11 апреля – Международный день свобождения узников фашистских лагерей
Международный День освобождения узников фашистских лагерей отмечается 11 апреля: в этот день в 1945 году вспыхнуло восстание в концентрационном лагере Бухенвальд. Хотя решение о памятной дате было принято ООН 66 лет назад, в СССР её долгое время не существовало: из-за того, что пленные приравнивались к предателям, бывшие узники до конца 1980-х тщательно скрывали подробности своей биографии. Об этом, о своем личном опыте, а также о российской социальной политике рассказала в интервью «бывшая малолетняя узница»
11 апреля отмечается в России «мемориальными мероприятиями» – «торжественно-траурными митингами», возложениями цветов к мемориальным комплексам, выступлениями представителей ветеранских организаций и поздравлениями официальных представителей власти, обращенных к жителям региона (подборка новостей по теме – здесь). Для власти памятная дата – это также повод лишний раз отметить своё внимание и поддержку по отношению к «»бывшим узникам» и молодежи: пресс-служба администрации Владивостока, например, сообщая о «митинге общественности», напомнила, что:
«администрация Владивостока оказывает поддержку городской общественной организации в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, социальной защите и улучшению условий жизни бывших узников фашизма».
Не безупречная логически формулировка «бывшие несовершеннолетние узники фашизма» – это номенклатурное наименование отдельной группы «льготников» (среди других групп – «ветераны ВОВ», «инвалиды ВОВ», «труженики тыла» и др). Специальный президентский указ 1992 года №1235 определял порядок предоставления льгот «бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны». Позже, в 1995 году был издан закон «О ветеранах». В его действующей редакции
«установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.».
Однако в действительности статус «бывших узников» остается неопределенным, что существенно затрудняет получение льгот. Председатель Общества малолетних узников фашистских концлагерей Красносельского района (Санкт-Петербург) Зинаида Королева отмечает в интервью изданию Конкретно.ру, что
«Основная проблема – это наш непонятный статус. Недавно представители городской Организации узников фашистских лагерей ездили в Москву, подавали письменное обращение Дмитрию Медведеву с тем, чтобы хоть как-то признать нас. Например, блокадников приравняли к ветеранам ВОВ, сегодня они получают вторую пенсию. Нас тоже хотели приравнять, но потом все заглохло. В итоге кто-то говорит: «вы никто, у вас нет статуса ветеранов войны», другие наоборот, признаю за нами тот статус, которым пользуются ветераны. Одним словом, пробел в законе оставил нас в подвешенном состоянии».
Также она перечислила льготы. которые положены «бывшему малолетнему узнику концлагеря»:
«карточка на проезд, соцпакет, тысяча рублей, мы их называем «путинские». Несовершеннолетним узникам также положена скидка по квартплате на всю семью. Почему-то в последнее время наши ЖЭКи стали делать скидку только на одного человека».
Пенсия обычная, зависит от стажа работы; Зинаида Ильинична работала с 13 лет, поэтому ее пенсия составляет 9 тысяч рублей.
Часто проблемы возникают с получением статуса узника фашистских лагерей:
«многие люди не могут найти документы, которые подтверждают их место пребывания на территории концлагеря. Если же архив сгорел или документы пропали, то доказать это практически невозможно. Только через свидетелей, которые, как вы понимаете, тоже находятся не всегда. Люди же не вечны… Я сама ездила в КГБ Псковской области за справкой, которая подтверждала, что была в концлагере. Немцы сохранили все документы, поэтому справку мне отдали сразу. Но не у всех все так гладко. Одна из моих сестер проживает во Львове. Так вот там придрались к справке, которую ей выдали на девичью фамилию. Сделали запрос в Псковскую область, откуда ответили, что документов на мою сестру вообще нет! Как же ей тогда выдали справку на другую фамилию? Таких случаев много».
Почти всю жизнь Зинаида Ильинична скрывала, что ее с семьей увезли в концлагерь:
«Сталин же сказал: «У нас пленных не было, были только предатели». Поэтому такие факты биографии все старались скрывать. В 1989 году, когда начали формировать списки узников концлагерей, люди начали понемногу открываться. Но все равно, сначала к подобным инициативам относились с большим недоверием, боялись, что это просто временные веяния…»
Правда, теперь, хотя и нужно выпрашивать и добывать социальные льготы, рассказывать и вспоминать о прошлом можно не опасаясь[fn]Воспоминания о пребывании в Литве – в полном тексте интервью. Отметим, что на детские воспоминания (героиню с семьей увезли в концлагерь, когда ей было 7 лет), очевидно, накладывается советская идеологическая разметка. Движение «лесных братьев», в частности, в соответствии с советской, а позже и российской исторической политикой, она называет «профашистским».[/fn].
Дополнительные материалы:
- Полный текст интервью: Узники концлагерей: «Сегодня мы – никто…» / Конкретно.ру
