Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
20 июля 2011

Места памяти/места забвения: школьный проект по созданию исторических видеосюжетов

Во время проведения академии-школы для победителей школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», приглашенных в Москву, была организована городская игра по историческому ориентированию. В финале участники сняли 5 видеосюжетов, в которых рассказали о московских местах памяти, связанных с различными историческими сюжетами. Ниже представлены сами видеоработы, а также подробная информация о проекте, его результатах и перспективах.

Игра «Историческое ориентирование»

Сценарий городской игры по «Историческому ориентированию» был заранее разработан; подобные игры проводились в 2009 и 2010 г. На сайте «Уроки истории» опубликованы описание и инструкции:

Участники должны посетить ряд объектов (мест памяти в городе Москва) и ознакомится с их историей.

Места памяти/места забвения

В рамках проекта-2011 был также испытан ряд новых форм работы. Во-первых, внимание участников игры было направлено не только на широко известные объекты, но и на расследование истории «забытых» мест памяти – объектов и зданий, которые обладают интересным историческим бэкграундом, но либо не вошли в круг широко известных, либо попали в противоречивый культурный контекст. Во-вторых, каждая команда получила задание снять видеосюжет, участники игры тем самым получили возможности для развития своих творческих навыков и знаний.

Участники игры посетили

  • Лубянскую площадь,
  • сквер у Белого Дома,
  • Донское кладбище,
  • Парк исторической скульптуры Музейон,
  • районы Москвы Зарядье и Замоскворечье,
  • увидели ряд зданий, связанных с историей репрессий и Второй мировой войны в центре Москвы.

Каждое задание имело тематическую специфику, которая определяла подбор мест памяти и маршрут для группы участников (среди тем: репрессии, краеведение, война, перестройка, история семьи). Каждая группа участников получила справочную информацию о тех объектах и зданиях, которые вошли в маршрут, а также возможность задавать вопросы тьюторам и экспертам-историкам.

Съёмки. Для съемок использовалось простое любительское оборудование, все группы были в равных условиях (каждая команда получила в распоряжение фотоаппарат с возможностью видеосъемки и штатив).

После прохождения маршрута каждая группа при помощи тьюторов создала видеофильм, отражающий историю мест памяти, которые они посетили. Участники групп также попытались осмыслить современное состояние этих объектов и проблемы культуры памяти, которые с ними связаны.

Обратная связь. В последний день школы-академии (4 мая 2011) получившиеся фильмы были показаны всем участникам. Каждый фильм был обсужден как с точки зрения содержательной ценности, так и с точки зрения технического качества исполнения съемок и монтажа.

Видеоработы

Ниже представлены снятые видеосюжеты. Хронометраж – от 2-х до 5-ти минут.

Поиск памяти (фильм группы «Война»)

«А вам не все равно? Ну если вам не все равно, я готова вас поддержать».

Разлученные властью (фильм группы «История семьи»)

Иногда мы даже не подозреваем, что казалось бы простые, привычные с детства вещи могут рассказать нам о людях и судьбах минувших лет.

Тень прошлого на улицах Москвы (фильм группы «Перестройка»)

Мы были поражены несуразными, порой скучными и неинтересными памятниками.

Фильм группы «Репрессии»

Жаль, что нет справедливости. Кроме стелы на кладбище ничего нет.

В ожидании чуда (фильм группы «Краеведение»)

Город резали по живому. И дорезались.

Итоги: трудности и перспективы

Проект еще раз показал, что выполнение творческих заданий, а также самостоятельный опыт работы с видео – могут быть эффективным инструментом исторического образования и одним из способов взаимодействия с «живой» историей.

Однако участники проекта столкнулись и с рядом трудностей, связанных с нехваткой технических навыков и времени. Сложность проекта также была обусловлена поставленными перед школьниками интеллектуальными задачами по интерпретации культурных феноменов.

Трудности технического и временнОго характера несложно предусмотреть и минимизировать. Трудности с интерпретацией материала требуют особенного внимания к дополнительной просветительской и педагогической работе – хотя это во многом общая проблема состояния исторической памяти в России. Перед съёмкой видеосюжетов стоит уделить время не только содержательной работе непосредственно с фактическим историческим сюжетом, но и дискуссионной части. В конечном счёте, замысел не в том, чтобы школьники научились пересказывать историю, гораздо важнее учиться осмыслять её.

Благодаря игровой форме коммуникации и творческим задачам, которые ставит процесс кинопроизводства, участники проекта узнают много нового, а видеоформат позволяет им не только осмыслить увиденное, но и рассказать о своих впечатлениях другим участникам проекта и более широкой аудитории. Групповая форма работы позволяет взаимодополнять навыки участников.

© Общество «Мемориал»

20 июля 2011
Места памяти/места забвения: школьный проект по созданию исторических видеосюжетов

Похожие материалы

13 февраля 2017
13 февраля 2017
В Венгрии разгорается скандал вокруг намерения властей заменить статую философа-неомарксиста еврейского происхождения Д. Лукача памятником соучастнику организации Холокоста в Венгрии. «УИ» попросили нашего регулярного автора и известного унгариста Александра Стыкалина прокомментировать новость.
30 апреля 2009
30 апреля 2009
24 ноября 2010
24 ноября 2010
Учебное пособие А.С.Барсенкова и А.И.Вдовина «История России 1917–2009» (авторы – профессора исторического факультета МГУ) было рассмотрено экспертной комиссией, созданной по решению Ученого совета исторического факультета МГУ имени Ломоносова. Найден ряд критических замечаний
14 октября 2016
14 октября 2016
Первое, на что мы наталкиваемся, это собачьи будки. Их штук 15, и они невероятно хорошо сохранились. На некоторых даже висят цепи длиной где-то в ¾ метра, на которых были привязаны собаки. Перед двумя будками остались миски для корма. Представить тут овчарок, которые сторожили лагерь, не представляет большого труда.

Последние материалы