Места памяти/места забвения: школьный проект по созданию исторических видеосюжетов
Во время проведения академии-школы для победителей школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», приглашенных в Москву, была организована городская игра по историческому ориентированию. В финале участники сняли 5 видеосюжетов, в которых рассказали о московских местах памяти, связанных с различными историческими сюжетами. Ниже представлены сами видеоработы, а также подробная информация о проекте, его результатах и перспективах.
Игра «Историческое ориентирование»
Сценарий городской игры по «Историческому ориентированию» был заранее разработан; подобные игры проводились в 2009 и 2010 г. На сайте «Уроки истории» опубликованы описание и инструкции:
- игра «Москва 1930-1950-х годов» (включает 6 маршрутов: «Нереализованная Москва»; «Метро»; «Дом на набережной»; «Повседневность 30-х»; «Топография террора»; «Надписи - памятники»);
- игра «Монументальная история: парк скульптуры Центрального дома художника» (см. также: «Парк советского периода»: программа выездного занятия со школьниками).
Участники должны посетить ряд объектов (мест памяти в городе Москва) и ознакомится с их историей.
Места памяти/места забвения
В рамках проекта-2011 был также испытан ряд новых форм работы. Во-первых, внимание участников игры было направлено не только на широко известные объекты, но и на расследование истории «забытых» мест памяти – объектов и зданий, которые обладают интересным историческим бэкграундом, но либо не вошли в круг широко известных, либо попали в противоречивый культурный контекст. Во-вторых, каждая команда получила задание снять видеосюжет, участники игры тем самым получили возможности для развития своих творческих навыков и знаний.
Участники игры посетили
- Лубянскую площадь,
- сквер у Белого Дома,
- Донское кладбище,
- Парк исторической скульптуры Музейон,
- районы Москвы Зарядье и Замоскворечье,
- увидели ряд зданий, связанных с историей репрессий и Второй мировой войны в центре Москвы.
Каждое задание имело тематическую специфику, которая определяла подбор мест памяти и маршрут для группы участников (среди тем: репрессии, краеведение, война, перестройка, история семьи). Каждая группа участников получила справочную информацию о тех объектах и зданиях, которые вошли в маршрут, а также возможность задавать вопросы тьюторам и экспертам-историкам.
Съёмки. Для съемок использовалось простое любительское оборудование, все группы были в равных условиях (каждая команда получила в распоряжение фотоаппарат с возможностью видеосъемки и штатив).
После прохождения маршрута каждая группа при помощи тьюторов создала видеофильм, отражающий историю мест памяти, которые они посетили. Участники групп также попытались осмыслить современное состояние этих объектов и проблемы культуры памяти, которые с ними связаны.
Обратная связь. В последний день школы-академии (4 мая 2011) получившиеся фильмы были показаны всем участникам. Каждый фильм был обсужден как с точки зрения содержательной ценности, так и с точки зрения технического качества исполнения съемок и монтажа.
Видеоработы
Ниже представлены снятые видеосюжеты. Хронометраж – от 2-х до 5-ти минут.
Поиск памяти (фильм группы «Война»)
«А вам не все равно? Ну если вам не все равно, я готова вас поддержать».
Разлученные властью (фильм группы «История семьи»)
Иногда мы даже не подозреваем, что казалось бы простые, привычные с детства вещи могут рассказать нам о людях и судьбах минувших лет.
Тень прошлого на улицах Москвы (фильм группы «Перестройка»)
Мы были поражены несуразными, порой скучными и неинтересными памятниками.
Фильм группы «Репрессии»
Жаль, что нет справедливости. Кроме стелы на кладбище ничего нет.
В ожидании чуда (фильм группы «Краеведение»)
Город резали по живому. И дорезались.
Итоги: трудности и перспективы
Проект еще раз показал, что выполнение творческих заданий, а также самостоятельный опыт работы с видео – могут быть эффективным инструментом исторического образования и одним из способов взаимодействия с «живой» историей.
Однако участники проекта столкнулись и с рядом трудностей, связанных с нехваткой технических навыков и времени. Сложность проекта также была обусловлена поставленными перед школьниками интеллектуальными задачами по интерпретации культурных феноменов.
Трудности технического и временнОго характера несложно предусмотреть и минимизировать. Трудности с интерпретацией материала требуют особенного внимания к дополнительной просветительской и педагогической работе – хотя это во многом общая проблема состояния исторической памяти в России. Перед съёмкой видеосюжетов стоит уделить время не только содержательной работе непосредственно с фактическим историческим сюжетом, но и дискуссионной части. В конечном счёте, замысел не в том, чтобы школьники научились пересказывать историю, гораздо важнее учиться осмыслять её.
Благодаря игровой форме коммуникации и творческим задачам, которые ставит процесс кинопроизводства, участники проекта узнают много нового, а видеоформат позволяет им не только осмыслить увиденное, но и рассказать о своих впечатлениях другим участникам проекта и более широкой аудитории. Групповая форма работы позволяет взаимодополнять навыки участников.
© Общество «Мемориал»