Существует ли в Польше Поколение'89?
Автор – Том Юнес, приглашённый научный сотрудник Института наук о человеке, IWM (Вена)
Не только поколения делают историю, история также создает поколения. Есть много примеров того, как влияние исторических событий выходят далеко за рамки регионального или национального масштаба, формируют опыт и мировоззрение целого поколения. К примеру, «революция шестидесятых» породила поколение шестидесятников, что стало общепризнанным символом эпохи. Возникает закономерный вопрос, а не порождают ли знаковые события недавнего прошлого, такие как окончание холодной войны и падение коммунизма, подобные явления. К примеру, можно ли говорить о поколении восьмидесятых так же, как о поколении шестидесятников.
В 1989 году Польша находилась в центре исторических событий, которые привели к падению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе. Поэтому на подобный вопрос естественно отвечать в контексте польских событий.
Вопрос, существовало ли поколение восьмидесятых в Польше, тесно связан с особым опытом, который был усвоен молодыми людьми в период краха коммунистического режима. В данном контексте под молодежью мы подразумеваем как социальную, так и биологическую категорию, то есть фазу жизни между детством и взрослым состоянием, а также социальный статус, определяемый возрастом. Эта категория может быть также охарактеризована определенной степенью политической зрелости, которая в зависимости от общественного или исторического контекста может определятся правом голоса на выборах как критерием политической активности. Термин «поколение» определен здесь в его политическом значении – как было первоначально предложено Карлом Мангеймом – на основе специфического набора идей и соответствующих им действий. Таким образом, можно говорить о стиле поколения, который может быть приписан определенной возрастной группе. Эта группа связана единой социализацией и активным участием в событиях внутри ключевого временного интервала, то есть в событиях, формирующих поколение.
Ядро молодого поколения, к которому относится мое исследование, состоит из молодых людей в возрасте между 18-ю и 25-ю годами на момент падения коммунистического режима в 1989 году, то есть рожденными в интервале с 1964 по 1971 год. Это означает, что большая часть их детства приходилась на 70-е годы, которые считаются «золотой эпохой» правления Герека, время больших ожиданий, тогда как их юность пришлась на времена политического кризиса и активности Солидарности в 1980-1981 и последующий период «нормализации» вслед за введением военного положения вплоть до середины десятилетия. Последние две фазы имеют большое значение для этой возрастной категории ввиду принципиально иного жизненного опыта по сравнению с остальной частью польского общества. Солидарность оставалась официально профсоюзом, но в реальности она представляла массовое общественное движение, в которое включались рабочие, крестьяне и студенты, вместе составляющие более одной трети населения. Военное положение, в сущности, разрушило это движение, но в тоже время делегитимизировало коммунизм и привело к созданию мощного мифа о Солидарности. Тем не менее, военное положение вело к поражению движения, вызывало страх и деморализовало население, которое стало сторониться политики в течение последующего мрачного периода нормализации. Это, однако, не относится к молодым слоям населения, упомянутым выше. Их жизни не были затронуты военным положением столь значительно, при том, что мрачные перспективы периода нормализации вызвали в них дух сопротивления и привели к отрицанию реальности существующего порядка. Такие настроения также подпитывались их специфическим опытом во время кризиса Солидарности, который они не переживали столь непосредственно, как старшее поколение, что сделало их более восприимчивыми к последующей мифологизации движения. Более того, в подростковом возрасте эти молодые люди формировались в атмосфере относительной свободы, допустимой в этот период, что сделало их менее восприимчивыми к диктатуре режима и более недоверчивыми к старшему поколению. В тоже время, они не получили никаких значительных выгод от социализма и стали более восприимчивыми к альтернативным точкам зрения, представленным в первую очередь активной позицией католической церкви. Более того, они осознавали, что условия жизни в других странах, и прежде всего, на Западе – намного лучше. Это, в общем, было заслугой относительной открытости времен Герека.
Как ни странно, но многие из этого молодого поколения проявляли свой протест и отрицание реалий того времени, посвящая себя частной жизни. Дух протеста зримо присутствовал и был практически всеобъемлющ. Такое положение вещей отражалось в молодежной контр-культуре и особенно в музыке того времени, с ее стилями протеста – такими как панк, регги, новая волна и тяжелый металл, которые стали особенно популярны. Большинство из молодого поколения не связывала себя с трудностями 80-х, периодом их взросления, однако значительное число было настроено взять реванш, занимаясь политической активностью в новых социальных движениях, которые возникли после введения черезвычайного положения и разгрома Солидарности.
Эти движения представляли разительный контраст с до сих пор превалирующими традициями оппозиционных движений в Польше. Вдохновленные неприятием пассивной жизненной позиции, свойственной большинству, и поддерживаемые относительным смягчением репрессивного режима, молодые радикалы развили конфронтационный подход к политическим акциям. Дымовуха (дымовая шашка) стала практически культовым ритуалом жестоких столкновений между радикальной молодежью и полицией в польских городах на протяжении целого десятилетия. Анархистские тенденции стали тем более влиятельными, что они выражали протест против режима и неприятие родительского мировоззрения. В то же время, для многих из радикалов, президент США Рональд Рейган стал кумиром благодаря его антикоммунистической риторике. Более того, вполне конкретные проблемы были поставлены экологическим и пацифистским движением, которые обеспечили политическую мобилизацию, дополненную новыми типами акций, такими как «хэппенинг» – где публичная критика режима осуществлялась в стиле сатирического уличного театра. Несмотря на идеологическую неоднородность, молодежные движения объединялись в действиях против режима, вдохновленные радикальным антикоммунизмом. Молодые люди выходили на улицы со словами «Precz z Komuna» (Прочь от коммунизма!), что было их радикальным лозунгом.
Два социальных движения, которые возникли в то время, были связаны исключительно с молодежью. Это Federacja Mlodziezy Walczacej (Федерация Сражающейся Молодежи) и Niezalezne Zrzeszenie Studentow (NZS – Независимая Ассоциация Студентов). Последняя существовала как отдельная организация со времен Солидарности, но была усилена молодыми радикалами, которые принимали участие в исторических событиях. Эти движения играли важную роль в свержении коммунистического режима в Польше в 1988-1989 годах – ключевое событие для молодого поколения. Закономерно можно выделить два события в 1987 году, которые обеспечили фон для той ведущей роли молодежных организаций, которую они вскоре сыграли. В июне 1987 состоялся третий визит Иоанна Павла Второго в Польшу, на котором массово присутствовало молодое поколение, неожиданно продемонстрировавшее свое явное численное преимущество. В дополнение к этому, в ноябре, проводился референдум по экономическим реформам, который был проигнорирован населением, таким образом показав силу экономического протеста. Совокупность этих двух факторов повлияла на события последующего года, которые стали началом конца коммунистического режима в Польше.
Все началось в марте 1988, когда активисты оппозиционного студенческого движения начали массовые демонстрации протеста и кампанию за легализацию упомянутой выше NZS. Несколькими неделями позже, в мае, началась забастовка рабочих против плановых реформ, которая распространилась на всю страну, вдохновленная поддержкой и солидарностью со стороны студентов. Помимо этого, забастовки продемонстрировали возрождение Солидарности. Это стало знаменательным событием в том смысле, что большинство рабочих, которые принадлежали той же возрастной группе, что и студенты, не имели представления о событиях 1980-1981 годов. Более того, хотя режим и был основной мишенью забастовок, епископат, а так же лидеры оппозиции, которые играли большую роль в Солидарности, были застигнуты врасплох и оказались в стороне от забастовщиков – не только в силу возрастной разницы. И хотя эти забастовки в начале не привели к успеху, их вторая волна в августе, которая также была организована радикальной молодежью и студентами, привела к началу диалога власти с оппозиционной элитой и организацией в следующем году переговоров за Круглым Столом с последующим проведением условно открытых выборов. На этих выборах впоследствии победила Солидарность, таким образом оформив окончание Коммунистического режима.
Акции радикальной молодежи и их коллективный опыт участия в событиях 1998-1989 гг. превратили их в особое поколение, поколение восьмидесятых. Несмотря на то, что это поколение зажгло искру, которая привела в движение процесс, завершившийся падением коммунизма, радикальная молодежь, составлявшая основу забастовок 88-го года, была оттеснена и разочарована переговорами 89-го года. Все это оставило горький привкус в их восприятии событий того времени и постепенно привело к ощущению предательства и обмана, которые многие из них переживают до сих пор. Такие настроения со временем привели это поколение к политическому сопротивлению различного сорта, подпитывая радикальные политические течения в сегодняшней Польше. В 2005 г. многие представители поколения восьмидесятых горячо поддерживали победу партии Право и Справедливость Ярослава Качинского с целью создания крайне правой коалиции для «очищения» страны и общества от последствий исторических аббераций 1989 г. и создания Четвертой Республики. И хотя этим планам не суждено было сбыться, остается не ясным, проявится ли снова дух сопротивления поколения восьмидесятых, многие представители которого вновь и вновь все последующие годы выдвигались на самый верх польской элиты.
Источник:
- IWM Post № 109 (январь – апрель 2012). С. 16 – 17.
Перевод с английского Алины Титовой