Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
6 апреля 2011

Трагедия Крагуеваца: Выставка в Бухенвальде

Убитые в резне при Краугеваце
Выставка посвящена памятной дате: 21 октября 2011 г. исполнится 70 лет со дня массового убийства гражданского населения сербского города Крагуевац 749-м и 727-м пехотными полками немецкого Вермахта под руководством майора Пауля Кёнига. Это убийство было совершено как акт возмездия: Кёниг распорядился отомстить за каждого раненого сербскими партизанами немецкого солдата расстрелом 50 сербов, а за каждого убитого солдата – казнью 100 сербов.
 
Общее число убитых – не менее 2300 мирных жителей Крагуеваца.
В память об этом трагическом событии музей в Бухенвальде организовал выставку. Она проходит с 25 марта по 29 мая 2011 г. Выставка представляет сербские и немецкие документы и фотографии, а также свидетельства жертв и их родственников, относящиеся к этому военному преступлению – одному из крупнейших массовых убийств на Балканах, осуществлённых Вермахтом.
 
ОБЪЯВЛЕНИЕ
На прошлой неделе было совершено трусливое и коварное нападение на немецких солдат, в ходе которого было убито 10 и ранено 26 солдат. Это деяние требует искупления.
Поэтому за каждого убитого немецкого солдата было расстреляно 100, а за каждого раненого – 50 местных жителей, и прежде всего – коммунистов, бандитов и их сообщников, всего – 2300 человек.
И в дальнейшем в каждом сходном случае, любой саботаж вызовет в ответ подобные суровые меры.
Начальник гарнизона
 
 
Так называемая Балканская кампания началась 6 апреля 1941 г. без предварительного объявления войны. Стратегически этот блицкриг был нужен для обуспечения юго-восточного фланга при нападении на Советский союз, а также для использования экономических и человеческих ресурсов в этом регионе. Бомбардировки Белграда производились Четвёртым воздушным флотом под командованием австрийского генерала Александра Лёра (Alexander Löhr), который ранее возглавлял воздушные подразделения, бомбардировавшие Варшаву. Несмотря на то, что город не был завоёван, к 7 апреля общее число жертв среди гражданского населения здесь было выше, чем при предыдущих налётах на Варшаву, Ковентри и Роттердам вместе взятых.
 
С началом оккупации сформировались две независимые группы сопротивления – четники и партизаны. Сопротивление четников во главе с Михайловичем имело националистическую идеологию. Партизаны, объединённые лидером запрещённой в 1920 г. Коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито, воевали во имя объединения всех народов Югославии и ради свержения порядка, существовавшего до войны. Единого сопротивления захватчикам не существовало; однако против 717-ой Пехотной дивизии, которая состояла по большей части из австрийских войск, воевали и чётники, и партизаны. В начале июля 1941 г. против оккупантов развернула вооружённую борьбу Коммунистическая партия Югославии. Изначально уничтожительно именуемые «сербские банды», партизаны Сербии укрепились до такой степени, что поражали полицию и охрану в ходе прямых столкновений. В середине августа 1941 г. армии Вермахта было поручено вести борьбу с партизанами.
 
С самого начала борьба с сопротивлением велась немецкими войсками с максимальной жестокостью. Расстрел заложников входил в стандартный репертуар репрессивной политики. Полиция и армейские подразделения убивали коммунистов и евреев, устраиваивая показательные повешения. Несмотря на жестокие репрессии, сопротивление продолжано распространяться. Чтобы не потерять контроль над Сербией, 16 сентября Гитлер назначает генерала Франца Бёме (Franz Böhme) командующим генералом Сербии. Его задачей было «восстановление строжайшими методами окончательного порядка» в стране. В это время самый юг находился под контролем партизан и четников.

В конце сентября Бёме после тяжёлых боёв был вынужден уйти из городов Ужице и Чачак. Он приказал армии осуществлять «карательные экспедиции» в основных областях восстания. После очень дорогой для Вермахта битвы под Тополой Бёме принимает приказ, касающийся вех подразделений, оккупировавших Сербию – этот приказ становится в дальнейшем формальной основой для массовых убийств мирных жителей. Вот его содержание:

«Всем уполномоченным командирам и командирам полков: Всех коммунистов, а также всех подозрительных местных жителей мужского пола, а также евреев и всех националистически или демократически настроенных жителей брать в заложники, и в дальнейшем казнить их в соотношении 1:100 за каждого убитого немецкого солдата или «фольксдойча», и 1:50 за каждого раненого. Арестованных в ходе военных действий приговаривать к повешению или расстрелу; деревни, взятые в бою, сжигать, равно как и фермы, из которых производились выстрелы».

Массовые убийства сербского населения стали осенью 1941 актуальной повесткой дня.

Этот приказ был жестоко осуществлён в Кралево. 1400 человек из 717-го Пехотного полка заняли в начале октября этот город, важный для военных целей в виду находящихся здесь вагонной фабрики и авиамоторного завода. После ожесточённой атаки сил сопротивления, все мужчины Кралево от 14 до 60 лет были взяты в заложники. Они стали первыми жертвами массовых казней. Бёме похвалил эту меру и закончил свой ежедневный приказ от 20 октября 1941 г. словами: «Вперёд, к новым делам». «Новым делом» стало занятие города Крагуеваца и убийство его гражданского населения через несколько дней. После того как в сражении с партизанами немецкие войска потеряли 10 человек убитыми и 26 ранеными, было найдено 2300 жертв для «искупления». Командир подразделения майор Кёниг самовольно превысил «нормативы», утверждённые приказом Бёме. По его распоряжению 19, 20 и 21 октября 1941 г. в городе Крагуевац и его пригородах было казнено 2859 мужчин, женщин и подростков, включая школьников и их учителей.

После 3 месяцев Франц Бёме был отозван с должности командующего армией в Сербии, оставив 160 убитых и 278 раненых немцких солдат, и 3562 убитых и 11164 раненых местных жителей. Убийство в Краугаваце стало жестокой кульминацией борьбы с партизанами на Балканах. Никто из виновников преступления не понёс какого-либо наказания перед немецким или австрийским судом. Генерал-лейтенант Франц Бёме покончил собой 29 мая 1947 г. в Нюрнберге. Процесс против начальника гарнизона майора Пауля Кёнига и майора Отто Деша по делу об убийствах был завершён в конце 1960-х судом Регенсбурга.

На фото – Речь писателя Ивана Иванчи (Белград), бывшего узника Бухенвальда, на открытии выставки 25 марта 2011 г. была посвящена этому преступлению и резонансу, которое оно вызывало тогда и имеет сейчас. Жертвы были невиновными, их смерть – произволом. Убийцы не принадлежали никакому «Эскадрону смерти», а были простыми солдатами Вермахта, их командир по профессии был учителем. Все они не испытывали никаких угрызений совести.

 

Перевод Натальи Колягиной

Источники:

1. Музей Бухенвальда.

2. Richard Häsler. Die Tragödie von Kragujevac // VVN-BdA: Weimar-Erfurt-Gera-Suhl.

6 апреля 2011
Трагедия Крагуеваца: Выставка в Бухенвальде

Последние материалы