Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
4 апреля 2014

«Незабытые имена» / Выставка в галерее «Ковчег»

Виктор Тоот. "Зима на севере" (1940). Из собрания семьи художника

В четверг, 3 апреля 2014 года, в галерее «Ковчег» (Москва) состоялось открытие выставки «Незабытые имена». На выставке представлены работы художников Веры Кизевальтер (1899-1982) и Виктора Тоот (1893-1963). Время работы – до 27 апреля 2014 г., с 11.00 до 21.00 (касса и вход до 20.15) ежедневно, кроме понедельника.

Выставка при участии Объединения «Выставочные залы Москвы», Музея Международного Мемориала и Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых (г. Александров).

Адрес галереи: Москва, улица Немчинова, 12 (метро «Тимирязевская»).

История отечественного искусства середины ХХ века всё еще не дописана. В подтверждение чего более двадцати лет в цикле «Незабытые имена» галерея «Ковчег» показывает творческие наследия художников, долгое время остававшихся вне поля зрительского внимания – реконструируя их биографии, собирая и нередко впервые публикуя материалы о таких авторах. Героями очередной ковчеговской экспозиции стал семейный тандем: Вера Кизевальтер и Виктор Тоот. 

Виктор Тоот родился в семье военного портного в Будапеште. Там же окончил гимназию и военное училище. В канун Первой мировой войны двадцатилетний Виктор год проучился в Академии художеств: он хотел стать художником, хотя
отец прочил ему военную карьеру. Их спор разрешился неожиданно: с началом военных действий Виктор оказался на фронте, был тяжело ранен и контужен в Галиции, а в 1915 году попал в русский плен. Тогда и началась российская
биография будущего художника и дизайнера: после лечения в московском госпитале Тоот вместе с другими военнопленными был отправлен в Сибирь, где побывал в лагерях и тюрьмах Томска, Омска, Иркутска, Красноярска,
Читы, Верхнеудинска, Хабаровска, Владивостока, три раза пытался бежать, но безуспешно. В плену он познакомился с социалистом-австрийцем, который ещё дома изучал рабочее движение, читал Маркса и Энгельса. Виктор услышал
совершенно новые для себя вещи, по-новому стал понимать окружающий мир.

Во время Гражданской войны он оказался на стороне Красной Армии – в партизанском отряде, воюющем с армией Колчака. Работа художником в
Политуправлении Восточносибирского военного округа не прошла даром: в 1920 году вместе с другими молодыми венгерскими художниками Тоот был направлен на учёбу в Москву. Занятия на графическом факультете ВХУТЕМАСа
вели В. Фаворский, Д. Кардовский, Н. Удальцова, Р. Фальк.

Во ВХУТЕМАСе студент-график познакомился со студенткой живописного факультета Верой Кизевальтер, ставшей в 1921 году его женой. Виктор только начинал учить русский язык, разговаривать с новой знакомой приходилось на
немецком. Вера родилась в Петербурге в многодетной семье потомственного дворянина, экономиста и юриста С. Кизевальтера. В её дневнике сохранилась запись (1911): «Я избрала три профессии, и не знаю, избрать какую. Художницей, скульптором или писательницей». В 1916 году она окончила гимназию с серебряной медалью и правом на получение золотой (во время войны золотых медалей не давали). Кроме того, Вера окончила педагогический класс в той же гимназии и одновременно в 1916 –1917 гг. училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств при Академии художеств в Петрограде. Родители гордились, что старшая дочь проявляет способности к живописи и
рисованию – особенно отец Сергей Георгиевич, чьи отец и дед некогда окончили Академию художеств. В 1919 – 1920 гг. Вера продолжила учебу в Казанских художественных мастерских, а затем во ВХУТЕМАСе в Москве у Н. Удальцовой и Р. Фалька, а также у А. Древина и Н. Ульянова.

В 1922 году у художников родилась дочь, в 1925-м – сын. После четырёх лет учёбы Тоот вместе с Г. Клуцисом, А. Лабасом и С. Алексеевым начал работать в физической лаборатории ВХУТЕМАСа и преподавать; в середине 1920-х
принял советское гражданство и вступил в ряды ВКП(б). Он участвовал в выставках, работал в техниках акварели, гуаши и тушевого рисунка, предпочитая жанры пейзажа и портрета. С 1926 года был деканом основного отделения ВХУТЕМАСа, а с 1928 по 1930 трудился в уже переименованном во ВХУТЕИН вузе в качестве проректора по учебной части, заместителя директора и доцента. С 1928 по 1932 Тоот был членом творческого объединения «Октябрь», а его жена с 1927 по 1929 состояла в обществе «Рост». Затем оба вступили в Московский союз советских художников. 1929 год
стал для художников пиком международного признания: их произведения экспонировались на выставках советского искусства в Амстердаме и Риге, а также в составе передвижной выставки в США.

Вскоре выросла и семья: в 1932 году родилась вторая дочь. Что касается послужного списка Тоота этого времени, то он разнообразен и благополучен: в 1930-м Тоот – ректор столичного Архитектурно-строительного института, с 1930 по 1937 – художник-оформитель в Архитектурно-планировочном Управлении Моссовета. Как архитектор и дизайнер он участвовал в праздничном оформлении столицы – в частности, её Центрального парка культуры и отдыха, где по его проектам было построено несколько павильонов; также им было спроектировано освещение некоторых парковых аллей. 

Позднее Виктор Тоот работал главным художником по оформлению Москвы. По семейному преданию, флаги на Лобном месте, которые потом устанавливали много лет, впервые были изготовлены по его эскизам. 

В августе 1937 года Виктор Сигизмундович Тоот по доносу был уволен с работы, исключен из ВКП(б) и из творческого союза. И хотя через полгода художник был всё же восстановлен в партийных рядах, еще через месяц, в марте 1938 года, он вновь оказался обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован и приговорен к восьми годам исправительно-
трудовых лагерей, с последующим поражением в правах. Через год Вера Кизевальтер, мать троих детей, вроде бы добилась пересмотра дела мужа и даже его освобождения, но приговор так и остался в силе. До 1946 года, когда Тоот всё-таки вышел на свободу, он успел побывать в Каргопольлаге в Архангельской области и в ИТЛ Удмуртии. Работая в клубе, где он преподавал рисование для несовершеннолетних преступников, Тоот создал цикл рисунков (его воспоминания о лагерной жизни были опубликованы уже после смерти художника в журнале «Наше наследие» (1988)).

До войны Вера Сергеевна Кизевальтер жила в Москве, в 1942 –1943 гг. была в эвакуации в Чувашии. В предвоенное десятилетие она много работала акварелью: ездила в творческие командировки в Восточный Казахстан (в 1931 году в столице вышла книжка с ее текстом и иллюстрациями «Риддерстрой. Рассказ художницы»), на нефтепромыслы Баку и угольные шахты Донбасса. Много трудилась для издательств «Посредник», «Молодая гвардия», ГИЗ, Детиздат и «Росгизместпром», иллюстрировала книги Д. Бедного, А. Иркутова, А. Кожевникова, К. Чуковского и других авторов. 

Как художник-монументалист, в 1935 году Вера Кизевальтер выполнила витражи для Дома пионеров в переулке Стопани в Москве, а в 1938 –1940 гг. – панно «Пахота» для павильона «Зерно» на ВСХВ и панно на темы жизни детей для
Детского театра Дворца культуры имени С. Горбунова. Вера Кизевальтер также пробовала себя как художник прикладного искусства: в 1940 году вместе с Е. Афанасьевой она занималась разработкой мебели для детского сада. В
конце марта 1943 года по заданию «Детгиза» она была командирована в только что освобожденную Вязьму, где создала цикл портретов солдат-освободителей, запечатлела жанровые сцены в разрушенном городе. В краеведческом музее Вязьмы находится около полутора десятков акварелей этого цикла. В послевоенные годы ею оформлены произведения А. и
П. Барто, В. Маяковского, выполнены рисунки для журналов «Мурзилка», «Колхозные ребята», «Дружные ребята» и для диафильмов. Вера Кизевальтер также выполнила большую серию портретов лучших рабочих завода «Серп и Молот».

После освобождения из ИТЛ, соблюдая неизбежную дистанцию от столиц, Виктор Тоот несколько месяцев прожил в Александрове Владимирской области. В поисках работы в 1947 году он уехал в Новгородскую область, в поселок
Пролетарий, и устроился рабочим на местный фарфоровый завод. Через несколько недель Тоот был переведён на работу по специальности и проработал на производстве десять лет, завершив карьеру в должности главного художника, а также вёл занятия в художественно-ремесленном училище при заводе «Пролетарий». В 1955 году он был реабилитирован, а
через год добился восстановления в рядах творческого союза. Еще через четыре года супруги получили комнату в коммунальной квартире на Ленинском проспекте в Москве. За три года до смерти Виктор Тоот успел совершить поездку на родину, в Венгрию, где встретился с родственниками. Похоронены супруги в Москве на Введенском кладбище.

Кураторы: Сергей Сафонов, Игорь Чувилин

4 апреля 2014
«Незабытые имена» / Выставка в галерее «Ковчег»

Похожие материалы

4 июля 2016
4 июля 2016
Всякое проявление антисемитизма всегда глубоко меня ранили, и я носителям никогда этого не прощал и не прощаю. Моей настоящей родиной была и есть Россия. Я всегда чувствовал себя ее сыном, хотя не очень часто ощущал ее родительскую любовь. Я здесь жил, любил, был любимым, был мужем и отцом… Мне не стыдно за прожитую жизнь, хотя кое-что, возможно, и следовало бы сделать по-другому. Но прошлое не вернешь…
23 февраля 2014
23 февраля 2014
Рассказ, связанный с «бохча», я услышала, когда мы с бабушкой сидели в подвале в городе Грозном в 1995 году: тогда мне было немного лет, но до сих пор слышу гул самолетов, треск оконных стекол, крики женщин и детей.
24 мая 2016
24 мая 2016
Я – праправнучка сосланного в Туруханск и расстрелянного там Федора Григорьевича Долгинского. Мы, его потомки, живем в Туруханске. У прапрадеда нет могилы. Этой работой я хочу восстановить память о нем и, насколько возможно, о других людях, разделивших с ним эту страшную участь.
18 марта 2015
18 марта 2015
Приглашаем на экскурсию «Красные в Москве» в воскресенье, 22 марта.

Последние материалы