Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
16 ноября 2017

Памяти Вячеслава Иванова

Вячеслав Всеволодович Иванов

 

Сегодня исполняется ровно сорок дней со дня смерти одного из крупнейших российских лингвистов Вячеслава Всеволодовича Иванова. За 89 лет жизни Вячеслав Всеволодович сделал огромный вклад в развитие российской и мировой лингвистики и антропологии, однако советский период его научной карьеры был осложнен конфликтом с властями.

Вячеслав Всеволодович открыто и публично выражал несогласие с официальной оценкой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и был сторонником Романа Якобсона, идеи которого еще при его жизни легли в основу концепций целых лингвистических школ. Якобсон, покинувший СССР еще в двадцатых годах, в 1958 году все еще имел на родине статус «невозвращенца» и «изменника Родины», что автоматически делало открытых сторонников его взглядов на проблемы языка идеологически неблагонадежными с точки зрения партии. Вячеслав Всеволодович Иванов не только не скрывал свою приверженность идеям великого ученого, но и открыто продемонстрировал ее на нескольких славистических конгрессах, чем вызвал недовольство в Министерстве высшего образования СССР. В 1960 году Вячеслав Всеволодович был лишен права преподавать в МГУ и лишен должности доцента. Решение было признано несправедливым и отозвано только 28 лет спустя.

В архиве Мемориала сохранилась копия протокола заседания комиссии Ученого Совета филологического факультета МГУ, решением которой Вячеслав Всеволодович был отстранен от преподавания в ВУЗе. «Уроки истории» публикуют эти документы с расшифровкой.

 

 

 

СССР

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


Московский ордена Ленина и ордена Трудового красного знамени Государственный университет имени М.В. Ломоносова

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


№29/60 28 апреля 1960 г.

РЕШЕНИЕ

комиссии Ученого Совета филологического факультета МГУ

от 4 декабря 1958 года

В общественные организации факультета в ноябре 1958 года поступили сигналы об антипатриотическом поведении доцента кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания Вячеслава Всеволодовича Иванова. Для проверки этих сигналов президиум Учёного Совета факультета назначил комиссию в составе профессоров Самрина Р. М, Ломтева Т. П., Ефимова А. И., доцентов Звегинцева В. А., Соколова А. Г., секретаря партбюро доцента Юшина  П. Ф. и председателя профбюро доцента Бабенко И. И.

Комиссия, ознакомившись с материалами, вызвала на своё расширенное заседание Вяч. Вс. Иванова и заслушала его объяснение.

В своих объяснениях Вяч. Вс. Иванов заявил о несогласии с оценкой советской и партийной общественностью антисоветского романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Кроме того комиссия на этом заседании пыталась выяснить характер отношений Вяч. Вс. Иванова с изменником Родины, невозвращенцем, ныне гражданином США Р. О. Якобсоном. На заседании комиссии Вяч. Вс. Иванов отрицал какие-либо личные связи и неофициальные встречи с Якобсоном. Однако впоследствии, спустя несколько дней, в беседе с секретарtм партбюро П. Ф. Юшиным он вынужден был признать, что играл роль посредника в организации частной встречи Якобсона с Пастернаком на даче последнего. Кроме того, в той же беседе Вяч. Вс. Иванов сообщил и о другой частной встрече с Якобсоном в Москве.

Комиссия ознакомилась также с выступлением Вяс. Вс. Иванова на международном лингвистическом конгрессе в Осло, на Международном Славянском конгрессе в Москве и его статьей, напечатанной в № 5 журнала «Вопросы языкознания» за 1958 г. Из этих материалов видно, что Вяч.Вс. Иванов всячески поддерживает и популяризирует работы Р. Якобсона как в своих выступлениях на международных съездах, так и в советской прессе.

Такой характер личных связей и апологетическое отношение к идеям, концепциям и личности врага марксизма Якобсона несовместимы с достоинством советского учёного-патриота.

Идейно-моральная неустойчивость Вяч. Вс. Иванова проявлялась и ранее /в публичной защите идейных ошибок профессора С.М. Бонди, отмеченных в решении МГК КПСС в 1957 году/.

Комиссия считает также необходимым подчеркнуть, что за годы пребывания Вяч. Вс.Иванова на  факультете он не проявил себя активным общественником и борцом за внедрение марксизма-ленинизма в языкознание.

Таким образом, на основании длительной и подробной беседы с Вяч. Вс. Ивановым и всестороннего обсуждения указанных выше фактов комиссия пришла к единодушному заключению, которое она выносит на рассмотрение и утверждение Ученого Совета.

1. Вячеслав Всеволодович Иванов своими антипатриотическими поступками в отношениях с Б. Пастернаком и Р. Якобсоном обнаружил отсутствие элементарной идейной устойчивости, необходимой для советского ученого и преподавателя-воспитателя советских студентов.

2. В длительной товарищеской беседе в комиссии Вяч. Вс. Иванов не проявил никакого стремления осознать  допущенные им ошибки и, как обнаружилось позднее, проявил неискренность, скрыв ряд существенных фактов, касающихся его встреч с Якобсоном.

3. Освободить Вячеслава Всеволодовича Иванова по изложенным выше мотивам от должности преподавателя филологического факультета Московского университета. 

Решение комиссии было принято Ученым Советом единогласно.

В результате тайного голосования за оставление Вяч. Иванова в должности доцента был подан 1 голос, против 17 бюллетеней, недействительных бюллетеней - 2.

Секретарь Учёного Совета
/А. Д. Калинин/

28 апреля 1960 г.

16 ноября 2017
Памяти Вячеслава Иванова

Похожие материалы

19 мая 2016
19 мая 2016
Приглашаем на лекцию парагвайского диссидента и литератора Мартина Альмады, который расскажет об обнаружениии и публикации архива операции «Кондор», в рамках которой в 1960-1970-х спецслужбы правых латиноамериканских диктатур и ЦРУ преследовали политических оппонентов.
27 января 2015
27 января 2015
О письмах Михаила Дмитриевича Юдина, которые с новой стороны показывают «Дело о двадцатке неугодных» - тяжёлый удар, нанесённый НКВД по интеллигенции Ногинска.
6 июля 2015
6 июля 2015
Первая часть большой подборки литературы о репрессиях: от самых ранних и малоизвестных публикаций двадцатых годов до конца семидесятых.
5 февраля 2015
5 февраля 2015
Школьное исследование дембельских альбомов 1960-1970-х годов

Последние материалы