Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
1 февраля 2010

Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа

В 2005 году, когда в России отмечали 60-летие Великой Победы, журнал «Неприкосновенный запас» совместно с берлинским ежемесячником «Osteuropa», выпустил специальный номер: «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа». Чуть позже он был издан в виде книги (784 страницы). Это одно из лучших исследований (сборник исследований), посвящённое не собственно истории Великой Отечественной войны, не её героическим страницам или белым пятнам и не Великой Победе – таких изданий предостаточно, – а памяти о войне, тому, что «мы» помним о Второй мировой войне, о чём забыли и что избегаем вспоминать.

Составители отмечают, что речь идёт в первую очередь о сегодняшнем дне:

  • О том, как функционировала политика памяти в течение этих 60 лет.
  • О том, как трансформировались объем, содержание и структуры памяти, как память становилась ареной политической борьбы и весомой ставкой в геополитической игре.
  • О том, как прошлое живет в настоящем, отбрасывая свою тень в будущее.
  • О коллективной памяти и об отношении людей к своему и чужому прошлому.
  • О функциях памяти и о формах ее воплощения в литературе, кинематографе и музыкальных произведениях, монументальных мемориалах и архивах, устных и письменных свидетельствах, правительственных и неправительственных организациях и, наконец, в средствах массовой информации.
  • О сегодняшних «войнах памяти» разворачивающихся как между отдельными странами, так и между отдельными социальными группами.

Выходные данные книги: Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. ISBN 5-86793-405-5.

Весь специальный номер «Неприкосновенного запаса» выложен на сайте «Журнального зала». Но в книге есть ещё несколько интересных статей, которые  этот номер не вошли. Ниже приводится её полное содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1: ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ?

ТЕМА 2: РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ: ПАМЯТЬ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

ТЕМА 3: ФОРМЫ ПАМЯТИ

ТЕМА 4: ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПАМЯТИ

ТЕМА 5: ЧАСТИЧНАЯ АМНЕЗИЯ

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОНОМИКА

Егений Сабуров. Ожидания и память

ТЕМА 6: ЛИТЕРАТУРА МЕЖДУ ВОСПОМИНАНИЕМ И НАПОМИНАНИЕМ

ТЕМА 7: ВОЙНА НА ЭКРАНЕ

1 февраля 2010
Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа

Похожие материалы

16 мая 2016
16 мая 2016
Мне кажется, что практически в каждой семье на территории бывшего СССР есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Наша семья – не исключение. Мой прадед по маминой линии, Степан Фотеевич Степанов, 1906 г. р., ушел на фронт в 1944 г. из Казахстана и погиб в 1945 в Латвии. В нашей семье не знали, где он похоронен, и тем более ничего не знали о его воинском пути. Мама расспрашивала своего отца, моего дедушку Владимира Степановича Степанова, но и он мало что знал. Только сообщил, что его отца ранили (насколько он знает, у него были оторваны или сильно повреждены рука и нога), затем он попал в госпиталь и там скончался от ран.
4 февраля 2015
4 февраля 2015
К 70-летию освобождения Красной Армией будапештского гетто. История о том, как попытка венгерских евреев ассимилироваться и принять участие в строительстве новой Венгрии закончилась ростом антисемитских настроений, массовыми расстрелами и депортацией.
11 августа 2015
11 августа 2015
Третья часть списка литературы о ГУЛАГе содержит книги, опубликованные за последние 15 лет. Список основан на каталоге библиотеки «Мемориала».
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Имена и судьбы многих героев Сталинграда мы уже никогда не узнаем. В числе защитников цитадели на Волге был и уроженец Троицка, школьный учитель и мой двоюродный дед – Бари Саитович Гизатуллин

Последние материалы