Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
25 мая 2011

Мультимедийную хрестоматию «Военное детство 1941-1945» издал архив Новосибирской области

Источник фото: sibarchives.ru

Сотрудники государственного архива Новосибирской области задумали рассказать о втором поколении непосредственных участников Великой Отечественной войны – детях 1940-х. По мнению составителей, хрестоматия должна стать настольной книгой для каждого учителя истории. На диске собраны отсканированные архивные документы органов власти, здравоохранения, детских учреждений, фотографии, письма. При этом, однако, военное детство оказывается увиденным чужими глазами, а его история, переданная исключительно на языке власти (распоряжений и формальных отчетов) напоминает современные правительственные пресс-релизы к юбилейным датам.

К теме военного детства архив Новосибирской области обращается не в первый раз. Ранее уже были изданы две книги: «Дети войны» – книга вышла в 2006 году и «Подвига отцов достойны» – книга опубликована в 2008 году. Работа над книгами, как и над диском, велась совместно с общественной ветеранской организацией «Дети войны», действующей в Новосибирской области. Председатель организации Мария Гатыжская поясняет, что

«Эти издания раскрыли обществу глаза на то, что такое война и без вести пропавшие отцы. Цель этих книг – найти и доказать значимость войны новому поколению».

Председатель Новосибирского союза краеведов Тамара Петрова также подчеркивает значимость своего – а она сама принадлежит к поколению детей 1940-х – опыта:

«Нам надо чаще встречаться, т.к. мы – последние свидетели той войны и мы должны делиться с новым поколением опытом работы с историческими документами, мы должны ориентировать их работать в архиве. У каждого ребенка свое удивительное ощущение войны и мы – поколение «детей войны» – расскажем о войне много, мы расскажем о ней честно, т.к. мы последние из последних свидетелей событий 1941-1945 гг.»

Представленный на диске материал распределен составителями по следующим тематическим разделам:

  • «Дети – участники трудового фронта». В чрезвычайных (военных) условиях руководство области приняло решение о применении детского труда. Подростки заменили своих родителей на производстве: стали работать на предприятиях, заводах, колхозных полях. Юным рабочим тогда было по 13—15 лет, и чтобы они могли работать у станков, понадобились подставки под ноги. Тогда же, осенью 1941 года в ходе подготовки к Октябрю, появились первые комсомольско-молодежные фронтовые бригады. Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские, где  школьники выполняли особые заказы для фронта. «Гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились дети: тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тонны намолоченного зерна. С 4-х часов утра до 10 часов вечера продолжался рабочий день на севе, а во время уборки урожая не редкостью была ночная молотьба. Самые младшие школьники выходили на поля собирать колоски.
  • «Школа в условиях военного времени».  В военное время резко сократилось число учащихся: состав средней и старшей школы уменьшился в 2 раза. В основном учились ребята младших классов. Возвратить с предприятий мобилизованных учащихся старших классов на учебу областным властям не удалось, поэтому для вовлечения подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, были организованы новые виды учебно-воспитательных заведений. Так с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ). Большинство учебных заведений в военное время работало в две-три смены, помещения плохо отапливались, а занимались в них полуголодные ученики; не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий, бумаги, чернил. В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из расписания, а число часов на русский язык, литературу и математику увеличивалось. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших классов, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет — военное дело.
  • «Внешкольная жизнь военной поры». Во внеклассной работе большое место занимали патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка. Широкое распространение получили Всесоюзные военно-спортивные игры, такие, как «Рейд в тыл врага» (1942), «На разгром» (1943), «На штурм» (1944). Планы воспитательной работы школ предусматривали спортивные соревнования, кроссы, смотры военной и физической подготовки учащихся. Во время каникул действовали пионерские лагеря, работали детские самодеятельные коллективы, проводились военно-спортивные игры. Многие школьники ов­ладевали профессиями телефонистов, телеграфистов, киномехани­ков и в летние каникулы работали на телефонных и почтовых станциях, ездили по селам с кинопередвижками.
  • «Детские и молодёжные организации». Подростками и молодежью занимался ленинскоий комсомол и пионерская организация.  Ленинский комсомол участвовал в военных действиях, а также возглавлял патриотическое молодежное движение в тылу, которое проявлялось в различных формах: в организации комсомольско-молодежных бригад, в создании фонда помощи детям-сиротам, в сборе средств в фонд обороны, в оказании помощи освобожденным городам. Пионеры помогали. В 1942 г. Новосибирский обком ВЛКСМ организовал областное соревнование «Школьники в помощь фронту». По призыву комсомола каждая школа, каждый пионерский отряд, каждый кружок, каждая полевая бригада, каждая тимуровская команда должны были стать участниками этого соревнования. Предлагались различные формы участия детей в зависимости от их возраста, умений, возможностей. Во многих школах были созданы различные мастерские, выполнявшие заказы фронта и народного хозяйства. Пионеры вместе с комсомольцами выходили на воскресники, отдавая потом заработанные средства в фонд Красной Армии. Так в 1942 г. из 9 самолетов-истребителей,  переданных армии, один носил имя «Новосибирский пионер». Юные техники устраивали дежурства в учреждениях связи и при необходимости производили ре­монт несложной техники. Участники других кружков также находили  применение своим умениям: показывали художественную самодеятельность на предприятиях и в госпиталях, ухаживали за ранеными; шили кисеты, одежду, носовые платки, вязали варежки и носки; собирали лекарственные травы. Наиболее распространенными  видами помощи фронту среди детей были: сбор железного лома,  лов рыбы, сбор дикорастущей съедобной зелени, грибов и ягод, сборы подарков солдатам к праздникам.
  • «Школьники в помощь фронту». С начала войны активную деятельность развернули тимуровские команды области: ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровцы также работали в подшефных госпиталях: дежурили у постелей раненых, делали перевязки, кормили с ложечки, писали письма по просьбе пациентов, выдавали  им книги из библиотек, выполняли хозяйственные работы и просто  читали свежие газеты и приходящие письма. Тимуровцы оказывали помощь детским учреждениям, в том числе и на освобождённых территориях. Школьники собирали и отправляли туда литературу, учебники и учебные пособия, подарки.
  • «Борьба с детской беспризорностью». В годы войны в Новосибирскую область эвакуировались детские дома из занятых фашистской армией областей. Всего на территории Новосибирской области в военный период размещалось 75 детских домов с общим числом воспитанников в 11,5 тысяч человек. Половина из них –  детские дома, эвакуированные из блокадного Ленинграда; известно, что местные жители, в том числе и дети, помогали им. С началом войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных: дети теряли родителей, как в ходе военных действий, так и в суматохе спешной эвакуации, голода и болезней. Многие из брошенных детей занимались попрошайничеством, воровством, кражами, хулиганили, а также совершали правонарушения. В связи с ростом опасного социального явления был принят ряд постановлений СНК СССР, которыми  предусматривалось расширение сети детских учреждений и первоочередное их снабжение, регламентировались  вопросы устройства детей, причем, прежде всего,  не в социальные учреждения, а в семьи.
  • «Охрана детского здоровья». С началом войны возможности оказания медицинской помощи детям Сибири значительно уменьшились: сократилась сеть детских лечебных учреждений, была ликвидирована из-за недостатка кадров участковая система врачебного обслуживания. 1942 г. в сибирских городах характеризовался очень высокими показателями детской заболеваемости и смертности. Так по общегосударственной статистике только из рожденных в 1941–1945 годах  до начала 1946 года не дожило примерно 4,6 млн. детей.  В октябре 1942 г. Совнарком СССР разработал специальное постановление «О мероприятиях по улучшению работы органов Народного комиссариата здравоохранения СССР и детских учреждений по медицинскому обслуживанию детей». Это постановление обязывало восстановить участковую систему обслуживания детей, сеть городских консультаций и детских поликлиник, в месячный срок укомплектовать врачами детские консультации. Также для детей были выделены особые фонды продовольствия, организовывались «столовые усиленного и диетического питания» для детей от 3 до 13 лет. Применялись «оздоровительные мероприятия»: поездки детей в санатории, на дачи, в пионерлагеря; занятия на детских летних площадках при школах, садах, клубах и парках; выделение ослабленных детей в санаторные группы; физические занятия (зарядка, купание, солнечные ванны). 
  • «Военной поры малыши». Обеспечение родовспоможения и врачебного сопровождения малышей с целью снижения уровня детской смертности, предотвращение эпидемий и расширение сети яслей и детских садов (в том числе с круглосуточным пребыванием), сохранение уровня воспитательной работы в детских учреждениях, приём эвакуированных, обеспечение детей продуктами, одеждой и игрушками – все это было серьезной проблемой.
  • «Взрослые детям»
  • «”Советская Сибирь” о детях военного времени»
  • Фотогалерея
  • Детские фильмы периода Великой Отечественной войны.
«В качестве дополнительных материалов в хрестоматию включены два детских фильма. Первый из них, как сейчас принято называть «культовый» для детей того времени: в 1940 г.  на экранах страны появилась кинокартина «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников, но и тем, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей — быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Этот фильм породил необычайное по своим масштабам и полезности детское движение <…> Второй фильм был сделан для маленьких советских зрителей в 1941 г. Мультфильм «Бармалей» включён нами в издание  как из-за даты его выхода на экран, так и по главному смыслу его сюжета: зло, каким бы оно не было страшным и коварным, будет побеждено совместными усилиями взрослых и маленьких людей, желающих жить в доброте и радости.»
Комментарий составителей диска
  • Песни  пионеров военной поры
«Трудно также представить себе детей, не поющих песен. Песни объединяют, помогают в работе, скрашивают жизнь, наполняя её романтикой странствий или воспоминаниями о другом прошлом, дарят надежду. При желании, можно спеть песни 30-х – 40-х годов ХХ в.  вместе с пионерами советской эпохи: тексты песен воспроизводятся одновременно с аудиозаписью».
Комментарий составителей диска

Каждый раздел издания начинается небольшой вводной статьей. Документы внутри подразделов снабжены архивной ссылкой (шифром) и размещены в хронологическом порядке. Ссылкой-шифром можно воспользоваться для работы с подлинными делами в читальных залах Государственного архива Новосибирской области. «В целях “оживления” архивных документов в разделы также включены тематические фотографии, как из фондов областного архива, так и из семейных коллекций», сообщают составители. Однако, несмотря на «оживление» возникает впечатление, что «жизни» несколько не хватает и самим детям просто забыли дать слово.

Копии дисков уже переданы в отделы архивной службы районов и городских округов области. Кроме того, диск «Военное детство» доступен для изучения в библиотеке читального зала Государственного архива Новосибирской области. В составе сборника – около полутора тысяч архивных документов и материалов; на их основе интересующиеся могут проводить собственные исследования.

Над мультимедиа — хрестоматией работали: Алексейцева А.А., Бабенков Е.Ю., Балашова Н.Ю., Гутыра Т.Н., Кавцевич О.К., Мартынова Ю.Г., Некрасова Т.П., Решетов А.А., Самарин И.В., Сокотущенко Е.В. – «дети и внуки “детей войны”», как поясняют составители.

Презентация диска была приурочена к 70-летию начала Великой Отечественной войны.

Источники:

  • Новость на сайте администрации Новосибирской области
  • Новость в газете «Советская Сибирь»
  • Информация о диске и его презентации на сайте государственного архива Новосибирской области
  • Фоторепортаж о презентации диска
  • Подробный отчет о диске от его составителей (doc)

 

25 мая 2011
Мультимедийную хрестоматию «Военное детство 1941-1945» издал архив Новосибирской области

Последние материалы