Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
23 декабря 2010

2010 год в Восточной Европе: прощание с идеалами и идеалистами

блог

Календарное деление одно из наиболее условных. Понятно, что 31 декабря ничто не заканчивается, а 1 января ничто не начинается с чистого листа, как бы нам не хотелось верить в обратное. Однако история была бы невозможна без хронологии. Как и политика.

В 2010-м году в Украине и Польше сменились президенты. Виктор Ющенко убедительно проиграл в первом туре и Виктору Януковичу, и Юлии Тимошенко; перед вторым туром он издал указ о присвоении «Героя Украины» Степану Бандере, чем похоронил свою репутацию в соседней Польше; а затем посодействовал победе во втором туре Януковича, убеждая, что на выборах на самом деле выбора нет.

Президент Польши Лех Качинский погиб в авиакатастрофе под Смоленском, направляясь в Катынь. Обстоятельства страшной смерти президента Качинского и всех членов официальной делегации до сих вызывают немало вопросов. На досрочных президентских выборах в Польше, максимально заостривших внутреннее противостояние в стране, Бронислав Коморовский с небольшим отрывом победил брата-близнеца погибшего президента – Ярослава. Уход с президентских должностей и Ющенко, и Качинского был уходом идеалистов; политиков, ставивших (нередко в ущерб собственному имиджу или интересам государства) ценности выше интересов и холодного расчета.

Поражение Виктора Ющенко означало конец его символической политики. Янукович публично отказался от линии на признание Голодомора 1932–1933 гг. «геноцидом украинского народа»; провел 9 мая военный парад в брежневском стиле; перестал придираться к высказываниям российских политиков об Украине, суть которых, несмотря на смену, власти не слишком изменились.

Новый глава Службы безопасности Украины Валерий Хорошковский приостановил процесс рассекречивания документов КГБ, начатый при Ющенко. Новый министр образования Дмитрий Табачник успел настроить против себя всех мало-мальски мыслящих украинцев, последовательно демонстрируя неуважение к украинскому языку, истории и культуре.

Фактически новая власть сама загнала себя в угол – в ее адрес звучат несмолкающие обвинения в «украинофобии», и пока что не смогла (да и не пыталась) найти способ избавиться от такого реноме.

Чрезвычайно сузив поле своего маневра, официальная Украина стала еще слабее в двусторонних отношениях с Россией. Таким образом власть немало поспособствовала усилению в стране «защитного» национализма.

Катастрофа президентского самолета под Смоленском открыла глубоко парадоксальную страницу польско-российского «примирения», остающегося до сих пор ассиметричным процессом. При чем, украинский элемент этого примирения (хоть многие и пытаются не замечать его присутствия) по-прежнему вызывает немало вопросов. Во всяком случае, в польской прессе впервые за двадцать лет появились прямые обозначения Украины как «буферной зоны» между Россией и ЕС. Все более ощутимое разочарование от Украины вылилось в Польше в практический вывод о необходимости реалистической (читай минималистской) восточной политики . Любопытно, что адепты такой линии сознательно или по наивности переоценивают и возможности России на постсоветском пространстве, и «пророссийскость» Януковича и его окружения.

Тем не менее, признаки отказа Польши от активной восточной политики, необходимость которой не раз подчеркивал погибший президент Качинский, трудно не заметить. Еще труднее не заметить огромного вклада в такое развитие событий самой Украины и ее политических элит. Пока что команда Януковича не продемонстрировала нималейшего интереса и внимания к Польше, в самой же Польши и элиты, и массовое сознание похоже недооценивают или даже не знают о весомых успехах гуманитарной политики их страны в Украине за последние 20 лет. В отличие от официальной России, официальная Польша не только последовательно избегала оскорбительных или просто некорректных высказываний в адрес своего украинского соседа, но и неизменно предлагала широкий спектр программ: образовательных, культурных, научных, политических обменов. Выпускники и участники всех этих программ уже создали достаточно заметную проевропейски настроенную молодую элиты Украины.

Россия, во всяком случае, на высшем политическом уровне, по-прежнему имеет ощутимые проблемы с признанием политической, культурной, исторической субъектности Украины. Очередной пример совершенно оскорбительных для украинцев (и на самом деле антироссийских!) высказываний на днях преподал генеральный консул РФ во Львове.

Не исключено, что Кремль вновь попробует разыграть внешнеполитическую карту (а «предавший нас» «собрат по окопу» на эту роль подходит идеально) для решения внутриполитических проблем, которые нарастают, как снежный ком. Недавние столкновения, носящие ультранационалистический, расистский (назовем вещи своими именами) характер поставили очень остро вопрос не только о иммиграционной и образовательной политике, но и о необходимости в чем-то большем, что объединит российское общество кроме «Великой Победы». В этом контексте поражает неспособность и власти, и СМИ даже предложить корректное описание сторон конфликта. О «кавказцах» повсеместно пишут без кавычек (так что комментарий премьера Путина на недавней прямой линии, что «такой национальности как кавказец нет» перестает быть просто банальностью), предложенный частью СМИ термин «представители юга России» ничем не лучше. Как «страна победителей» разрешит эту проблему (и как именно она ее сформулирует) зависит, в том числе, от интеллектуалов, которые, похоже, окончательно поверили, что уже давно ни на что не влияют, поэтому могут писать что угодно и как угодно. Тоже самое в полной мере касается Украины и Польши, каждой из которых в новом, 2011-м году придется искать ответы на очень непростые и неоднозначные вызовы современности.

Мне кажется, что каждый человек (и даже интеллектуал) может повлиять очень на многое. Поэтому хочу завершить эти соображения упоминанием интересных, полезных и многообещающих гуманитарных проектов, появившихся или развившихся в уходящем году. Таких инициатив не так мало, поэтому я упомяну только те, к которым имел непосредственное отношение. В Украине развивается проект публичных лекций и интернет-сайта Полит.ua – пожалуй, единственный полноценный и совершенно корректный по отношению к Украине гуманитарный проект с российской генеалогией. Для автора этих строк большой честью стало приглашение к сотрудничеству в этом проекте. В следующем году публичные лекции и обсуждения Полит.ua должны проходить не только в Киеве, но и в регионах (в том числе, в Львове). В конце уходящего года в Польше вышел первый, пилотный номер журнала «Nowy Prometeusz» (Новый Прометей). Издание символически отсылает к традиции польского прометеизма 1920–30-х гг. и сразу же предлагает ее серьезную реконцептуализацию, демонстрирует открытость к российским сюжетам. Наконец в 2010-м начал полноценно работать сайт, на котором Вы читаете эти строки. Очень надеюсь, что все эти проекты будут с нами на протяжении следующего года и еще много-много лет.

23 декабря 2010
2010 год в Восточной Европе: прощание с идеалами и идеалистами
блог

Последние материалы