Модель памяти – модель мышления
В начале 2009 г. группа студентов из университета г. Йена (Германия), участвовавших в семинаре «Образы ГУЛАГа»
Данный проект посвящён памяти о преступлениях советского режима в современной России – о физическом и психологическом насилии, репрессиях и господстве произвола на территориях (и вне) лагерей, и представляет российские историко-политические институты, разрабатывающие модели воспоминаний о таком прошлом.
Источник: www.gedenkmuster.uni-jena.de
Модель памяти – модель мышления
По-немецки выражение «модель мышления» – «Denkmuster» вписывается в слово «модель памяти» – «Gedenkmuster». Сопоставляя эти сходные слова, участники семинара подчёркивают, что в их задачи входило критическое, исследовательское изучение роли российских институций (таких, как Московской Мемориал, Сахаровский центр, Музей ГУЛАГа, а также мест, где разворачивались исторические события – Донское кладбище, Бутовский полигон, Музей Пермь-36) в формировании образа прошлого, моделей воспоминаний о жертвах, в осмыслении преступлений режима.
Пермь-36 как пример альтернативной модели памяти
Мемориал Пермь-36, на территории которого до 1987 г. продолжал существовать лагерь уголовной системы наказания, сочетает в себе две возможности – это аутентичное место памяти и институт, ведущий историческую и критическую работу. Здесь представлен спектр возможностей и препятствий (социальных, государственных и пр.), с которыми сегодня сталкиваются и на которые должны реагировать современные российские организации, занимающиеся историко-просветительской и образовательной работой.
Административное здание у входа в музей Пермь-36 до недавнего времени служило служебной постройкой при соседнем здании психлечебницы. Даже сегодня отоплением бывшего лагеря и прилегающей территории специально занимается ближайшая деревня Кучино. В этих деталях наблюдается типичное для этого места переплетение прошлого и настоящего: всё, что принадлежит прошлому, находится в опасности «тотальной» реконструкции, а потому (пока) консервируется.
Данный проект представляет российские учреждения, которые занимаются преступлениями советского режима, а также места, хранящие память о репрессиях. Это служит задаче – сделать так, чтобы о ведущемся в России изучении советских преступлений до 1980-х гг. стало больше известно на Западе, и чтобы проект, таким образом, служил межкультурному диалогу.
Места и акторы памяти
Изучение преступлений советского строя в современной России во всём их многообразии едва ли может быть исчерпанным. Многие исторические свидетельства конкурируют друг с другом и / или сосуществуют. Чтобы всё-таки получить представление об изученности в российском обществе темы репрессий, правомерно поставить вопрос о тех местах и акторах в современной российской культуре, которые имеют дело с этой тематикой. Места памяти (по Пьеру Нора, lieux de mémoire) объединяют в себе разный исторический опыт и разные рассказы и могут представлять / символизировать собой некое общее воспоминание. Как мы помним, в концепции Нора места памяти не обязательно имеют географическую привязку. Под акторами авторы сайта понимают людей, но преимущественно – институты и организации, чья историко-культурная деятельность представлена широкой общественности в России. Были выбраны три места памяти, в которых преступления советского режима манифестированы особым образом, и также выбраны три актора – организации, которые специально занимаются проблемой репрессий в СССР. Впрочем, внести ясное различение между «местами» и «акторами» не всегда представляется возможным.
Ниже приводится список акторов и мест памяти, которые были проанализированы участниками проекта. Urokiistorii публикуют лишь краткое содержание этого раздела, впрочем, отражающее структуру и логику исследовательской мысли, а также важные аспекты, касающиеся организации каждого из мест.
Введение
Пермь-36: история и истории
Что является подлинным?
Штрафлагерь и психиатрия
Воспоминания вне забора
Прошлое встречает будущее
Лакуны в воспоминаниях
Интервью с директором лагеря: «Нет гражданского общества»
Участок особого режима в фотографиях
Участок строгого режима в фотографиях
Бутово
Введение: Бутовский полигон тогда и сейчас
Церковь и государство рука-об-руку?
Бутово: место преступления без содеявших
Что в Бутово делает царь?
Религиозные практики в Бутово
Донской монастырь и кладбище
Введение: монастырский комплекс
Донской монастырь
Антон Иванович Деникин
Александр Исаевич Солженицын
Крематорий
Церковь и государство во Второй Мировой войне
Международный Мемориал (Москва)
Введение
Оказание помощи жертвам репрессий и их родственникам
Один объект музея
Говорящие сами за себя действия
Изучение истории
Написание истории – дело государства?
Сергей Адамович Ковалёв
Музей Мемориала в Москве
Архив Мемориала в Москве
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
Введение
Андрей Сахаров: жизнь и труд
Национальная история как испытательный полигон? Государственные учебные планы, общественные контрпредложения
Музей Сахаровского центра
Память в Сахаровском музее
Елена Боннер
Государственный музей истории ГУЛАГаУтверждение истины любыми средствами
Искусство в музее ГУЛАГа
Изучение насилия в музее ГУЛАГа
Троянский конь в музее: язык преступников не может служить мёртвым
Виртуальный тур по музею истории ГУЛАГа
Кроме описательного рассказа, каждое из этих мест было включено в общий историко-культурный контекст, связанный с изучением прошлого в современной России. Отталкиваясь от схемы Йорна Рюзена (схемы трёх измерений в историческом процессе– политической, образовательной и художественной составляющей исторической культуры), участники проекта находят место для каждой из организаций в такого рода модели. Помимо этого, ими даётся общая характеристика состояния исторической культуры в России, роли государства в определении образов прошлого (рассказывается о комиссии против фальсификации истории, Государственном музее Великой Отечественной войны, музее современной истории), указываются альтернативные подходы исторических репрезентаций. Сайт сопровождается кратким информационным справочником, поясняющим основные понятия проекта.