Памятник и праздник
Публикация материалов проекта задержалась. Первой причиной задержки стали события 2013-2014 годов – Евромайдан, присоединение Крыма, начало войны на юго-востоке Украины и пожар в одесском Доме профсоюзов. Представители украинской команды, активно участвовавшей в исследовании, переключились на помощь внутренним беженцам. Политизация военной памяти достигла крайней точки, и занять необходимую для написания статей нейтральную позицию для некоторых участников оказалось невозможно.
Дальнейшая задержка была вызвана уже техническими причинами. Подборка статей из проекта была опубликована в 2015 году в 101 номере журнала «Неприкосновенный запас». Затем сборник «застрял» в издательстве. Поэтому в преддверие 75-летия завершения Второй мировой войны в Европе на «Уроках истории» публикуется очередная подборка статей из нашего проекта. (Выражаю благодарность издательству «Нестор-История», где сборник в результате должен выйти, предположительно в конце 2020 года.)
Для публикации выбраны тексты, посвященные празднованию Дня Победы за пределами России – в Берлине (Севиль Гусейнова), Вене (Татьяна Журженко), Вильнюсе (Екатерина Махотина) и Минске (Алексей Ластовский), а также статья Себастьяна Киндлера, в которой описывается обращение с советскими мемориалами в Германии. Каждый текст завершается постскриптумом из 2020 года, кратко обрисовывающем развитие ситуации за прошедшие годы.
Несмотря на время, прошедшее с момента исследования, статьи не утратили свою актуальность.
С одной стороны впервые описанные в них тенденции сохраняются. К ним относятся, к примеру, маргинализация коммеморативного сообщества «наследников Победы» в Литве, в результате которого привлекательной для этого сообщества становится официальная политика памяти российского государства, а также значение коммеморации для «городских» сообществ, собирающих в Берлине и других центрах эмиграции выходцев из тех или иных городов бывшего СССР.
С другой стороны – в этих статьях зафиксирована ситуация до переломного 2014 года, и потому они позволяют проверить часто звучащие утверждения о решающим значении Крымского кризиса для сегодняшних практик, связанных с 9 мая. Как показывают постскриптумы, где-то «войны памяти», которыми сопровождается новая геополитическая напряженность в Европе, действительно оказываются ключевым фактором. Где-то, напротив, они всего лишь создают контекст, с которым теперь вынуждены считаться участники коммеморации, чья мотивация к участию никак не связана с позицией в отношении российско-украинского и других конфликтов.
Научное исследование коммеморативных практик тем временем продолжается. По итогам второго проекта, проведенного в 2015 году под руководством Кордулы Гданец, Екатерины Махотиной и автора этих строк, в 2017 году вышел сборник на немецком языке, основанный на материале, собранном в Беларуси, Германии, России, Украине и Эстонии. В России полевыми исследованиями практик, связанных с Днем Победы, занимается также команда под руководством Александры Архиповой. Историческое изучение позднесоветских ритуалов, связанных с Днем Победы, с помощью архивных исследований и устной истории, проходит в рамках проекта РНФ № 20-18-00342 «Институциональные и неинституциональные ритуалы в структуре позднесоветского общества (1956-1985)» под руководством Александра Фокина, благодаря которому стала возможна и настоящая публикация.
- С. Гусейнова. «Победители» в «побежденном» городе: как ленинградцы и одесситы празднуют День Победы в Берлине
- С. Киндлер. Об обращении с советскими захоронениями и мемориалами в Германии
- Т. Журженко. «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…»: австрийская и (пост)советская память о Второй мировой войне в городском пространстве Вены
- Е. Махотина. День Победы как поле коммеморативных конфликтов: 9 мая в Вильнюсе
- А. Ластовский. Идеологическая архитектура Дня Победы: Минск-2013