Музей жертв геноцида в Вильнюсе
Музей жертв геноцида в Вильнюсе – единственный на постсоветском пространстве музей, располагающийся в бывшем здании КГБ (в период нацистской оккупации здесь находился также и гестапо). Само здание является историческим памятником и единственное изменение в его внешнем виде – гранитные плиты на одной из стен, на которых выбиты имена литовцев-партизан, боровшихся после Второй мировой войны за независимость от СССР. Музей был открыт в 1992 году, в этом году ему исполнилось 20 лет.
Экспозиция состоит из подвального помещения (бывшей тюрьмы КГБ) и двух этажей, посвящённых советской оккупации, а также вооружённому и невооружённому сопротивлению советской власти и последствиям этого сопротивления.
В подвале располагается самая старая часть экспозиции, которая почти не менялась со времени открытия музея. Можно увидеть реконструкцию того, как выглядели камеры для заключённых в 1944–1947-е годы, во время самых активных действий партизан (камер, оставшихся неизменными с того времени, нет, но их вид восстановлен по воспоминаниям очевидцев): в маленьких комнатах, которые должны были быть одиночными, прямо на цементном полу спали, согласно музейной аннотации, до 15 человек, мебели не было, во всех камерах круглосуточно горел свет, а на допросы заключённых вызывали в ночное время. Тюремные стены часто перекрашивались, чтобы скрыть надписи, оставленные на стенах камер. Для наглядной демонстрации на некоторых стенах оставлены частично соскобленные слои краски, количество которых доходит до восемнадцати.
В соседней камере лежит несколько мешков с уничтоженными шредером документами КГБ. Часть документов была также сожжена, самые важные документы вывезены, но около двадцати тысяч томов сохранились и находятся в Особом архиве Литвы.
В 60–80-е годы в камерах уже были предметы мебелировки, заключённые жили по двое–трое человек. В качестве наказания за провинности или меры устрашения их могли переводить в карцер – одиночную неотапливаемую комнату небольшой площади, куда людей помещали в одном нижнем белье, их паёк урезался до 500 гр хлеба и полулитра воды в сутки, спать разрешалось только 5 часов. С 1945 по 50-е годы в тюрьме функционировали также так называемые “мокрые карцеры”: заключённые должны были либо стоять в ледяной воде (зимой – на льду), либо удерживаться на небольшой неустойчивой платформе в центре камеры, теряя равновесие и падая в воду.
Сохранилась также камера со звукоизолирующими стенами. В документах, оставшихся от КГБ, не упоминяется, чем были оснащены подобные камеры и как они использовались.
Из подвала можно выйти во внутрениий двор, предназначавшийся для прогулок заключённых: пространство также разделено на небольшие отсеки, напоминающие камеры, внутри каждого отсека – скамейка, окружённая четырьмя стенами, и сетка, заменяющая потолок.
Из внутреннего двора можно попасть в отдельное подвальное помещение, где приводились в исполнение смертные приговоры – расстрельную камеру. Согласно информации, предоставленной музеем, всего с 1944 года за время советской и немецкой оккупаций здесь было расстреляно более тысячи человек. В 60-е или 70-е годы на месте камеры были оборудованы столярные мастерские. Останки 767 человек, расстрелянных в 1944–1947 годах, были захоронены почти в центре Вильнюса – в парке поместья Тускуленай, где сейчас располагается филиал Музея жертв геноцида.
На первом этаже находится экспозиция, посвящённая положению Литвы в 1940–1941 годах, во время первой советской оккупации, а также описание партизанской войны, которая длилась в Литве 9 лет, с 1944 по 1953 год. Таким мощным партизанское движение было только в Литве, ничего похожего по масшатабам не происходило в соседних балтийских республиках. В основном в партизаны уходили крестьяне, меньшинство составляли профессиональные военные и представители интеллигенции, они обычно становились командирами отрядов. В партизаны шли и те, кто был призван в Красную армию, но не хотел в ней служить, а также бывшие участники литовских отрядов немецкой армии. Средний партизан боролся два или три года, большинство умерших были моложе 21 года. Тела убитых партизан, нередко изувеченные, выставлялись на обозрение в центрах городов, на рынках и площадях, чтобы запугать мирное население.
На втором этаже располагается экспозиция, посвящённая жизни литовцев в лагерях системы ГУЛАГ и ссылках, возвращению из ссылок и невооружённому сопротивлению, начавшемуся в стране с 1954 года, когда вооружённое сопротивление было подавлено. В экспозиции представлены как материалы из архивов самих диссидентов (самиздатовские журналы, фотографии) так и материалы из досье на диссидентов из архива КГБ.
Часть экспозиции второго этажа посвящена организации, находившейся раньше в здании – литовскому КГБ. При входе можно увидеть кабинет, служивший для прослушивания как телефонных разговоров, так и подслушивания с помощью установленных «жучков» разговоров в камерах тюрьмы, квартирах, бюро, вагонах поездов. Представлена также информация о буднях литовского КГБ: большая таблица со структурой организации и информацией о её членах, фотографии внутренних праздников, сохранившиеся документы и методические материалы, по которым учились молодые сотрудники – образцы почерка литовцев, виды маскировки и прочее.
Филиал Музея жертв геноцида в Тускуленай
Парк Тускуленай – место в центре Вильнюса, где в 1944–1947 годы были тайно захоронены заключенные внутренней тюрьмы КГБ, в отношении которых была приведена в исполнение смертная казнь. Это массовое захоронение найдено благодаря документам, оставшимся нетронутыми в здании КГБ. В 1944–1947 годы, согласно сохранившимся документам, смертная казнь была приведена в исполнение в отношении 767 лиц. В захоронении найдены останки 724 человек, экспертам удалось идентифицировать 49 жертв, среди которых – епископ Винцентас Борисявичюс, командующие вооруженным сопротивлением Йонас Семашка и Ляонас Таунис. Останки 717 погибших находятся в построенной в 2004 году в часовне-колумбарии.
В комплекс Тускуленского парка покоя также входит здание поместья, в котором сейчас располагается экспозиция, посвящённая захоронению. В интерактивных стендах собрана информация обо всех расстрелянных, чьи учётные записи сохранились в архиве: фотографии, отпечатки пальцев, даты рождения и смерти. Сотрудник музея рассказывает: бывает, что посетители приходят и находят в этом стенде фотографию дедушки, которого они никогда не видели живым. Ещё один зал посвящён епископу Винцентасу Борисявичюсу, а последний — палачам, работавшим в тюрьме КГБ за всё время её существования.
В центральном дворце поместья Тускуленай идёт работа над экспозицией «Проект homo sovieticus», рассказывающей о культурной жизни в Литовской ССР.
Текст и фотографии Анны Лауринавичюте