Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
21 июня 2013

Из рассказов моей прабабушки Шоховой В.В. (1911 года рождения)

Лапти из семейной коллекции А. Муравьёвой

Работа Муравьёвой Арины, ученицы 5 класса Зебликовской с/ш Костромской области, заняла первое «Места памяти, места забвения. Родной город, семейный архив». 

Автор: Муравьёва Арина, ученица 5 класса Зебликовской средней общеобразовательной школы Шарьинского района Костромской области. 

Руководитель: Шатрова Галина Ивановна

На Руси самой распространённой обувью были лапти и валенки. В деревнях всю обувь изготовляли сами. Валенки катали из овечьей шерсти. Для повседневной носки катали толстые валенки, а для выхода на праздничные посиделки и в гости — тонкие валенки, они назывались чесанки и носили их с калошами. Но основной обувью были лапти. Плели их из коры молодой липы, которую заготовляли весной, когда начиналось соковыделение. Тогда кора легко отстаёт от древесины, её отделяли узкими полосками. С полосок счищали самую верхнюю шкурку и потом из них плели лапти с помощью деревца и колочига. Верёвки для лаптей изготавливали из мочала. Для этого от липы весной или в начале лета луб(кору) отделяли от дерева, связывали и замачивали в водоёмах. До осени всё мокло, а осенью внутреннюю часть выдирали и получали мочало. Иногда лапти плели из бересты и носили вместо тапочек.

Лапти носили с онучами. Онучи ткали из льняных нитей. Это тоже трудоёмкая работа. Сначала надо посеять и вырастить лён. Лён теребили (вырывали из земли) вручную, связывали в снопы, ставили в кучки («бабки»), подсушивали, затем обмолачивали, то есть отделяли семена и везли на скошенное поле, расстилали, чтобы помочило дождём и побелило солнцем; сушили в специальных сушилках или банях, затем мяли в мялках, трепали, чесали специальными щётками, пряли в самопрялках, а затем ткали на ткацком станке. Такие станки стояли в каждой деревенской избе. Зимой для тепла под онучи надевали толстые носки из овечьей шерсти. В праздники обували сапоги. А богатые парни надевали сапоги с калошами. На фото мой прадедушка Шорохов А.И. в сапогах с калошами и моя прабабушка Шорохова В.В. 

В нашем роду сапоги шили сами. Сначала шкуру домашних животных (крупного рогатого скота) замачивали в квасных больших выдолбленных корытах. Вымачивалось очень долго, а когда шерсть отделялась, её удаляли и снова замачивали в отвар дубовой коры, затем вывешивали на верёвки, чтобы подсушить. При шитье сапог применяли колодки (см фото).

Эти колодки хранятся у моей бабушки Муравьёвой А.А. На этих колодках остались следы гвоздиков, которыми прикрепляли подошвы, затем колодки удаляли и подошвы подшивали нитками. Таким же способом изготовляли тапочки с ремешками и шнурками и туфли для девушек и детей.  В 30-40 –е годы были модными ботинки со шнурками (см. Изображение 3, 3-я девушка слева) и боты,  под которые можно было надеть туфли.    

На этой фотографии моя прабабушка Шорохова В.В. со своими подружками в обуви, которую сшил мой прапрадедушка, уроженец деревни Яковлиха Шарьинского района Горьковской (ныне Костромской области).
В нашем роду сапоги шили прапрапрадед Андрей и прапрадедушка Василий.

На этой фотографии мой прадед Шорохов Александр Иванович (слева) в сапогах, которые сшил ему отец. Готовую обувь пропитывали дёгтем, она становилась чёрной и не впитывала влагу. Моя бабушка Алевтина помнит, как ей сшили отец и дед сапоги, и она в них ходила в школу весной и осенью, а зимой ходила немного в лаптях. А затем в валенках. Обувь очень берегли, поэтому много ходили босиком не только дети, но и взрослые. Босиком ходили даже в лес за ягодами и грибами.  Когда не стало моего прапрапрадеда, а затем  и прапрадедушки, члены моей семьи  стали пользоваться услугами мастеров — сапожников. Они ходили по деревням, а пока шили, жили здесь же.

Моя прапрабабушка Шорохова В.В. в 1932 году вступила в колхоз, где добросовестно работала. Её портрет несколько раз помещали на районную Доску почета. Ей присвоили звание «Ударник труда» и премировали ценными подарками. В 1952 году прабабушке выдали денежную премию. На эти деньги она купила резиновые ботики (на фото) с туфельками. А в 1953 году её старшая дочь закончила педучилище и была направлена на работу в Якутию. И прабабушка Валя подарила ей эти ботики с туфлями. Это был подарок  Валентины Васильевны  своей дочери, молодой учительнице, в день получения диплома. Спустя много лет хозяйка этих ботиков, родная сестра моей бабушки, вернулась в наш поселок и привезла с  собой, по её словам, самый «дорогой» для неё подарок в жизни. Так эти ботики оказались в нашей семье, и являются драгоценной реликвией, а также доброй памятью о моей прабабушке.

21 июня 2013
Из рассказов моей прабабушки Шоховой В.В. (1911 года рождения)

Похожие материалы

24 мая 2016
24 мая 2016
9 февраля 1938 года УНКВД по Калининской области возбудило уголовное дело по обвинению активистов карельского движения в контрреволюционной и разведывательной деятельности в пользу Финляндии. В тот же день были проведены первые массовые аресты карельской интеллигенции.
24 мая 2016
24 мая 2016
Еще совсем недавно Всеволод Константинович был уважаемым человеком, педагогом-методистом, имя которого было широко известно российским учителям. Его книга «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» поставила его в ряд с лучшими просветителями России начала ХХ века. И всё это больше ничего не значило.
19 августа 2014
19 августа 2014
В Кракове опубликован полный польский перевод вышедшей в 1997 году под грифом «Мемориала» книги Миры Яковенко об Агнессе Мироновой-Король.
23 июня 2009
23 июня 2009
В нашем городе живёт удивительный человек – Ирина Григорьевна Порцевская. В 30-ые годы её родители были репрессированы, и она оказалась дочерью «врагов народа». Мы не раз слушали рассказы Ирины Григорьевны о тяжёлых, но порой и светлых периодах её жизни, относящихся к 30–40-м годам прошлого века, и они произвели на нас огромное впечатление.