Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
21 июня 2013

Из рассказов моей прабабушки Шоховой В.В. (1911 года рождения)

Лапти из семейной коллекции А. Муравьёвой

Работа Муравьёвой Арины, ученицы 5 класса Зебликовской с/ш Костромской области, заняла первое «Места памяти, места забвения. Родной город, семейный архив». 

Автор: Муравьёва Арина, ученица 5 класса Зебликовской средней общеобразовательной школы Шарьинского района Костромской области. 

Руководитель: Шатрова Галина Ивановна

На Руси самой распространённой обувью были лапти и валенки. В деревнях всю обувь изготовляли сами. Валенки катали из овечьей шерсти. Для повседневной носки катали толстые валенки, а для выхода на праздничные посиделки и в гости — тонкие валенки, они назывались чесанки и носили их с калошами. Но основной обувью были лапти. Плели их из коры молодой липы, которую заготовляли весной, когда начиналось соковыделение. Тогда кора легко отстаёт от древесины, её отделяли узкими полосками. С полосок счищали самую верхнюю шкурку и потом из них плели лапти с помощью деревца и колочига. Верёвки для лаптей изготавливали из мочала. Для этого от липы весной или в начале лета луб(кору) отделяли от дерева, связывали и замачивали в водоёмах. До осени всё мокло, а осенью внутреннюю часть выдирали и получали мочало. Иногда лапти плели из бересты и носили вместо тапочек.

Лапти носили с онучами. Онучи ткали из льняных нитей. Это тоже трудоёмкая работа. Сначала надо посеять и вырастить лён. Лён теребили (вырывали из земли) вручную, связывали в снопы, ставили в кучки («бабки»), подсушивали, затем обмолачивали, то есть отделяли семена и везли на скошенное поле, расстилали, чтобы помочило дождём и побелило солнцем; сушили в специальных сушилках или банях, затем мяли в мялках, трепали, чесали специальными щётками, пряли в самопрялках, а затем ткали на ткацком станке. Такие станки стояли в каждой деревенской избе. Зимой для тепла под онучи надевали толстые носки из овечьей шерсти. В праздники обували сапоги. А богатые парни надевали сапоги с калошами. На фото мой прадедушка Шорохов А.И. в сапогах с калошами и моя прабабушка Шорохова В.В. 

В нашем роду сапоги шили сами. Сначала шкуру домашних животных (крупного рогатого скота) замачивали в квасных больших выдолбленных корытах. Вымачивалось очень долго, а когда шерсть отделялась, её удаляли и снова замачивали в отвар дубовой коры, затем вывешивали на верёвки, чтобы подсушить. При шитье сапог применяли колодки (см фото).

Эти колодки хранятся у моей бабушки Муравьёвой А.А. На этих колодках остались следы гвоздиков, которыми прикрепляли подошвы, затем колодки удаляли и подошвы подшивали нитками. Таким же способом изготовляли тапочки с ремешками и шнурками и туфли для девушек и детей.  В 30-40 –е годы были модными ботинки со шнурками (см. Изображение 3, 3-я девушка слева) и боты,  под которые можно было надеть туфли.    

На этой фотографии моя прабабушка Шорохова В.В. со своими подружками в обуви, которую сшил мой прапрадедушка, уроженец деревни Яковлиха Шарьинского района Горьковской (ныне Костромской области).
В нашем роду сапоги шили прапрапрадед Андрей и прапрадедушка Василий.

На этой фотографии мой прадед Шорохов Александр Иванович (слева) в сапогах, которые сшил ему отец. Готовую обувь пропитывали дёгтем, она становилась чёрной и не впитывала влагу. Моя бабушка Алевтина помнит, как ей сшили отец и дед сапоги, и она в них ходила в школу весной и осенью, а зимой ходила немного в лаптях. А затем в валенках. Обувь очень берегли, поэтому много ходили босиком не только дети, но и взрослые. Босиком ходили даже в лес за ягодами и грибами.  Когда не стало моего прапрапрадеда, а затем  и прапрадедушки, члены моей семьи  стали пользоваться услугами мастеров — сапожников. Они ходили по деревням, а пока шили, жили здесь же.

Моя прапрабабушка Шорохова В.В. в 1932 году вступила в колхоз, где добросовестно работала. Её портрет несколько раз помещали на районную Доску почета. Ей присвоили звание «Ударник труда» и премировали ценными подарками. В 1952 году прабабушке выдали денежную премию. На эти деньги она купила резиновые ботики (на фото) с туфельками. А в 1953 году её старшая дочь закончила педучилище и была направлена на работу в Якутию. И прабабушка Валя подарила ей эти ботики с туфлями. Это был подарок  Валентины Васильевны  своей дочери, молодой учительнице, в день получения диплома. Спустя много лет хозяйка этих ботиков, родная сестра моей бабушки, вернулась в наш поселок и привезла с  собой, по её словам, самый «дорогой» для неё подарок в жизни. Так эти ботики оказались в нашей семье, и являются драгоценной реликвией, а также доброй памятью о моей прабабушке.

21 июня 2013
Из рассказов моей прабабушки Шоховой В.В. (1911 года рождения)

Похожие материалы

5 апреля 2010
5 апреля 2010
О книге личных, пронзительных и страшных «Воспоминаний о войне» Николая Никулина рассказывает историк Ирина Щербакова
3 февраля 2012
3 февраля 2012
Проект мемориала Яд Вашем, который ставит целью увековечить имя каждого еврея, уничтоженного нацистами и их пособниками
24 мая 2016
24 мая 2016
На Запорожье начали падать бомбы, везде принялись копать «щели» – так назывались окопы-убежища на случай бомбежки. Прадедушка был сразу мобилизован, но не в армию, а в аварийно-восстановительный батальон, где занимался демонтажем заводского оборудования алюминиевого завода для эвакуации. Эвакуировали заводы на Урал, сразу монтировали и уже под открытым небом осенью начали работать.
24 мая 2016
24 мая 2016
«Моя бабушка Мария Тимофеевна Симонова родила шестерых детей. Их семья в селе была не "многодетной". Бабушка даже не была награждена медалью Материнства. Сказала, что, если бы было у нее семь детей, то медаль 4-й степени она бы получила. А за шестерых детей награда была не положена».