Трагедия Крагуеваца: Выставка в Бухенвальде
ОБЪЯВЛЕНИЕНа прошлой неделе было совершено трусливое и коварное нападение на немецких солдат, в ходе которого было убито 10 и ранено 26 солдат. Это деяние требует искупления.Поэтому за каждого убитого немецкого солдата было расстреляно 100, а за каждого раненого – 50 местных жителей, и прежде всего – коммунистов, бандитов и их сообщников, всего – 2300 человек.И в дальнейшем в каждом сходном случае, любой саботаж вызовет в ответ подобные суровые меры.Начальник гарнизона
В конце сентября Бёме после тяжёлых боёв был вынужден уйти из городов Ужице и Чачак. Он приказал армии осуществлять «карательные экспедиции» в основных областях восстания. После очень дорогой для Вермахта битвы под Тополой Бёме принимает приказ, касающийся вех подразделений, оккупировавших Сербию – этот приказ становится в дальнейшем формальной основой для массовых убийств мирных жителей. Вот его содержание:
«Всем уполномоченным командирам и командирам полков: Всех коммунистов, а также всех подозрительных местных жителей мужского пола, а также евреев и всех националистически или демократически настроенных жителей брать в заложники, и в дальнейшем казнить их в соотношении 1:100 за каждого убитого немецкого солдата или «фольксдойча», и 1:50 за каждого раненого. Арестованных в ходе военных действий приговаривать к повешению или расстрелу; деревни, взятые в бою, сжигать, равно как и фермы, из которых производились выстрелы».
Массовые убийства сербского населения стали осенью 1941 актуальной повесткой дня.
Этот приказ был жестоко осуществлён в Кралево. 1400 человек из 717-го Пехотного полка заняли в начале октября этот город, важный для военных целей в виду находящихся здесь вагонной фабрики и авиамоторного завода. После ожесточённой атаки сил сопротивления, все мужчины Кралево от 14 до 60 лет были взяты в заложники. Они стали первыми жертвами массовых казней. Бёме похвалил эту меру и закончил свой ежедневный приказ от 20 октября 1941 г. словами: «Вперёд, к новым делам». «Новым делом» стало занятие города Крагуеваца и убийство его гражданского населения через несколько дней. После того как в сражении с партизанами немецкие войска потеряли 10 человек убитыми и 26 ранеными, было найдено 2300 жертв для «искупления». Командир подразделения майор Кёниг самовольно превысил «нормативы», утверждённые приказом Бёме. По его распоряжению 19, 20 и 21 октября 1941 г. в городе Крагуевац и его пригородах было казнено 2859 мужчин, женщин и подростков, включая школьников и их учителей.
После 3 месяцев Франц Бёме был отозван с должности командующего армией в Сербии, оставив 160 убитых и 278 раненых немцких солдат, и 3562 убитых и 11164 раненых местных жителей. Убийство в Краугаваце стало жестокой кульминацией борьбы с партизанами на Балканах. Никто из виновников преступления не понёс какого-либо наказания перед немецким или австрийским судом. Генерал-лейтенант Франц Бёме покончил собой 29 мая 1947 г. в Нюрнберге. Процесс против начальника гарнизона майора Пауля Кёнига и майора Отто Деша по делу об убийствах был завершён в конце 1960-х судом Регенсбурга.
На фото – Речь писателя Ивана Иванчи (Белград), бывшего узника Бухенвальда, на открытии выставки 25 марта 2011 г. была посвящена этому преступлению и резонансу, которое оно вызывало тогда и имеет сейчас. Жертвы были невиновными, их смерть – произволом. Убийцы не принадлежали никакому «Эскадрону смерти», а были простыми солдатами Вермахта, их командир по профессии был учителем. Все они не испытывали никаких угрызений совести.
Перевод Натальи Колягиной
Источники:
2. Richard Häsler. Die Tragödie von Kragujevac // VVN-BdA: Weimar-Erfurt-Gera-Suhl.
