Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
5 ноября 2013

Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа / Рецензия на книгу

Современные фёдоровцы. Фотография Ю. Иващенко. Источник: grinbergagency.com

А.Е. Перепеченых. Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа. М., НЛО, 2013 – 256 с.

Жанр «современной агиографии» никогда не был лёгким. Чем ближе к нам в историческом времени находится житие или написанная от первого лица «история моих бедствий», тем сложнее разграничить литературное содержание от религиозного, историческое от художественного. Историю Александра Евгеньевича Перепечёных, написанную и рассказанную им самим, можно представить себе как современное евангельское послание, созданное в эпоху, когда все свидетельства неизбежно подвергаются сомнению.

В нём в единый контекст включена и «святая Русь до революции», и зарождение движения фёдоровцев – христиан-катакомбников (первые годы советской власти), и собственно жизнь главного героя – годы, проведённые в советских лагерях, история позднесоветских гонений на Истинно православных христиан, а также уже современные моралистические сочинения автора на злобу дня. Всё это в целом представляет собой цельное свидетельство, время в котором съёживается, и в котором, как когда-то в русском летописании, современные события должны быть поняты как прямое продолжение библейской истории и, одновременно, как их проекции и переосмысления в нашем сегодняшнем мире:

«Никакой разницы нет, как боролся во плоти Галиаф с Давидом, как боролся во плоти Фараон с Моисеем и боролся Иисус Навин во плоти. И как боролся во плоти Ленин и его последователь Сталин с патриархом Тихоном во плоти и со Христом в образе Фёдора, тоже во плоти, который показал дела и чудеса, открывал небо, мёртвых воскрешал ит.д.»

Впрочем, жизнь в Старой Тишанке – какой она была с конца 50-х вплоть до недавнего времени – не слишком похожа на «современность». Во многих отношениях она ближе к Палестине I-го века, чем к ближайшему райцентру. В не самой глухой Воронежской области фёдоровцы живут изолировано, общиной, работают на земле, и раннехристианские свидетельства для них не являются чем-то далёким и непредставимым – в особенности для людей, проведших долгие годы в ГУЛАГе.

Фёдоровский Христос – бывший крестьянин Фёдор Рыбалкин, вернувшийся на родину после Первой Мировой войны, погиб в Соловецких лагерях в конце 20-х. Второе Пришествие погрузило его последователей в состояние «вечной Пасхи», вечного воскресения. Варлам Шаламов в своих рассказах вспоминал о «религиозниках», на все вопросы следователей отвечавших «Бог знает», Александр Перепечёных указывал свои данные в анкете так – «фамилия – Православный. Имя – Христианин, Отчество – Христов». Многие вместе с ним пережили сталинские, затем хрущёвские лагеря и ссылку «за тунеядство», их «психические отклонения» лечили в советских психбольницах. И только в конце 60-х вся община (около 120 человек), воссоединившись с вернувшимися из сибирской ссылки, переехала в небольшую деревню Таловского района Воронежской области. Вероятно, это было одно из крупнейших поселений «катакомбников» во всем Советском Союзе.

«Трагически ужасная история…» рассказывает обо всём этом нескладным, часто смешным языком, в котором можно увидеть и старую традицию деревенских юродивых, «детскую сакральность», а можно – в другой степени приближения к тексту – традицию «наивной литературы». Безбожники Маркс, Энгельс и Ленин, предложившие людям вести своё происхождение от «воргутана» [орангутанга] противостоят в ней фёдоровцам, многократно осуждённым новой властью – «индувалам» или «одувалам» [индивидуалистам], каждый из которых создан Богом, а не дарвиновским конвейером эволюции.

По-своему удивительна и оригинальна позиция автора в оценке собственного свидетельства. Обращаясь к читателю, он призывает «судить его [Фёдора Рыбалкина] по делам» — т.е. верить в историю о его божественном происхождении – но, в то же время, периодически ссылается на «архивы города Воронежа – ул. Орджоникидзе 31». Стремление «разобраться, рассудить, постараться проверить» подчёркивает открытость фёдоровцев ко внешнему миру, их стремление проповедовать и защищать свои взгляды.

Но современная Старая Тишанка – где из ««Жигулей» шансон играет» уже не та, что во времена активной борьбы фёдоровцев за своё существование. После падения советской власти сам ход времени выполняет роль исполнителя эсхатологического пророчества. «Фёдоровцы» — безбрачники, постепенно умирают, не оставляя после себя молодых последователей. Александр Евгеньевич Перепечёных, по собственному признанию в книге, не собирался «жить долго» — напротив, понимал, что его судьба – «пострадать за веру».

Включить в Священную историю новый мир, в котором «кто наглее наг – тому и честь», становится всё сложнее. Неясно, как его можно переосмыслить, не прибегая к старому аргументу о скором «конце времён». Может быть, сама эта книга, до выхода которой её автор не дожил нескольких недель – продолжение той же истории.

Дополнительные материалы:

Л. Перепечёных. «Тайна России XX-го века». Интервью с А.Е. Перепечёных его внучки // Школьный конкурс «Человек в истории. XX век. 1999/2000.

Глава из «Трагически ужасной истории XX века» // esquire.ru

Ю. Иващенко. Фёдоровцы. Историческая справка и фотографии // grinbergagency.com

Сергей Бондаренко, Шура Буртин

5 ноября 2013
Трагически ужасная история XX века. Второе пришествие Христа / Рецензия на книгу

Похожие материалы

17 ноября 2016
17 ноября 2016
В прошедший понедельник 14 ноября после небольшого перерыва продолжились лекции вечерней школы Мемориала «История советских спецслужб 1917-1991 гг»
18 августа 2014
18 августа 2014
Игра в футбол в тюрьме или лагере трудно сравнима с каким-либо другим способом играть в футбол. Внутренние правила игры в футбол вступают в длительное взаимодействие с внешними условиями – лагерем, его особенной системой регламентации и иерархией.
4 марта 2015
4 марта 2015
К годовщине смерти Сталина «Уроки истории» составили подборку стихотворений русскоязычных (русских, советских, российских, украинских) авторов о репрессиях.

Последние материалы