Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 февраля 2012

«Коммерсант-Власть» о красноармейцах, осуждённых в первые полгода Великой Отечественной войны

Источник: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Источник: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

70 лет назад, 8 февраля 1942 года, прокурор СССР Виктор Бочков подготовил доклад Сталину о преступности в Красной армии за первые месяцы войны с поразительными данными о числе приговоренных в том числе к расстрелу бойцов и командиров. Обозреватель журнала «Коммерсант-Власть» Евгений Жирнов разыскал в архиве и впервые представил этот документ.

Цифры, которые приводились в докладе прокурора СССР Виктора Бочкова председателю Государственного комитета обороны (ГКО), не могли не впечатлять. В первую очередь поражало количество уголовных дел на красноармейцев и командиров:
«За период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. резко увеличилось количество уголовных дел, возбужденных по всей Красной Армии и рассмотренных Военными трибуналами. За полгода войны военными прокуратурами Красной Армии было возбуждено 85.876 дел, причем только за период сентябрь—декабрь следственный аппарат военной прокуратуры закончил расследование до 50.000 дел».
Не менее удивительными выглядели и сроки расследования дел:
«Более половины дел,— сообщал Бочков,— расследовалось в срок до 1 дня, а в срок до 5 дней были расследованы 80,6% всех законченных следствием дел».
Но, естественно, наиболее впечатляющим моментом оказалось количество и суровость приговоров:
«Военными трибуналами осуждено 90.322 военнослужащих… Из общего числа осужденных Военными трибуналами приговорены к ВМН — расстрелу 31.327 чел. и 58.995 к лишению свободы».

Чтобы оценить эти цифры, достаточно сказать, что за четыре года Гражданской войны трибуналы приговорили к высшей мере социальной защиты, как тогда именовалась смертная казнь, 14 675 красноармейцев и красных командиров (см. статью «В июле 1920 года дезертировало 773 тысячи красноармейцев»). А за половину 1941 года – вдвое больше.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1848414?subfolderId=89707


3 февраля 2012
«Коммерсант-Власть» о красноармейцах, осуждённых в первые полгода Великой Отечественной войны

Похожие материалы

30 июня 2011
30 июня 2011
Патриотический порыв был пусть и первой, но не единственной строкой в перечне мотиваций добровольца; многие надеялись «исправить» биографию, в которой в Советском союзе было слишком много поводов «усомниться»
30 октября 2015
30 октября 2015
О картографировании сталинских репрессий в Москве рассказывает куратор проекта «Топография террора» Александра Поливанова.
20 января 2014
20 января 2014
Номинация Международного Мемориала в рамках конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ в.». Главная идея конкурса исследовательских эссе: подготовка интервью со свидетелями (детьми войны), аналитическая работа с этими источниками.
3 февраля 2013
3 февраля 2013
Книга Тимоти Снайдера «Кровавые земли. Европа между Гитлером и Сталиным» вызвала грандиозный международный резонанс. Даже те, кто критикует его за недостаток четкости и слишком далеко заходящее отождествление национал-социализма и сталинизма, отдают ему должное за способности к научному синтезу, состоящему в умении соотнести результаты бесчисленных детальных исследований, открыв к ним доступ широкой общественности. Между тем конструкт Снайдера сформирован на основе описаний массовых политических преступлений, которые были собраны автором без четкой аналитической основы.

Последние материалы