Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
19 сентября 2009

Обсуждение переименования улицы как модель современных исторических дискуссий

В администрацию города Братск поступило предложение о переименовании одной из улиц в честь бывшего заместителя начальника Братскгэсстроя Сергея Кузьмича Евстигнеева. Он является также бывшим начальником Особого лагеря №7 – «Озерлага» – созданного в конце 1940-х для содержания политзаключенных. Председатель «Мемориала» Арсений Рогинский написал обращение мэру Братска, в котором отметил, что «возвеличивание (переименование улицы) бывшего начальника Озерлага» – это «оскорбление памяти безвинных жертв тоталитарного режима». Переименование улицы (а точнее переулка Пурсей) стало также предметом дискуссии жителей города. Специально созданная тема на «Братском форуме» – увлекательное и симптоматическое чтение. Здесь воспроизводятся типичные логика и аргументы «бытовых», повседневных споров о советском времени, Сталине и тоталитарной системе.

Для одних участие в репрессивной системе означает бесспорное соучастие в преступлении:

«Для меня не имеет значения переулок Пурсей, или 3-я Энергетическая, или какая-нибудь новая улица в ЛЮБОМ городе будут названы именем КАКОГО-ЛИБО руководителя из системы ГУЛАГа. Потому что я считаю, что формула «Я вами руководил. Я отвечу за всё» – верная».

Другие считают, что винтик не может отвечать за всю машину, даже если это машина смерти:

«Просто так такие решения не принимаются. Может человек действительно достойный. Раз был начальником лагеря, то с чего сразу ублюдок-то?».

«Человек просто был на своём месте – организовывал работу. Преступлений за ним не числится. Может он как раз и спас множество народу тем, что во главе лагеря был именно он, а не какой-нибудь реальный садист».

Интересно, что участником спора становится внук С.К. Евстигнеева, вступающийся за деда:

«Объясняю интересующимся. Возможное переименование переулка Пурсей в переулок С.К.Евстигнеева связано с 55-летием БратскГЭССтроя. С.К.Евстигнеев долгое время проработал заместителем начальника БратскГЭССтроя И.Наймушина. К тому же, под его руководством начались первые работы по подготовке к промышленному освоению района (ещё до прибытия в район БратскГЭССтроя как такового). Тем, кого возбуждает и будоражит предыдущая должность С.К.Евстигнеева (начальник Особого Лагеря №7 «Озерлаг») советую или в суде, с документами в руках, аргументированно доказывать его участие в массовых казнях, доносах, вынесению неоправданных приговоров, жестокости по отношению к заключённым <…>

Что же до самого переименования. Я, например, не стал бы переименовывать именно переулок Пурсей. Хотя вроде бы логично – С.К.Евстигнеев жил именно на Пурсее-5. Но переулок, сам по себе, носит историческое название. Сибирское, местное, красивое. Жалко терять. На мой взгляд, логичнее переименовывать улицы или переулки с безликими названиями. Зелёная, Синяя, Осенняя, Северная, Нижняя, Праздничная и т.д. Эти названия абсолютно ничего в себе не несут, они “пустые”».

Довольно быстро возникает тема «порядка» и «золотого советского века», основанная на семейных рассказах - «преданиях»:

«ВСЕ представители старшего поколения в моей семье вспоминали и вспоминают конец 40-х – начало 50-х годов как время всеобщего порядка и внимания к человеку. В совершенно разных городах и деревнях России – даже в северном Архангельске — люди не знали, что такое закрывать дверь на замок. Преступности не было. То, что крестьяне в колхозах были “крепостными” — это также ложь. Паспорт можно было выправить, имея желание, и дальше отправляться на все четыре стороны по стране. Работы хватало всем, нынешние чахлые “нацпроекты” по сравнению с великими стройками тех лет кажутся просто детским лепетом. Повсеместно развивалась инфраструктура – строились автотрассы, железные дороги, трубопроводы. Возводились заводы, комбинаты, целые промышленные комплексы. Начиналось освоение западносибирских нефтяных месторождений».

Политзаключенные связываются с интеллигенцией, которая «трепет языком» вместо того, чтобы работать на благо страны:

«Система ИТЛ идеально подходила если не для “исправления” уголовного элемента, то для его плодотворного труда на благо государства. По крайней мере, нахлебниками они не являлись и польза от их труда была видимой. Зачем было ликвидировать эту систему, если массовые рецидивы возникли буквально сразу же?

Насчет политических, все-таки мое мнение таково, что со временем сроки их содержания все равно были бы сокращены, даже если бы Сталин не умер в 53-м. Массовые аресты были обусловлены исключительно тем, что в истощенной войной огромной стране любые идеологические смуты привели бы к неминуемому свержению власти и развалу Союза. Грубо говоря работать всем надо было, а не языками трепать. Такие периоды в жизни страны – не для интеллигенции».

Возвращаясь к теме переименования, форумчане не ждут многого от общественных дискуссий, связывая принятие решений исключительно с начальством и не воспринимая себя как реальных участников:

«Чего вы тут развезли тему? Обсуждаете Евстигнеева. Да откуда вы можете знать, как всё было и каким он человеком был.Ведь большинство в этой теме не знали его лично, и уж тем более это не даёт право давать оценок. Поверьте, если захотят сделать и переименовать улицу, сделают и никого спрашивать не будут. Мы же в России живём».

Обзор подготовила Юлия Черникова

19 сентября 2009
Обсуждение переименования улицы как модель современных исторических дискуссий

Похожие материалы

13 июня 2012
13 июня 2012
Фигура Валленберга до сих пор остается поводом для исторических дискуссий - о Холокосте, сталинизме и праве на правду
1 февраля 2017
1 февраля 2017
В прошлом году запустился сайт Мемориального кладбища Сандормох - одного из мест захоронений жертв массовых расстрелов в Карелии в эпоху Большого террора. Мы поговорили с создателями проекта об истории обнаржуения захоронений, об их сайте и текущей ситуации, слодившейся вокруг Сандормоха.
23 сентября 2009
23 сентября 2009
На протяжении 10 лет конкурс «Человек в истории. Россия - XX век», проводимый Международным обществом Мемориал при поддержке ряда организаций и фондов, призван вызывать интерес к изучению истории России XX века, сохранять память о недавних событиях и развивать правовое сознание граждан.
14 ноября 2014
14 ноября 2014
«Еще один момент, горький момент, занимает огромное место в моей памяти, – это когда мама сообщила мне, что он погиб. Мне было по-прежнему 5 лет. Слишком мало, казалось бы, чтобы осознавать всю серьезность ситуации, но ручей своих слез я не забуду никогда. Мне бы хотелось не вспоминать этого момента никогда, оставить вместо него что-то более приятное из детства, но, увы, он крепко уцепился за мое сознание, и не думаю, что когда-нибудь исчезнет».

Последние материалы