Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
5 ноября 2013

Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа / Рецензия на книгу

Современные фёдоровцы. Фотография Ю. Иващенко. Источник: grinbergagency.com

А.Е. Перепеченых. Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа. М., НЛО, 2013 – 256 с.

Жанр «современной агиографии» никогда не был лёгким. Чем ближе к нам в историческом времени находится житие или написанная от первого лица «история моих бедствий», тем сложнее разграничить литературное содержание от религиозного, историческое от художественного. Историю Александра Евгеньевича Перепечёных, написанную и рассказанную им самим, можно представить себе как современное евангельское послание, созданное в эпоху, когда все свидетельства неизбежно подвергаются сомнению.

В нём в единый контекст включена и «святая Русь до революции», и зарождение движения фёдоровцев – христиан-катакомбников (первые годы советской власти), и собственно жизнь главного героя – годы, проведённые в советских лагерях, история позднесоветских гонений на Истинно православных христиан, а также уже современные моралистические сочинения автора на злобу дня. Всё это в целом представляет собой цельное свидетельство, время в котором съёживается, и в котором, как когда-то в русском летописании, современные события должны быть поняты как прямое продолжение библейской истории и, одновременно, как их проекции и переосмысления в нашем сегодняшнем мире:

«Никакой разницы нет, как боролся во плоти Галиаф с Давидом, как боролся во плоти Фараон с Моисеем и боролся Иисус Навин во плоти. И как боролся во плоти Ленин и его последователь Сталин с патриархом Тихоном во плоти и со Христом в образе Фёдора, тоже во плоти, который показал дела и чудеса, открывал небо, мёртвых воскрешал ит.д.»

Впрочем, жизнь в Старой Тишанке – какой она была с конца 50-х вплоть до недавнего времени – не слишком похожа на «современность». Во многих отношениях она ближе к Палестине I-го века, чем к ближайшему райцентру. В не самой глухой Воронежской области фёдоровцы живут изолировано, общиной, работают на земле, и раннехристианские свидетельства для них не являются чем-то далёким и непредставимым – в особенности для людей, проведших долгие годы в ГУЛАГе.

Фёдоровский Христос – бывший крестьянин Фёдор Рыбалкин, вернувшийся на родину после Первой Мировой войны, погиб в Соловецких лагерях в конце 20-х. Второе Пришествие погрузило его последователей в состояние «вечной Пасхи», вечного воскресения. Варлам Шаламов в своих рассказах вспоминал о «религиозниках», на все вопросы следователей отвечавших «Бог знает», Александр Перепечёных указывал свои данные в анкете так – «фамилия – Православный. Имя – Христианин, Отчество – Христов». Многие вместе с ним пережили сталинские, затем хрущёвские лагеря и ссылку «за тунеядство», их «психические отклонения» лечили в советских психбольницах. И только в конце 60-х вся община (около 120 человек), воссоединившись с вернувшимися из сибирской ссылки, переехала в небольшую деревню Таловского района Воронежской области. Вероятно, это было одно из крупнейших поселений «катакомбников» во всем Советском Союзе.

«Трагически ужасная история…» рассказывает обо всём этом нескладным, часто смешным языком, в котором можно увидеть и старую традицию деревенских юродивых, «детскую сакральность», а можно – в другой степени приближения к тексту – традицию «наивной литературы». Безбожники Маркс, Энгельс и Ленин, предложившие людям вести своё происхождение от «воргутана» [орангутанга] противостоят в ней фёдоровцам, многократно осуждённым новой властью – «индувалам» или «одувалам» [индивидуалистам], каждый из которых создан Богом, а не дарвиновским конвейером эволюции.

По-своему удивительна и оригинальна позиция автора в оценке собственного свидетельства. Обращаясь к читателю, он призывает «судить его [Фёдора Рыбалкина] по делам» — т.е. верить в историю о его божественном происхождении – но, в то же время, периодически ссылается на «архивы города Воронежа – ул. Орджоникидзе 31». Стремление «разобраться, рассудить, постараться проверить» подчёркивает открытость фёдоровцев ко внешнему миру, их стремление проповедовать и защищать свои взгляды.

Но современная Старая Тишанка – где из ««Жигулей» шансон играет» уже не та, что во времена активной борьбы фёдоровцев за своё существование. После падения советской власти сам ход времени выполняет роль исполнителя эсхатологического пророчества. «Фёдоровцы» — безбрачники, постепенно умирают, не оставляя после себя молодых последователей. Александр Евгеньевич Перепечёных, по собственному признанию в книге, не собирался «жить долго» — напротив, понимал, что его судьба – «пострадать за веру».

Включить в Священную историю новый мир, в котором «кто наглее наг – тому и честь», становится всё сложнее. Неясно, как его можно переосмыслить, не прибегая к старому аргументу о скором «конце времён». Может быть, сама эта книга, до выхода которой её автор не дожил нескольких недель – продолжение той же истории.

Дополнительные материалы:

Л. Перепечёных. «Тайна России XX-го века». Интервью с А.Е. Перепечёных его внучки // Школьный конкурс «Человек в истории. XX век. 1999/2000.

Глава из «Трагически ужасной истории XX века» // esquire.ru

Ю. Иващенко. Фёдоровцы. Историческая справка и фотографии // grinbergagency.com

Сергей Бондаренко, Шура Буртин

5 ноября 2013
Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа / Рецензия на книгу

Похожие материалы

1 июня 2017
1 июня 2017
Широко известно, что множество жертв политических репрессий были осуждены не по «политическим» статьям. Количество таких мнимых уголовных дел до сих пор неизвестно, что многократно затрудняет процесс реабилитации. Об этой проблеме и возможных путях её разрешения на примере истории беглого ссыльного рассказывает исследователь из Беларуси Владимир Володин.
18 марта 2015
18 марта 2015
Приглашаем на экскурсию «Красные в Москве» в воскресенье, 22 марта.
26 сентября 2014
26 сентября 2014
Этой осенью «Мемориал» в сотрудничестве с издательством «Книги WAM» выпустил книгу, посвященную письмам отцов, содержавшихся в лагерях ГУЛАГа, их детям. Книга, несомненно, одно из самых ярких изданий «Мемориала» за последнее время. В преддверии презентации книги на ярмарке «Non/fictio№» мы поговорили с авторами-составителями «Папиных писем» Алёной Козловой и Ириной Островской об идее выставки, трудностях нахождения и отбора материала и о реакции на книгу «детей», непосредственных её героев.
19 ноября 2014
19 ноября 2014
26 – 30 ноября 2014 г. в Москве в ЦДХ будет проходить 16 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№, посвященная памяти социолога, переводчика Бориса Дубина (1946-2014). На стенде J-42 Международный Мемориал представит итоги своей издательской программы. Кроме того, в рамках мемориальской программы – круглый стол «Диалог с Другим. Памяти Бориса Дубина» (Совместно с издательством «Новое литературное обозрение»), презентация лучших книг Мемориала 2014 г., экскурсии по выставке «Папины письма».

Последние материалы