Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
8 апреля 2013

Память о забытом Холокосте

24 октября 2012 года в Берлине был открыт памятник представителям цыганских народностей синти и рома, ставших жертвами Холокоста

В Международный день цыган, совпавший в 2013 году с еврейским Днем Катастрофы (Йом Ха-Шоа), Евгения Лёзина обращается к проблеме современной памяти о преследованиях и уничтожении европейских синти и рома в период Третьего Рейха.

День Катастрофы и Героизма (Йом Ха-Шоа) – национальный день траура по еврейским жертвам Холокоста, традиционно отмечаемый в Израиле и за его пределами 27-го числа месяца нисана по еврейскому календарю, приходится в 2013 году на сутки с вечера 7-го по вечер 8-го апреля. Таким образом, общееврейский день памяти совпадает в этом году с Международным днем цыган (или синти и рома, как со времен Второй мировой войны принято называть этот народ в Европе), которые также вспоминают о собственной Катастрофе («Пораймос» или «Кали Траш») как раз 8-го апреля.

Хотя понятие Холокост в массовом восприятии неотделимо от судьбы еврейского народа, судьбу эту в период 1933 – 1945 годов европейские евреи в полной мере разделили с народностями синти и рома. И евреи, и цыгане в те страшные годы пережили на себе действие Нюрнбергских расовых законов, подвергались исключениям, выселениям и депортациям, насильственной геттоизации, массовому уничтожению в концлагерях и расстрелам на оккупированных территориях, становились жертвами медицинских экспериментов, стерилизаций и принудительного труда. Хотя по оценкам экспертов, во время нахождения нацистов у власти было уничтожено около 500 000 европейских синти и рома, трагедия этого народа до сих пор остается наиболее малоизвестной главой в преступной истории Третьего рейха, «неизвестным Холокостом», как ее зачастую называют.

Стоит все же отметить, что наряду возрастающим публичным признанием этой несправедливости, в последнее время все заметнее становятся усилия по ее исправлению. С тех пор, как факт геноцида синти и рома был официально признан в 1982 году социал-демократическим правительством ФРГ во главе с канцлером Гельмутом Шмидтом, в Европе, и в особенности в Германии, память о преследованиях синти и рома в период нахождения национал-социалистов у власти стала постепенно обретаться.

Так, в октябре прошлого года в центре Берлина, в центральном парке Тиргартен близ Бундестага и неподалеку от открытого в 2005 году Мемориала убитым евреям Европы, был наконец открыт памятник синти и рома, пострадавшим в годы национал-социализма. Мемориал, созданный по проекту израильского скульптора Дани Каравана на средства федерального правительства, представляет собой большую круглую чашу, в центр которой вмонтирована погружающаяся в воду каменная стела, а по ее краям выгравированы по-английски и по-немецки строки из поэмы «Аушвиц» цыганского музыканта из Италии Сантино Спинелли:

«Истощенное лицо / мертвые глаза / холодные губы / тишина / разбитое сердце / бездыханное / без слов / без слез» («Sunken in face / extinguished eyes / cold lips / silence / a torn heart / without breath / without words / no tears»).

Вместе со свидетелями, пережившими Холокост, и председателем Центрального совета народностей синти и рома Романи Розе, в церемонии открытия памятника в октябре 2012 года приняли участие первые лица ФРГ – канцлер Ангела Меркель, федеральный президент Йоахим Гаук и правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт. Выступая на церемонии открытия, немецкий канцлер, в частности, отметила, что

«геноцид синти и рома оставил глубокие следы и еще более глубокие раны. Памятник держит перед подошедшим к нему зеркало бесконечной печали. Он говорит о судьбах конкретных людей и напоминает нам о нашей обязанности помнить и всегда отстаивать достоинство человека, причем каждого человека на Земле».

29 января 2013 года в берлинской Филармонии прошел заключительный концерт в рамках премьерного турне, представившего европейской публике «Реквием по Аушвицу» цыганского композитора из Швейцарии Роджера Морено. Эта классическая хоральная симфония для оркестра, хора, органа и четырех солистов была создана автором в 2009 году под впечатлением от посещения мемориального комплекса вблизи польского города Освенцим.
«Реквием по Аушвицу» – это симфонический перформанс, в котором части музыкальной партитуры перемежаются со звучащими текстами воспоминаний свидетелей, а его визуальным фоном служат фотографии мирной жизни европейских синти и рома в донацистскую эру: свадебные, семейные, детские фотографии сменяют друг друга на большом экране как всплывающие следы разрушенной, потерянной, когда-то полной и счастливой жизни.

Реквием был исполнен цыганским симфоническим оркестром под управлением дирижера Рикардо Сахити. Этот уникальный коллектив, полностью состоящий из музыкантов с цыганскими корнями, был создан маэстро Сахити во Франкфурте на Майне ровно 10 лет назад.

Помимо Берлина, премьера «Реквиема по Аушвицу» в 2012 – 2013 годах прошла в Амстердаме, Тилбурге, Праге, Будапеште, Кракове и Франкфурте, сопровождаясь, как правило, тематическими выставками, дискуссиями, а также специальными кинопоказами. Кроме того, в мае 2012 года в Амстердаме состоялась международная конференция на тему «Рома между прошлым и будущим. Размышления о геноциде, признании и возврате экстремизма и антицыганизма» (подробнее о проекте можно узнать на сайте).

Видеозапись премьерного концерта «Реквиема по Аушвицу» композитора Рождера Морено в исполнении цыганского симфонического оркестра под управлением дирижера Рикардо Сахити, Амстердам, 3 мая 2012 года.

Важно и то, что в последние годы возросло число публикаций и дискуссий, посвященных теме преследований европейских синти и рома в период Третьего Рейха. При этом в фокусе внимания большинства исследований – региональная специфика нацистской политики, направленной против цыганского меньшинства в 1933-1945 годы. В частности, в 2012 году вышло несколько работ о преследованиях синти и рома в Райнланде, Вестфалии, Бранденбурге, северо-западном регионе Германии, в городах Бремене и БремерхавенеРегиональные исследования преследований синти и рома: Opfermann, Ulrich Friedrich (Hrsg.) Zigeunerverfolgung im Rheinland und in Westfalen 1933-1945. Geschichte, Aufarbeitung und Erinnerung. Ferdinand Schöningh, 2012. Die Verfolgung der Sinti und Roma im Nationalsozialismus, Beiträge zur Geschichte der nationalsozialistischen Verfolgung in Norddeutschland, Heft 14, 232 Seiten, Edition Temmen, Bremen 2012. Rosenberg, Petra; Nowak, Měto. Deutsche Sinti und Roma. Eine Brandenburger Minderheit und ihre Thematisierung im Unterricht Universität Potsdam. Zentrum für Lehrerbildung an der Universität Potsdam, 2010. Среди других последних публикаций по теме: Wagner, Jens-Christian (Hrsg.) Von Auschwitz in den Harz. Sinti und Roma im KZ-Mittelbau-Dora: Begleitheft zur Wanderausstellung, Nordhausen/Weimar, 2012. Geertsen, Johannes. «Zigeuner» zwischen Verfolgung und Vernichtung. Grin Verlag, 2012. Wippermann, Wolfgang. Auserwählte Opfer? Shoah und Porrajmos im Vergleich. Eine Kontroverse // Frank & Timme, 2012. Bogdal, Klaus-Michael. Europa erfindet die Zigeuner: Eine Geschichte von Faszination und Verachtung. Suhrkamp Verlag, 2011.. 5 февраля 2013 года в Документационном центре Топография террора состоялось публичное обсуждение на тему «Преследование синти и рома во времена национал-социализма» с презентаций новейших публикаций.

В рамках тематического 2013 года, проходящего в Берлине под девизом «Уничтоженное многообразие» и призванного напомнить о последствиях прихода нацистов к власти в 1933 году, были задуманы и другие мероприятия, посвященные судьбе синти и рома. В частности, с 14 мая в немецкой столице будет проходить выставка «Преследование национал-социалистами синти и рома в Берлине», повествующая о систематическом исключении берлинских цыган из всех сфер общественной жизни, о физическом и культурном уничтожении народа, чья история проживания в городе исчислялась веками. Примечательно, что выставка будет представлена в районе Марцан-Хеллерсдорф, неподалеку от места, где находился самый крупный концентрационный лагерь, созданный нацистами специально для содержания под стражей берлинских цыган.

В 1936 году во время подготовки к XI Летним Олимпийским играм немецкая полиция и службы социального обеспечения начали осуществлять облавы на представителей цыганских меньшинств под предлогом очистки города от попрошаек на время Олимпиады. 16 июля того же года арестованные были помещены под наблюдение полиции в специальный лагерь на восточной окраине города. После Олимпиады эта «площадка для привала», как называли гетто в Берлин-Марцане нацисты, была сохранена: территория лагеря была обнесена колючей проволокой, контингент лагеря пополнялся арестованными, а заключенные привлекались к принудительным работам. В 1938 году большая часть мужчин – заключенных лагеря в рамках кампании «по борьбе с асоциальными элементами» была депортирована в концлагерь Заксенхаузен, а в марте 1943 года остававшиеся в Марцане женщины и дети были вывезены в лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау.

Основные этапы преследования и истребления «цыган» (синти и рома) в период Третьего рейхаПри подготовке использованы следующие материалы: Topography of Terror. Gestapo, SS and Reich Security Main Office on Wilhelm- and Prinz-Albrecht-Straße. A Documentation. Stiftung Topographie des Terrors, represented by Prof. Andreas Nachama, Berlin 2010. Джурич, Райко. Уничтожение цыган в Центральной и Восточной Европе // ТумБалалайка №15-16, апрель-август 2000. Хронология цыганской истории на основе книги Ангуса Фрэйзера «Цыгане» (Fraser, Angus. The Gypsies. Wiley-Blackwell, 1995).

1933

  • 14 июля был принят «Закон о предотвращении появления потомства с наследственными болезнями», легализующий принудительную стерилизацию некоторых групп населения. К концу Второй мировой войны нацистами было стерилизовано более 400 000 человек, среди них множество представителей народностей синти и рома, принудительные стерилизации которых проводились с 1934 года.

1935

  • Нюрнбергские законы о гражданстве и расе (Nürnberger Rassengesetze), принятые на VII съезде НСДАП в Нюрнберге и переданные в рейхстаг 15 сентября 1935 года, включали «Закон о гражданстве рейха» (Reichsbürgergesetz) и «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести» (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre), законодательно закреплявшие основные положения нацистской расовой идеологии. Согласно статье второй «Закона о гражданстве Рейха», гражданином мог быть лишь тот, кто «обладает германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев и цыган.

1936

  • 7 марта цыгане, как и евреи, были лишены избирательных прав.
  • Начальник управления по делам конституции и законодательства министерства внутренних дел Третьего Рейха Вильгельм Штуккарт и глава службы Министерства внутренних дел, занимающийся вопросами расового законодательства, Ханс Глобке дали официальный комментарий к Нюрнбергским законам о гражданстве и расе, принятым в сентябре 1935 года: «В Европе есть только два народа, в чьих жилах течет чужая кровь: евреи и цыгане».
  • Созданный в ноябре Центр расовой гигиены и биологии населения медицинского департамента при Министерстве внутренних дел во главе с Робертом Риттером начал изучения цыган и так называемых «полукровок» (Mischlinge). Эти исследования легли позднее в основу преследований синти и рома в Третьем рейхе.
  • В пригородах крупных городов – Берлина, Франкфурта, Мюнхена, Дюссельдорфа и др. – были созданы лагеря для интернирования Марцан, Дизельштрасе, Дахау, Веннхаузен для концентрации, ограничения, регистрации и изоляции цыганского населения. В этих лагерях активно использовался принудительный труд заключенных.

1938

  • Более 2 000 синти и рома из Германии и Австрии, включая детей старше 12 лет, были схвачены и депортированы в концлагеря Дахау, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен и другие.
  • По приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера от 16 мая в берлинское управление уголовного розыска был включен отдел по борьбе с «цыганской угрозой», образованный из информационной службы по делам цыган.
  • «Отдел полиции для цыган» в штаб-квартире полиции Мюнхена включен в Уголовную полицию рейха (с 27 сентября 1939 года – V управление Главного управления имперской безопасности) и сформировано «Центральное управление рейха по борьбе с цыганскими преступлениями».

  • 8 декабря вышел циркуляр рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера «О борьбе с цыганской угрозой», в котором говорилось об «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов». Таким образом завершилась первая фаза проекта уничтожения цыганского этнического меньшинства: создание псевдонаучного инструментария, селекция и концентрация в лагерях, а также создание централизованного и отлаженного аппарата для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех административных уровнях.

1939

  • 21 сентября в ходе конференции глав департаментов Главного управления имперской безопасности и глав айнзацгрупп (Einsatzgruppen) – оперативных (карательных) групп специального назначения СД – под председательством Райнхарда Гейдриха было принято решение о депортации оставшихся 30 000 цыган с немецкой территории.
  • 17 октября вышла директива Главного управления имперской безопасности, запрещающая цыганам покидать города и другие места их проживания (Festsetzungserlass). Лицам, нарушившим указ, грозило немедленное помещение в концлагеря. Реальной целью указа была концентрация цыган и их последующая незамедлительная депортация на территорию польского генерал-губернаторства.

1940

  • По приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера от 27 апреля в мае было депортировано 2 500 цыган с различных немецких территорий на территорию генерал-губернаторства в Польше.

1941

  • В августе вышел указ Гиммлера «Об оценке расово-биологической показаний», утверждающий критерии расовой и биологической оценки лиц цыганского происхождения.
  • С осени на оккупированных территориях СССР и южно-восточной Европы, наряду с уничтожениями евреев, совершались массовые убийства цыган. В декабре 1941 года айнзацгруппой «D» секретной полиции и секретной службы СС были проведены массовые казни цыган в Крыму, в результате которых айнзацгруппа рапортовала о «решении цыганского вопроса в Крыму». Начиная с весны 1942 года, этот опыт был распространен на всю оккупированную территорию СССР. Наиболее массовые истребления цыганского населения были зафиксированы в Западной Украине, Смоленской, Ленинградской и Псковской областях. По оценкам экспертов на оккупированной территории СССР было убито не менее 30 000 цыган.

1942

  • В январе около 5 000 синти и рома, доставленных из Лодзинского гетто в концлагерь Хелмно на территории оккупированной Польши, были уничтожены в мобильных газовых камерах.
  • 29 августа глава сербской гражданской администрации констатировал в своем отчете, что Сербия явилась «единственной страной, в которой еврейский и цыганский вопросы полностью решены».
  • 18 сентября в результате соглашения между рейхсминистром юстиции Отто Тираком и Генрихом Гиммлером о передаче «асоциальных элементов», осужденных в уголовном порядке, рейхсфюреру СС «для уничтожения трудом». Это решение касалось находящихся под надзором евреев, цыган, русских и украинцев со сроком заключения более трех лет, а также чехов и немцев – со сроком заключения более восьми лет.

1943

  • 29 января началась реализация так называемого указа Гиммлера по Аушвицу от 16 декабря 1942 года. Главное управление имперской безопасности издало приказ об аресте всех цыган-полукровок, цыган-рома и представителей цыганских родов балканского происхождения, проживающих на территории Третьего рейха и оккупированных территориях, и депортации их в «цыганский лагерь» в Аушвиц-Биркенау. Первые эшелоны с узниками прибыли туда в конце февраля – начале марта 1943 года.
  • В марте Роберт Риттер доложил о завершении работ по классификации цыган: «Регистрация цыган и частичных цыган была завершена, согласно выработанному плану, в Старом Рейхе (Германия) и в Остмарке (Австрия), несмотря на все трудности, вызванные войной. Наши работы все еще продолжаются на завоеванных территориях. Число случаев с проясненной расовой и биологической перспективой в настоящее время 21 498». Через 10 месяцев это число возросло до 23 822.

1943/1944

  • Из приблизительно 22 600 заключенных, помещенных в «цыганский лагерь» в Аушвице-Биркенау, более 5 600 были отправлены в газовые камеры, а более 13 000 умерли от голода, болезней и эпидемий. Из тех, кто оставался в живых весной 1944 года, многие позднее умерли в результате принудительного труда в лагере Дора-Миттельбау в Тюрингии (Нордхаузен) или медицинских экспериментов (стерилизации) в концлагере Равенсбрюк. Другие заключенные погибли во время «маршей смерти» при эвакуации лагеря в последние недели войны или же в концлагере Берген-Белзен.

1945

  • Точное число европейских синти и рома, убитых в период Третьего рейха, невозможно точно установить. Предположительные оценки колеблются от 220 000 до 500 000 уничтоженных представителей этого этнического меньшинства.

Похожие материалы

14 июля 2015
14 июля 2015
В 2014 г. Омское отделение общества «Мемориал» выпустило сборник лучших работ, пришедших на региональный этап конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». Мы публикуем с сокращениями одну из самых интересных работ этого сборника – исследование В. В. Шнайдер об истории своей семьи. А также прилагаем pdf сборника, в котором можно познакомиться как с полной версией этой работы, так и с остальными опубликованными сочинениями.
6 мая 2015
6 мая 2015
Перемещенные лица за границей советской зоны оккупации — об их судьбе и месте в германской исторической памяти рассказывает Беттина Грайнер. Перевод статьи, опубликованной Die Zeit.
5 апреля 2010
5 апреля 2010
В конце марта Левада-Центр провёл социологический опрос жителей России; вопросы касались памяти о войне

Последние материалы