Эволюция «школьного фильма» в советском кино
Об изменениях жанра «школьного кино» и его ключевых персонажах – Белой вороне, Коллективе и Наставнике – рассказывает в своей публичной лекции Любовь Аркус, главный редактор журнала «Сеанс». Лекция основывается на разборе конкретных фильмов от 1940-х (когда школа была фигурой умолчания) до конца 1970-х (когда школьный фильм трансформировался в мелодраму). Приводятся видеофрагменты.
Лекция Любови Аркус «Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино» опубликована на сайте журнала «Сеанс»; она открывает курс лекций «Неизвестная оттепель» о фильмах, снятых в 60-е гг XX века в СССР и отразивших удивительную эпоху в истории России (лекции будут идти в Санкт-Петербурге, в книжном магазине «Порядок слов»).
В разговоре о кино важно помнить, что мы имеем дело «не столько с действительностью, сколько с ее концепцией — с той системой координат и ценностной шкалой, что была присуща каждой конкретной эпохе».
1920–1940-е гг.
В сталинском кино школы как самостоятельного явления почти не было; если она появлялась, то на периферии сюжета. Это объясняется несколькими причинами:
- школа – слишком опасная для кино фактура, она является фактически моделью государства
- считалось, что детская среда не способна породить драматический конфликт; необходима фигура героя, а школьник может стать героем, только если совершит подвиг (или хотя бы мечтает о нём), а не сам по себе
- специфика государственной педагогической концепции: в 1920-е гг важной идеей была идея «перековки» (не было смысла говорить об отдельных школьниках), в 1930-е школьники превратились во взрослых граждан (по крайней мере, уголовная отвественность наступала с 12-ти лет)
Фильмы:
- «Трое с одной улицы», 1936
- «Федька», 1936,
- «Дочь партизана», 1934,
- «Два друга», 1936,
- «Дивный сад», 1935,
- «Гайчи», 1938,
- «Поезд идет на Москву», 1938
- а также: невыпущенный на экраны фильм Маргариты Барской «Отец и сын», малоуспешные фильмы «Семиклассники» Я. Протазанова и «Личное дело» А. Разумного
Жанровый канон «школьного фильма». Конец 1940-х – 1950-е гг.
Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова. Здесь возникает схема, которая будет воспроизводиться в других фильмах: «личность — коллектив — наставник». Главным мотивом становится мотив «белой вороны», типичные черты которой – сознание своей исключительности, противопоставление себя коллективу. Статус «белой вороны» и авторское отношение к ней будут меняться, а по трансформациям содержания базовой схемы можно проследить глубинные процессы, происходящие в обществе.
В конце 1940-х и первые постсталинские годы «белая ворона» – отрицательный персонаж, обладая талантом она мало времени отводит общественной деятельности. Ей преподают урок, она раскаивается и воссоединяется с «коллективным телом»; «с точки зрения общественной нормы искомое совершенство наступает в тот момент, когда ты становишься как все».
Фильмы:
- «Красный галстук» (1948),
- «Аттестат зрелости» (1954)
Спор об обществе. 1960-е гг., «оттепель».
Ситуация меняется коренным образом: «белая ворона» становится положительным персонажем; теперь это не отщепенец и эгоист, а яркая индивидуальность. Раздваивается фигура Наставника (взрослого) – на Консерватора (это чиновник, бюрократ, требующий исполнения буквы закона) и Либерала (противника формализма и уравниловки). Ключевой конфликт – это конфликт взрослых, спорящих о том, каким должно быть общество.
«Речь идет, конечно же, не о том, казнить Кольку <главного героя>, столь непохожего на других детей — или миловать. Речь идет о том, что мерой вещей теперь становится человек. И, как мы теперь понимаем — на дистанции исторического опыта, сутью фильма является шестидесятническая утопия об идеальном обществе, о гармонии Частного и Целого.»
Фильмы:
- «Друг мой, Колька» (1961)
Конец утопии, прощание с шестидесятыми (а через них – с двадцатыми)
В роли наставника – нелепый, несвоевременный, «смешной человек в высоком смысле этого слова». Это новый герой-шестидесятник, который сам становится «белой вороной»; он верит в идеалы и надеется на будущее, тогда как вокруг уже появляются первые признаки гниения: пионерские занятия воспринимаются как докучливая обязанность, школьники выглядят незапоминающимся серым пятном.
Фильмы:
- «Звонят, откройте дверь!» (1965),
- «Республика ШкИД» (1966)
1968 год: «пепельная усталость»
Точное запечатление состояния советского интеллигента в год вторжения в Чехословакию: пепельная усталость, коллизия отношений власти и интеллигенции (она видна во взаимоотношениях взрослых), оппозиция либерала и консерватора, лидером коллектива становится прагматик, герой-шестидесятник ещё ощущает себя «героем пьесы своей жизни и частью своей страны, пусть даже страны, от которой он смертельно устал и за которую ему стыдно».
«Здесь очень хорошо видно, что дряхлеющая идеология больше не может быть содержанием жизни даже для тех, кто как будто держится ее основ. Частная жизнь частных людей, их частные счеты со своей частной жизнью и между собой — вот что такое теперь общество, и школа не только не исключение, но, напротив, наиболее яркое воплощение произошедших изменений»
Фильмы:
- «Доживем до понедельника» (1968)
1970-е гг.: «тихое стояние интеллигента перед лицом лживой эпохи»
Изменяется отношение к Учителю – ему уже не смотрят в рот, а многие считают неудачником, пустым местом, пустозвоном. Учитель продолжает выполнять свои обязанности и говорить про идеалы, тогда как реальность катастрофически с ними расходится. Окружающие испытывают доброжелательное сострадание к учителю, который неизвестно на что «ухлопывает жизнь».
Фильмы:
- «Переступи порог» (1970),
- «Дневник директора школы» (1975)
Конец 1970-х: «школьный фильм» перестаёт быть авторским
Конфликт, превратившийся в конфликт отцов и детей (конфликт поколений), из школьного пространства перемещается в пространство семейное. Однако, когда происходит смена поколений и исчезает герой-«шестидесятник» изменяется и сама жанр «школьного фильма»: жанровую схему не удаётся повторить на других героях. Одновременно трансформируется представление о коллективе – он становится страшной силой, которая уничтожает Белую ворону.
Схема огрубляется, сюжет Белой вороны присваивается массовой культурой и перестаёт быть предметом авторской рефлексии. С конца 1970-х школьное кино превращается в мелодраму.
Фильмы:
- «Ключ без права передачи» (1976)
- «Розыгрыш» (1976)
- «Последний шанс» (1978) + «Чучело» (1983)
- «Школьный вальс»,
- «Вам и не снилось»
Перестройка: страх перед неизвестностью
Школьное кино возвращается в перестройку, но выглядит как «макабрическое послесловие к сюжету» – это следствие авторского взгляда, замутнённого страхом перед теми, кто приходит на смену.
«Империя умирала, и она боялась своих детей — а экран запечатлел не их самих, а фантомы, порожденные этим страхом»
Фильмы:
- «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
Полный текст статьи о школьном кино – здесь