Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 августа 2009

Книжечка

 Журналист «Новой газеты» Зоя Ершок опубликовала статью об уникальной книге — созданной 68 с половиной лет назад в Карлаге, её сделала (смастерила, придумала сюжеты и нарисовала) одна из заключённых лагеря для своего сына, оставшегося на свободе.

В статье Ершок — попытка воссоздать образ Ольги Михайловны Раницкой, создавшей этот документ: в её рисунках «не просто талант, но и сила, и страсть, и жизнь; рисунки самобытны, необычны, своеобразны. На каждый такой рисунок уходило как минимум по нескольку дней: придумать сюжет, воплотить замысел, нарисовать карандашом, обвести тушью, раскрасить. А если учесть (а как не учесть?!), в каких всё это условиях делалось — не в кабинетной тиши, не за письменным столом. В лагере». 

Рассказ о «Книжечке» невозможен без рассказа о лагере, в которой она появилась на свет. В статье «Новой» — много интересных сведений о Карагандинском лагере. Он был создан в 1931 г. для полумиллиона крестьян (Первые планы пятилеток, конечно, были выполнены — «Заключённые разработали первые шахты. Освоили тысячи и тысячи гектаров целинных земель. Создали 25 экономически крепких колхозов»).

В военные годы Карлаг кормил армию, поставлял государству зерно, мясо, оружие (здесь выпускались мины М-82), одежду (овечью). «Рабочая сила даже не «предельно дешёвая» — дармовая. Баланда из ячменя «анютины глазки» — почти все затраты».

За всё время существования Каранандинского лагеря (до 1959 г.) в нём отбывало наказание до 2 млн. человек. Узниками Карлага в разное время были такие люди, как выдающийся физик А.Л. Чижевский, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, мама Майи Плисецкой Рахиль Мессерер-Плисецкая, многие актеры, учёные. Кем была Ольга Михайловна Раницкая, которая работала здесь на метеостанции и умерла в 1941 г., несмотря на запросы в разнообразные архивы, музеи, органы безопасности, узнать так и не удалось (как и о судьбе её сына и близких).

Название книжечки, «Труды и дни», отсылает к поэме древнегреческого поэта Гесода, которая, как это ни покажется странным, содержит множество аллюзий на события в Стране Советов: «Правду заменит кулак. /…/ И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, /Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею /Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. /Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые /Лживыми станут вредить показаньями»?!

Продолжение темы:

  • Новая публикация о «книжечке»: нашлись родственники и пришли ответы на официальные запросы («Новая газета», спецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 16.06.2010 №07 (28))

 

10 августа 2009
Книжечка

Похожие материалы

4 ноября 2014
4 ноября 2014
В сборник «Век двадцатый — век необычайный» вошли работы лауреатов XV конкурса «Человек в истории. Россия — XX век» (2013-2014 годы). Здесь читатель найдёт исследования по истории семьи, повседневности, репрессий, большое место занимает тема войн — Первой и Второй мировых, Чеченских конфликтов. Работы написаны на источниках личного происхождения, потому каждая из них уникальна и заслуживает особенного внимания.
1 ноября 2014
1 ноября 2014
Об истории уникального дневника охранника ГУЛАГа, гипотетической биографии Ивана Чистякова и европейских изданиях книги рассказывает Ирина Щербакова.
27 февраля 2014
27 февраля 2014
Продолжение фотогалереи о Колыме. На этот раз перед нами «парадная» Колыма. Снимки из фотоархива Международного Мемориала.
13 сентября 2016
13 сентября 2016
«Уроки истории» публикуют несколько выдержек из уникального документа - дневника поволжского немца Д. Бергмана, высланного вместе с семьёй в Сибирь с началом Великой Отечественной.

Последние материалы