Бурятия: память о репрессиях и сопротивлении
В Бурятии ко дню Памяти жертв политических репрессий будет открыт девятый в республике мемориал тем, что пострадал в результате коллективизации, раскулачивания, гонений на духовенство и интеллигенцию. В республиканском архиве ФСБ сохранились данные о 20 тысячах «врагов народа». Только в период «большого террора» 1937-38 гг. было расстреляно 6 тысяч из них.
«В архиве УФСБ хранится десять с половиной тысяч уголовных дел периода репрессий. Подавляющее большинство фигурантов, а их около 17 тысяч, реабилитированы,» -
говорит начальник архива Татьяна Саховская.
«С начала массовой реабилитации на личном приеме у нас побывало более 4 тысяч человек, по сто-двести за год. Кто-то просит помочь в реабилитации детей, которые малолетними остались без попечения репрессированных родителей, некоторые просят выдать ксерокопии документов со сведениями о составе семьи или об имущественном положении — с тем чтобы получить денежную компенсацию за незаконно конфискованное».
Мемориал в селе Ноехон будет открыт в память об одном из крупнейших восстаний против коллективизации и раскулачивания, которое вспыхнуло здесь в июне 1930-го. Ожесточенное сопротивление оказывали не только жители Ноехона, но и других сел Селенгинского района Бурятии – Убур-Дзокоя, Енхора, Иро, Жаргаланта и т.д.
«Репрессированные заслуживают места в нашей памяти не меньше, чем те, кто не вернулся с войны,»
– считают селенгинцы.
Память о репрессиях, сопротивлении и жертвах в Бурятии связывают и с гонениями на буддийских монахов, разрушением и закрытием дацанов, потерей части территории республики в результате административной реформы 1937 года. Отделение Усть-Ордынского и Агинского Бурятского автономных округов до сих пор воспринимается многими бурятами как насильственное развеление народа.
30 октября памятные мероприятия в Ноехоне начнутся с молебна в местном дугане, затем состоится открытие памятника жертвам политических репрессий Селенгинского района и пройдет научно-практическая конференция «Вспомним всех поименно».
Главными инициаторами возведения монумента в Ноехоне стали члены территориальных общественных самоуправлений села. Многие из них — близкие и родственники невинно репрессированных.
По данным Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, в 2009 году на территеории республики жили более 3000 репрессированных. С 21 апреля 1994 года была в республике действует Бурятская Ассоциация жертв политических репрессий.
Самый известный памятник жертвам политических репрессий был установлен в Улан-Удэ в 2007 году, тоже в День памяти 30 октября. Его отлил и привез из Санкт-Петербурга известный скульптор Вячеслав Бухаев. Монолитные фигуры — матери и ребенка, собранного в дальнюю дорогу, установлены перед бывшим зданием НКВД Бурят-Монгольской АССР
Архитектор Александр Яковлев, соавтор проекта, памятника поясняет замысел:
«Ключевой идеей была поминальная площадка, обрамленная гранитными плитами и внутри наполненная такими округлыми камнями, ассоциирующимися с черепами. На этих черепах стоят хии-морин – поминальные шесты, и на поминальных шестах облако из колючей проволоки, т.е. облако, которое не дает тени.
…Женщина без рта. В те времена запрещалось говорить. За то, что ты говоришь, тебя уже расстреливали. Поэтому она научена горьким опытом и у нее закрыт рот. А у мальчика рот проявлен, он может говорить и он еще скажет».
Материал подготовила Анастасия Леонова