Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
28 июня 2010

Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Сцена из спектакля Алвиса Херманиса "Дед". Источник фото: stengazeta.net

Латвийский режиссер Алвис Херманис, чьи спектакли нередко приезжают в Москву, умеет переводить историю XX века на язык театра. «Большая» история для него и актеров – это повод рассказать истории конкретных людей

Театральный критик Дина Годер побывала на трёх его последних спектаклях: все они являются частью давнего исследовательского проекта Херманиса и сделаны не по литературным произведениям, а путем совместного сочинения с актерами, на материале собственных изысканий театра. Предмет этих поисков, которым посвящено уже десять постановок, — латышская национальная идентичность.

  • «Дед». Трехчасовой моноспектакль «Дед» вырос из самостоятельного исследования одного из лучших актеров Нового рижского театра Вилиса Даудзиньша. Легенда, которую, излагает в зачине к спектаклю Даудзиньш, такова: он хотел найти своего деда, бесследно исчезнувшего в первые дни второй мировой. История Латвии складывалась так, что исчезнувший дед с равной вероятностью мог попасть в немецкие войска, куда забирали всех без разбора, мог воевать на стороне советской армии или мог уйти в партизаны, чтобы бороться за независимость Латвии с коммунистическим СССР, подчинившим страну перед самой войной. Отправив запросы во все возможные инстанции и поговорив с сотнями людей, Даудзиньш вместе с Херманисом сочинили спектакль, героями которого были три бывших солдата, носивших имя его деда.

Херманис категорически отказывается везти «Деда» в Россию. «У нас, — он говорит, — тема спектакля всем понятна. 16 марта — день памяти всех латышей, погибших во второй мировой, неважно на чьей стороне. Но вряд ли можно показать в России спектакль, где ясно, что к герою, служившему в фашистской армии, можно испытывать теплые чувства».

  • «Зиедонис и мироздание». Спектакль о культовой для латышей фигуре – Зиедонисе — поэте, писателе, публицисте, писавшем и философские эссе, и детские сказки, человеке невероятно активном, популярном, особенно в 70-х, но в то же время члене партии, сильно связанном с властью, а в 90-х много сделавшем для независимости Латвии. Эта постановка — игра с иконой, а не рассказ о конкретном человеке, который к тому же жив, хоть и тяжело болен. Нахлобучив гротескно огромный седой парик , в роли Зиедониса выходит еще один отличный актер Херманиса — Каспар Знотиньш.
  • «Черное молоко». Понятный и близкий России спектакль; речь идет о латышской деревне, которая в результате советских и постсоветских времен в этой крестьянской стране совершенно опустела. Спектакль сделан по рассказам деревенских стариков, повествующих, что корова — это не домашнее животное, а член семьи, доказывающих, что по характеру коровы — настоящие женщины. Их и играют украшенные рогами молодые красавицы в нарядных платьях и ярких лодочках на шпильках. Старухи, в которых по очереди превращаются красавицы с колокольчиками на шее и номерками в ушах, по очереди объясняют, какие имена дают коровам, что они любят, как болеют и как буренок в советские годы заставляли продать, после чего хозяйкам годами снилось, что любимая животина плакала и звала.

Дина Годер. Театр как исследование жизни. Новые спектакли Алвиса Херманиса в Риге (газета «Время новостей»)

 

28 июня 2010
Алвис Херманис: история XX века как повод для театра

Похожие материалы

16 января 2015
16 января 2015
Ещё мальчиком, в 45-м году, Алоис Небель увидел, как через его родную железнодорожную станцию «Белый Поток» в Судетах отправляют эшелоны с депортированными немцами. Теми немцами, что были поводом для Гитлера вторгнуться в эту часть Чехословакии в 38-м году.
16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.
5 июня 2014
5 июня 2014
Международное общество «Мемориал», Германский исторический институт и Фонд Фрица Тиссена (Fritz-Thyssen-Stiftung) провели круглый стол «История, память и управление эмоциями: Акторы, институты и средства коммуникаций в определении сложного прошлого Германии и России». Выступить с сообщениями пригласили германских специалистов по исторической памяти и формированию исторических экспозиций Йорга Ганценмюллера (университет Фридриха Шиллера, Йена), Андреаса Энгверта (мемориал «Берлин-Хоеншёнхаузен»), Оливера фон Врохема (мемориал «Концлагерь Нойенгамме»), Олега Аронсона (Институт Философии РАН), редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Последние материалы