопросу об этногенезе в советской археологии // КСИИМК. М.; Л.,1949. Вып. 29. С. 5., однако многие из высказанных им идей были в 1940-е гг. достаточно популярны. Ядром протославянской территории считалось Среднее Поднепровье, население которого «скрещивалось» с соседями, что и привело позднее к образованию южных и западных славян. При этом по высокому уровню развития культуры Среднее Поднепровье всегда выгодно выделялось среди соседних областей и поэтому выступало в отношении них «гегемоном», как утверждал тогда Б. А. Рыбаков Рыбаков Б. А. Ранняя культура… С. 75.. А Удальцов подчеркивал, что именно восточные славяне или, иначе говоря, «великий русский народ» являются прямыми наследниками ядра древнейших славян на их исконной территории Удальцов А. Д. Начальный период …; его же. Происхождение славян // Вопросы истории. М., 1947. № 7..
Наряду с этой теорией, параллельно ей и часто в работах тех же самых авторов отстаивалась идея об автохтонном формировании славянства на гораздо более обширной территории Центральной и Восточной Европы. Впервые эту идею также сформулировал верный последователь Марра академик Н. С. Державин, определивший славянский ареал в начале новой эры между Доном и верховьями Оки и Волги на востоке до Эльбы и Заале на западе и от Эгейского и Черного морей на юге до Балтийского побережья и Ладоги на севере Державин Н. С. Происхождение русского народа. С. 46; его же. Славяне в древности. М.; Л.,1946. С. 23.. Он доказывал, что во второй половине I тыс. н. э. славянские колонии распространялись на западе до Рейна, а Гамбург был древним славянским городом Державин Н. С. Славяне… С. 28–29.. Следуя марристской методологии, Державин утверждал, что среди предков славян были скифы, киммерийцы, фракийцы, сарматы, этруски и даже готы и гунны Державин Н. С. Происхождение… С. 52, 53; его же. Славяне… С. 11.. В 1940-е гг. эти идеи встречали сочувствие среди советских авторов. С особым энтузиазмом их подхватил С. П. Толстов, «оригинальный» вклад которого заключался в том, что он объявил предками славян не только скифо-сарматское население, но и фрако-иллирийское (гальштатская культура) Толстов С. П. Древнейшая история СССР в освещении Г. Вернадского // Вопросы истории. М.,1946. № 4; его же. Из предыстории Руси // Советская этнография. М., 1947. Вып.6–7.. Интересно, что именно этим он объяснял быстрое распространение славянства на Балканах Толстов С. П. Древнейшая история… С. 20.. В те же годы Державин писал, что болгары получили свое название от славянской (! – В. Ш.) дружины во главе с Аспарухом Державин Н. С. Славяне… С. 50–51.. И это замалчивание тюркской основы аспарухова воинства вряд ли может удивлять, учитывая высказывания Толстова о «сармато-славянском» характере болгарского объединения и значительном славянском массиве среди хазар и в южноволжской СарматииТолстов С. П. Из предыстории… С. 55..
Иными словами, в ответ на германскую «этногенетическую» экспансию советские авторы 1940-х гг. стремились искать древнее славянство практически повсюду. На севере к предкам славян причислялись создатели дьяковской культуры Третьяков П. Н. Северные восточнославянские племена…; Рыбаков Б. А. Ранняя культура…; Державин Н. С. Происхождение… С. 102; Удальцов А. Д. Происхождение славян. С. 97; Монгайт А. Л. Обсуждение книги П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена» // Вопросы истории. М., 1948. № 9; Федоров Г. Б. Обсуждение книги проф. П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена» // Вестник древней истории. М., 1948. № 4., и даже известный эстонский археолог Х. А. Моора тогда вынужден был признать, что на соседних с Прибалтикой территориях славянские племена являлись автохтонными Моора Х. А. Вопросы этногенеза народов Советской Прибалтики по данным археологии // КСИЭ. М.; Л., 1950. Вып. 12. С.29–31.. А Державин и мысли не допускал, что восточные славяне расселялись на севере по территории, занятой прежде финно-уграми; по его представлениям, славяне и финны «выросли» из единой «яфетической стадии» Державин Н. С. Происхождение… С. 102.. Отчасти это опиралось на ранние археологические исследования П. Н. Третьякова, который поначалу считал, что северные группы восточных славян возникли на месте автохтонным путем Третьяков П. Н. Археологические памятники…; его же. Некоторые вопросы…; его же. Северные восточнославянские племена….
Сходные тенденции проявлялись и в отношении трактовки археологических материалов с юга России. Еще в довоенные годы в ходе археологических раскопок было установлено, что славяне впервые появились на Среднем и Нижнем Дону и на Тамани не ранее конца Х в.н. э. Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. Л., 1935; Ляпушкин И. И. Славяно-русские поселения IX–XII столетий на Дону и Тамани // Этногенез восточных славян. М.; Л., 1941. Т. 1.. Однако в те же годы историк В. В. Мавродин, развивая идеи Марра, выдвинул идею о том, что славяне сформировались там автохтонным путем на основе предшествовавших скифо-сарматских культур Мавродин В. В. Славяно-русское население Нижнего Дона и Северного Кавказа в X–XIV вв. // Уч. зап. Ленинградского пед. института. Л., 1938. Т. 11.. Этот спор разгорелся с особой силой во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. с той лишь разницей, что после насильственной депортации крымских татар в 1944 г. появился добавочный политический фактор для поиска славянских древностей в Крыму. В те годы мало кого могла удивить фантастическая гипотеза Толстова о раннем «славяно-аланско-черкесском» государстве на Тамани под гегемонией русских князей Толстов С. П. Древнейшая история… С. 121., а Рыбаков всерьез полагал, что славяне могли обитать на Тамани и в низовьях Дона до Х в. н. э. См. Монгайт А. Л. Обсуждение… С. 138.. Во второй половине 1940-х гг. археологические работы в Крыму щедро финансировались, и к ним были привлечены лучшие специалисты, перед которыми стояла задача доказать славянский, или русский, исторический приоритет в Крыму. И археологи старались вовсю. П. Н. Шульц писал в те годы: раскопки в Неаполе Скифском, Херсонесе и т. д. приблизили Крым к сердцу русского человека. Стало ясно,
что Крым – это не чужая, якобы татарская, генуэзская, готская или греко-римская, но наша, родная русская земля» Шульц П. Н. Историко-археологические исследования в Крыму // Крым. 1950. № 6. С. 147..
Подобно другим, Шульц исходил из генетического родства между скифами и славянами. А его последователь П. Н. Надинский утверждал, что крымские земли изначально принадлежали славянам и их предкам скифам, что татары, тем самым, противоправно присвоили себе исконно русские земли и что только русские имеют неоспоримые исторические права на Крым как на свою территорию Надинский П. Н. Очерки по истории Крыма. Симферополь,1951. Ч. 1..
Тем самым германской этногенетической экспансии советские авторы противопоставили славянскую, и в этом отношении особенно показательной была реинтерпретация древностей западных земель. Если в 1932 г. В. И. Равдоникас сумел сохранить нейтралитет в германско-польском споре об этнической принадлежности лужицкой культуры, справедливо трактуя его как преследовавшего прежде всего не научные, а политические цели Равдоникас В. И. Археология на службе…, то в послевоенное время советские авторы, вслед за польскими, настаивали на славянстве лугиев и лужицкой культуры Артамонов М. И. Спорные вопросы…; Удальцов А. Д. Происхождение славян… С. 98.. М. И. Артамонов определил пшеворскую и оксивскую культуры как славянские, а не германские (вандальские) Артамонов М. И. Происхождение славян. Л., 1950. С. 16.. А С. П. Толстов шел еще дальше, считая славянами равным образом и вандалов, и лангобардов и объявляя Заэльбье древними славянскими землями Толстов С. П. Древнейшая история… С. 30.. В свете всего этого становится понятным и отношение послевоенной советской науки к готам, которых немецкие специалисты считали едва ли не самыми одаренными и могущественными из германских племен. По Удальцову, готы представляли собой разрозненные племенные группы с очень бедной культурой, которые, придя в Северное Причерноморье, быстро усвоили местную культуру и растворились среди местного населения Удальцов А. Д. Происхождение славян… С. 99; его же. Основные вопросы этногенеза славян // Советская этнография. М.; Л.,1947. Т. 6–7. С.12. См. также: Тиханова М. А. Указ. соч.. А вот Державин вообще называл сведения Иордана о готах легендой. Он считал, что готы являлись местным яфетическим населением, причем ядро готского союза составляли русские славяне Державин Н. С. Происхождение… С. 38–40.. Что же касается «готской державы», то здесь советские авторы были полностью единодушны, считая ее безусловным мифом Удальцов А. Д. Происхождение славян… С. 99; Толстов С. П. Древнейшая история… С. 119; Шульц П. Н. Указ.соч. С. 154; Надинский П. Н. Указ.соч. С. 43.. Раннесредневековые древности лесостепной и степной зон Украины, связанные с культурой погребальных урн, были объявлены раз и навсегда славянскими Артамонов М. И. Спорные вопросы…; его же. Происхождение славян; Рыбаков Б. А. Ранняя культура… С. 77–78; его же. Проблема образования древнерусской народности в свете трудов И. В. Сталина // Вопросы истории. М., 1952. № 9. С. 54.. Все это надолго лишило готскую проблематику археологической фактологической основы и заставляло специалистов Тиханова М. А. Готы в Причерноморских степях // Очерки истории СССР III–IX вв. М.,1958; Мерперт Н. Я. Гунны в Восточной Европе // Там же. С. 156 сл. освещать ее, исходя исключительно из данных древних письменных источников.
Лишив древних германцев изрядного количества земель и культурного наследия, советские авторы уделяли им в этногенетической картине Европы столь же незавидное место, какое немецкие авторы 1920–1930-х гг. отводили славянам. С. П. Толстов утверждал, что до I в. до н. э. немногочисленные германские племена прозябали в невежестве на задворках культурной Европы. Они были представлены отсталыми охотниками, рыболовами и примитивными земледельцами Толстов С. П. Древнейшая история… С. 31.. Не блистали они и языковыми достижениями, занимая «переходную» от яфетической к индоевропейской стадию Удальцов А. Д. Теоретические основы… С. 261., и были, как не без злорадства добавлял Толстов, «поверхностно индоевропеизированы под воздействием соседних кельтов и протославян» Толстов С. П. Древнейшая история… С. 31.. Вопреки утверждениям германских археологов, советские авторы настаивали на том, что немецкий народ начал формироваться лишь с IX в. н. э., причем на расово и этнически неоднородной основе Чебоксаров Н. Н. Этническая антропология Германии // КСИЭ. М., 1944. Вып. 1..
Все это должно было развеять «легенду о германском культуртрегерстве», что и было зафиксировано, в частности, на Совещании по этнографии народов Прибалтики в 1950 г. КСИЭ. М., 1950. Вып. 12.. Выступавшие на нем специалисты подчеркивали древние корни близости и дружбы народов Прибалтики с русским, причем даже в те отдаленные исторические периоды, когда между ними не было общих границ. Что же касается взаимоотношений с немцами, то они описывались лишь как извечная борьба; какие-либо положительные результаты этих взаимоотношений полностью отрицались. Напротив, русский народ в 1940-начале 1950-х гг. не упоминался иначе как с эпитетом «великий», и было принято подчеркивать его облагораживающее влияние на соседей. Отмечалось, например, положительное влияние русской культуры на народы Среднего Поволжья в домонгольскую эпоху, куда русские будто бы принесли более прогрессивные формы хозяйства и быта Происхождение казанских татар. Казань, 1948. С. 4; Смирнов А. П. Древнейшее население на территории Чувашии // Материалы по истории Чувашской АССР. Чебоксары,1958. Вып. 1. С. 49.. Более того, даже в Венгрии в послевоенное время возникла тенденция писать о значительном политическом и культурном влиянии славян в период раннего средневековья Balint C. Some ethnospecific features in Central and Eastern European archaeology during the early Middle Ages: the case of Avars and Hungarians // Archaeological approaches to cultural identity. London, 1989. P. 191.
Все это трудно не поставить в связь с той ролью, которую Россия сыграла в победе над фашистской Германией, и с речью Сталина 25 мая 1945 г., в которой он подчеркнул особую заслугу в этом именно русского народа. Разрушенную экономически и расчлененную политически, Германию следовало добить и идеологически, не только развеяв миф об одаренных могучих воинах-германцах, несших в древности свет культуры и учености своим диким соседям, но и «доказав» примитивность древней германской культуры, будто бы намного отставшей от высокоразвитой славянской. Одновременно эта концепция несла и более широкую идеологическую нагрузку, возвышая Россию над западным миром в целом. Наконец, изложенная концепция давала историческое обоснование существованию советской империи во главе с русским народом и оправдывала территориальные приобретения, сделанные СССР в результате войны. Об этом С. П. Толстов писал буквально следующее:
…У истоков политической истории нашей страны стоят не отдельные, оторванные друг от друга, возникшие в разных местах политические центры, а некоторая более сложная и мощная политическая система, противостоящая, с одной стороны, западному политическому объединению – Римской империи… с другой стороны, на востоке противостоящая третьему политическому центру тогдашнего мира – Ханьской империи Китая…
И далее:
… Древняя история нашей страны должна рассматриваться не как история стихийно взаимодействующих отдельных племен, а как история сложной системы политического взаимодействия могучих древних государств, культурно и политически тесно связанных между собой и с родственными племенами севера, втянутыми в орбиту их экономического, политического и культурного влияния Толстов С. П. Из предистории… С. 49..
Иначе говоря, судя по приведенной цитате, предпосылки к образованию СССР сложились к началу н. э., если не раньше. И действительно, как утверждал тот же автор, русский народ и «братские» народы Востока сформировались на одной и той же генетической основе – на основе скифо-массагетской и сармато-аланской среды Там же. С. 53.. Трудно не сопоставить все это с выдержкой из листовки общества «Память», выпущенной уже в наше время, которая гласит:
территории, традиционно принадлежащие разным этническим группам, должны оставаться Родиной общего проживания с обязательным приоритетом для нации, собравшей разные народы в рамках единого государства Память.1992. Июнь. Прил. 5..
И неслучайно глава одной из группировок «Памяти» Д. Д. Васильев еще недавно советовал президенту Б. Н. Ельцину занять границы в пределах земель бывшей Российской империи Соловей В. Д. «Память»: история, идеология, политическая практика // Русское дело сегодня. Кн. 1. М., 1991. С. 82.. Видимо, предполагая возможность такого рода использования своих концепций, С. П. Толстов писал: «Мы далеки, конечно, от примитивного национализма, возвеличивающего все свое и презирающего все чужое…» Толстов С. П. Древнейшая история… С. 122.
Однако такие стыдливые оговорки вряд ли могли сбалансировать мощный заряд национализма, содержащийся в работах советских авторов по славяно-русскому этногенезу, выпущенных в 1940-х гг. и сыгравших свою роль в формировании сегодняшних националистических настроений. И дело здесь не только в создании питательной идеологической среды для русского национализма, но и в росте ответного местного национализма. Ведь на самом деле изучение тенденций в этногенетических исследованиях позволяет проследить определенную цепную реакцию: этногенетический германский экспансионизм породил ответный этногенетический славянский экспансионизм, а это в свою очередь вызвало соответствующий ответ со стороны других неславянских народов бывшего СССР и, прежде всего, тюркских. Борьба за прошлое в последние десятилетия все более накалялась, ибо создание этногенетического мифа являлось одной из немногих дозволенных видов деятельности, с помощью которых национальная интеллигенция могла легально выразить свое недовольство негативными явлениями в национальной сфере и свое беспокойство за будущее своих народов. Но это уже особая тема, заслуживающая специального анализа Шнирельман В. А. Наука об этногенезе как мифотворчество. Доклад, прочитанный на научной конференции «Миф и современность» 8 декабря 1992 г. Москва, РГГУ.
Остается отметить, что в конце 1940-х гг. у некоторых авторов начало наступать отрезвление, и они стали отдавать предпочтение более объективному прочтению источников перед их идеологически нагруженной интерпретацией. М. И. Артамонов решительно отказался от отождествления трипольцев и скифов с предками славян Артамонов М. И. К вопросу о происхождении восточных славян // Вопросы истории. М., 1948. № 9; его же. Происхождение славян., что было окончательно закреплено на конференции по скифо-сарматской археологии в 1952 г. Вопросы скифо-сарматской археологии. М.; Л., 1954.. А еще позднее он признал, что поля погребальных урн могли быть оставлены готами Артамонов М. И. Славяне и Русь // Научная сессия 1955–1956 гг. в ЛГУ: тезисы докладов на секции исторических наук. Л., 1956.. А П. Н. Третьяков, выступая на обсуждении своей книги Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М.,1948., осмеливался высказывать еретические для своего времени идеи об отсутствии строгих доказательств генетических связей между славянами и дьяковцами, а также сколько-нибудь убедительных данных о присутствии славян на Дону и Тамани до Х в. н. э. Наконец, он утверждал, что готы имели государственность. Все это, разумеется, не нашло понимания у многих участников дискуссии Монгайт А. Л. Обсуждение…; Федоров Г. Б. Обсуждение… и требовало определенного личного мужества. Время для переоценки этногенетических концепций, выдвинутых в 1940-е гг., еще не пришло, и противники общепринятых представлений подвергались жестокой критике, а путь к научному продвижению был для них затруднен.
Так очень непростыми путями наука развивалась в стране, где сиюминутные идеологические доктрины определяли оценку не только настоящего, но и отдаленного прошлого. Печально, что на этих доктринах было воспитано не одно поколение, и современные вспышки национализма не в последнюю очередь обязаны этому фактору. Все это было, по-видимому, неизбежно при тоталитарном режиме в условиях господства однопартийных установок, которые, разумеется, жестко контролировали развитие наук, обслуживавших нужды однопартийного государства. К сожалению, и ныне в изменившейся обстановке наука нередко продолжает служить далеко не безобидным политическим целям. Если, как считается, наука способна давать прогнозы на будущее, то, представляется, что первым долгом ученого является отчетливое понимание того, чему служат его исследования и какие политические последствия могут иметь развиваемые им теории. Думаю, в этом отношении российским ученым есть о чем подумать, учитывая тот печальный опыт, который был частично проанализирован выше, а также интенсивный процесс политизации науки, происходящий в наши дни. Столкнувшись с весьма сомнительным результатом деятельности некоторых своих коллег, американские антропологи в свое время выработали особый кодекс чести, направленный против вовлечения антропологии в политические проекты, преследующие неблаговидные цели Ethics and the profession of anthropology / ed. by C. Fluehr-Lobban. Philadelphia, 1991.. Отчего бы и российским специалистам не разработать такой кодекс под эгидой возникшей недавно Антропологической ассоциации?
Впервые: Этнографическое обозрение. 1993. № 3. С. 52–68.
Принятые сокращения
КСИИМК – Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР
КСИЭ – Краткие сообщения института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР
ПИДО – Проблемы истории докапиталистических обществ