Путеводитель по Парижу: история XX века
Могила неизвестного солдата (Tombe du Soldat inconnu)
Под сводами знаменитой Триумфальной арки в Париже находится могила неизвестного солдата и вечный огонь. Идея появления этого мемориала появилась в 1916 году, еще до окончания Первой мировой войны. Огромное количество погибших на войне не были опознаны или были признаны пропавшими без вести, и возникла необходимость почтить их память. По традиции было решено захоронить тело неопознанного солдата как символ благодарности и «незабвенности» всех, кто сражался за Францию и похоронен в братских могилах. Была идея захоронить неизвестного солдата в Пантеоне, однако память о войне было решено отделить от памяти о великих людях; возможно, потому, что Пантеон представляет собой галерею выдающихся людей в истории Франции, а могила неизвестного солдата призвана репрезентировать собой много тысяч людей, погибших на войне. В итоге могила была помещена под Триумфальной аркой, символизирующей победу, которую погибшие солдаты принесли Франции. 11 ноября 1920 года, через два года после окончания войны, неизвестный солдат, тело которого специально было выбрано и эксгумировано, был торжественно провезен по Парижу мимо Пантеона (что тоже не случайно) к Триумфальной арке. Ровно через три года, в очередную годовщину перемирия, 11 ноября 1923 года, на могиле был зажжен вечный огонь.
Интересно, что неизвестный солдат, могила которого была создана как символ всех солдат, потерявших не только жизнь, но и имя, был выбран из восьми тел, найденных в тех местах, в которых с наибольшей вероятностью мог быть захоронен именно французский солдат. Один человек, представляющий целое множество других людей, должен быть, по законам публичной памяти, тщательно отобран и проверен. Могила неизвестного солдата – знаковое историческое место Парижа: именно здесь совсем недавно, в столетие окончания Первой мировой войны, проводилась главная публичная церемония. Отметим и необычное сочетание архитектурного величия Триумфальной арки и трагизма могилы под ней: здесь значимо соседство торжества и скорби.
Монумент парижанам, павшим в Первой мировой войне (Monument aux morts de la Grande Guerre. Ville de Paris)
Этот памятник был открыт в Париже совсем недавно, 11 ноября 2018 г., в честь столетия окончания Первой мировой войны. Он расположен на знаменитом кладбище Пер-Лашез и посвящен всем парижанам, жизни которых унесла война. Подобные монументы можно найти в большинстве городов Франции, однако в Париже он появился только сейчас, по распоряжению мэра города Анн Идальго. Этот колоссальный монумент (длиной 280 метров!) отличается идеей поиска единого архитектурного решения для памятника всем парижанам, ставших жертвами войны. Открытие этого объекта поддержало единый мемориальный стиль, характерный для Франции, в которой каждый город «выражает» скорбь о погибших горожанах, а Париж оставался удивительным исключением.
Монумент Франции от благодарной Бельгии (Le Monument de la reconnaissance de la Belgique à la France)
Необычный памятник Первой мировой войне установлен в 1923 году на Площади королевы Астрид. Он был подарен Франции Бельгией как символ благодарности за помощь во время войны: на протяжении четырех лет с 1914 по 1918 Франция принимала бельгийских беженцев. Задуманный и осуществленный скульптором Изидором де Рюдером памятник состоит из двух женских фигур, держащихся за руки; в пространстве между их руками стоят двое детей. Одна из девушек символизирует Францию, другая, соответственно, Бельгию, дети – будущее этих стран, совместно и заботливо укрываемое женщинами.
Женщина, в частности, мать, символизирующая страну, – это лейтмотив политических памятников и репрезентаций, однако в случае этого монумента можно говорить о том, что была предложена довольно редкая интерпретация. В целом, военный памятник совсем нечасто бывает связан с таким осмыслением истории. Война здесь преподнесена не с героическим и патриотическим, а с трагическим и лирическим пафосом; она представлена не храбрым полководцем и героем, защищающим Родину, а двумя женщинами, укрывающими своих детей и свое будущее скрепленными руками. Идея памятника как благодарности за укрытие, а не за героизм, делает его оригинальным и интересным с точки зрения репрезентации истории. Здесь можно подумать о вариативности художественных решений, символизирующих то или иное историческое событие, и о «женском лице» войны.
Мемориал жертвам Холокоста (Mémorial de la Shoah)
История современного мемориала начинается еще во время Второй мировой войны: в 1943 году появилась инициатива создания архива документов о преследовании евреев во время Холокоста. Кроме сбора свидетельств преступлений нацистов и режима Виши, в 1950-м году был задуман первый мемориал неизвестной жертве Холокоста. Несмотря на возникшие противоречия, премьер-министр Израиля содействовал созданию мемориала, и в 1953 году в районе Марэ был заложен первый камень будущего мемориала. В 1956 году в крипту был помещен пепел из концлагерей и Варшавского гетто. Только в 2005 году мемориал был расширен и переименован в Мемориал Шоа (ивр. – «катастрофа»). Получается, что идея увековечить одну неизвестную жертву превратилась в идею увековечить память о шести миллионах жертв Катастрофы.
Сейчас Мемориал Шоа представляет собой центр по изучению истории Холокоста, включающий в себя музей, выставочное пространство, библиотеку и архив. Вечный огонь, зажженный на шестиконечной звезде из черного мрамора, был сохранен и теперь находится перед главным зданием. Мемориал также включает в себя «Стену имен», на которой написаны имена 76 тысяч евреев, депортированных из Франции во время Холокоста. Идея «комплексного» мемориала, таким образом, – это память о всех в целом и о каждом в отдельности; здесь сложным образом переплетается история частная, индивидуальная и история глобальная. Постепенное движение этого центра – от частного к общему, а затем – через создание «Стены имен» – к панораме частного, поименному называнию каждого.
Мемориал жертвам депортации (Memorial de martyrs de la Déportation)
В сквере Иль-де-Франс на острове Сите в начале 1960-х годов был создан еще один важный мемориал, посвященный жертвам депортации во время Второй мировой войны. Под жертвами депортации здесь подразумеваются люди, выданные режимом Виши фашистской Германии и погибшие в концлагерях. Имена 200 тысяч погибших французских граждан выгравированы на стенах подземной части мемориала, а наземная его часть представляет собой тюремный дворик, окруженный массивной стеной с единственным просветом – зарешеченным окном. Важно отметить, что эта часть мемориала сделана из камней, собранных во всех регионах и департаментах Франции. Символически такое архитектурное решение выражает идею общенациональной скорби. Мемориал становится символом общей вины, разделяемой всеми регионами, перед своими, французскими, гражданами. В пол дворика вмонтирована пластина с надписью «Они спустились в ад и не вернулись», а у входа находится могила неизвестного узника Холокоста, прах которого был перенесен сюда из лагеря смерти. Заметно, что этот мемориал и Мемориал Шоа устроены похожим образом: могила неизвестного узника снаружи и имена, начертанные на стенах, внутри. Кроме того, два мемориала, так или иначе связанных с Холокостом, расположены очень близко, в пешей доступности друг от друга; возведены они с разницей в десять лет, один – по приказанию Де Голля, другой – по инициативе «снизу». Важной разницей между ними можно считать масштаб и расставляемые акценты: Мемориал Шоа существует как память о глобальной Катастрофе шести миллионов человек, Мемориал жертвам депортации – как свидетельство национальной скорби, символическое «извинение» перед 200 тысячами человек, представителями французской нации. Оба мемориала работают с личной памятью и называнием имен; но один из них говорит об общечеловеческой травме, другой – о национальной катастрофе Франции.
Пантеон (Panthéon)
Чтобы совершить историческую прогулку по Парижу, не всегда нужно отыскивать особенные места. Некоторые крупнейшие и известнейшие достопримечательности города напрямую связаны с историей XX века. Знаменитый памятник Латинского квартала, Пантеон, построен в конце XVIII века и представляет собой образец французского классицизма. Несмотря на то, что Пантеон скорее логично рассматривать как наследие XVIII века, к XX-му он тоже имеет непосредственное отношение.
Известно, что свои Пантеоны есть во многих городах. Эти сооружения, прототип которых – римский Пантеон, храм всех богов, строятся в большинстве случаев как место захоронения великих людей. В Париже Пантеон выполняет ту же функцию, о чем свидетельствует надпись над входом «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE» («Великим людям благодарная Отчизна»). Здесь похоронены и перезахоронены многие исторические деятели, в том числе XX века: министры, политики, философы, юристы, литераторы и генералы.
По могилам Пантеона и списку людей, чей прах хранится здесь, можно судить о французской политике исторической памяти в разное время. Судьба праха некоторых великих людей неоднозначна: например, Оноре де Мирабо, деятель Великой Французской революции, сначала был захоронен в Пантеоне. Однако, когда в 1792 году обнаружилось, что он имел связи со двором и получил от них плату, его прах был перенесен на кладбище для казненных во время революции. Так, выбор места захоронения той или иной исторической фигуры – осознанный политический акт, результатом которого становится создание исторического канона. Кто-то из политиков признается героем и заслуживает места в Пантеоне, а кто-то оттуда «выселяется», поскольку происходит историческое и политическое «разоблачение». Именно так прах становится объектом политики памяти, и формируется список «великих людей», выбор которых не случаен. Посетив Пантеон, можно изучить судьбу праха многих известных людей XX века и в целом исследовать, как складывается историческая память. Здесь похоронены Жан Жорес (деятель французского социалистического движения), Женевьев Де Голль-Антоньоз (борец за права человека), Симона Вейль (борец за права женщин) и многие герои французского Сопротивления во время Второй мировой войны.
Памятник Де Голлю (La statue du général de Gaulle)
Де Голль, крупнейший политический деятель XX века, был лидером французского движения Сопротивления во время Второй мировой войны и «главой всех свободных французов». Политическая судьба Де Голля сложилась неоднозначно: сначала он был народным героем, генералом, критиковавшим режим Виши и освободившим Францию, затем – основателем и первым президентом Пятой республики, реформатором, создателем новой Конституции, по которой Франция живет до сих пор. Несмотря на критику, в конце 1950-х годов и начале 1960-х де Голль был важной фигурой в политической жизни, «честью Франции», по выражению Черчилля.
Перелом в политической судьбе де Голля случился в середине 1960-х. Движение «новых левых» и студенты, протестовавшие против правительства в мае 1968 года, выступали с резкой критикой президента и обвиняли его в авторитарности, создании государственной монополии на искусство и открытой пропаганде. Когда-то народный герой, Де Голль в мае 1968 оценивается как «несовременный», консервативный политик, не отвечающий вызовам времени и не соответствующий его духу. Идеи президента к 1968 году «устарели», что выражалось в лозунге «Де Голля – в архив», и левые силы, в большинстве своем – молодежь, потребовали отставки Де Голля, а через год после мятежей добились её.
Интересно, что согласно опросам, практически сразу после отставки и скорой смерти Де Голль снова получил народное одобрение. Его память увековечена в разных формах в нескольких городах Франции и мира, его вспоминают как спасителя и освободителя страны, в целом, он остался в исторической памяти как один из главных символов XX века. Памятник ему возведен в Париже недалеко от Елисейских полей в 2000 году. Кроме того, в честь Де Голля назван главный парижский аэропорт и одна из центральных площадей города.
Французская синематека (Cinémathèque Française)
Здание Французской синематеки – изначально знаковое место для истории кинематографа: открывшись в 1936 году, она знаменовала собой постепенное распространение искусства кино, а ее целью было хранение и реставрация кинолент. Основана она была двумя любителями, Анри Ланглуа и Жоржем Франжю, как некоммерческая организация, однако постепенно синематека выросла до крупнейшего киноархива и хранит более 40 тысяч фильмов и множество материалов, связанных с миром кино: костюмы, афиши, декорации и др. До 2005 года Синематека находилась в подвале дворца Шайо, а после переехала в отдельное здание в районе Берси. Эта постройка славится необычной архитектурой Фрэнка Гери, заслуживающей отдельного внимания.
Однако Синематека – место историческое, поскольку она сыграла значимую роль в истории Франции XX века. Знаменитые студенческие протесты мая 1968 года напрямую связаны с тогдашним кинематографом: именно усиление цензуры в кино стало одной из основных причин для массовых выступлений. В целом протесты вызваны усилением авторитарных тенденций в Пятой республике и недовольством правлением Де Голля, который к тому моменту начал казаться (особенно, молодежи) непопулярным и несовременным политиком. Бывший когда-то главой Сопротивления и пользовавший всенародным уважением, в середине 1960-х де Голль теряет позиции и вызывает все больше недовольства. С этим и связаны вспыхнувшие в мае 1968 года студенческие мятежи, но «последней каплей» и поводом к ним было увольнение основателя Синематеки Анри Ланглуа и последующее ее закрытие. Именно Синематека стала символом недовольства правлением Де Голля и стремления к независимости искусства, и именно с требований открыть Синематеку начались мятежи.
Сорбонна и Университет Венсенна
Сорбонна, самый известный парижский университет, основанный в XIII веке, в наши дни превратился в комплекс из тринадцати колледжей и университетов разных уровней обучения. В 1968-м году, во время студенческих восстаний, Сорбонна еще была единым университетом и стала центром протеста. Так как недовольство правительством Де Голля возникло именно в кругах молодежи и студентов, то главный университет играл одну из главных ролей в истории «Красного мая». Многие из знаменитых лозунгов, придуманных в то время, были написаны на стенах Сорбонны. Лидерами протеста были студенты, поддержанные многими профессорами университета, разделявшими левые взгляды – в их числе, например, был философ Мишель Фуко. Чуть позже, в январе 1969 года, Фуко вместе со своими студентами участвовал в захвате здания Университета Венсенна в знак солидарности со студентами Сорбонны, занявшими кабинет ректора в ответ на вторжение в университет полиции. Этот исторический эпизод снова был тесно связан с кино: стычки с полицией произошли в результате запрета показа фильма про май 1968-го.