Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
21 июня 2013

История старинного кумгана

Кумган. Из семейного архива Симура Киямова
Кумган. Медь. Из семейного архива Симура Киямова Кумган. Из семейного архива Симура Киямова
Для тех, кто не знает, что такое сагыз, не ел бешбармык и никогда не мыл руки в кумгане, – рассказ шестиклассника Симура Киямова (Калининская средняя общеобразовательная школа), построенный на предметах из семейного собрания. Из работ фотоконкурса «Мемориала».
 
Мы с мамой живем в доме дедушки и бабушки моей мамы, то есть у моих прадедушки и прабабушки, в старинном доме. Моя прабабушка Айтуарова Мафтуха Губашевна и прадедушка Айтуаров Мухариден Нуржанович родились в начале двадцатого века. Прабабушка работала заведующей сельским магазином, а прадедушка – бухгалтером в колхозе «Энбек». Семья у них была большая: пять дочек и три сына. 
 
Славится казахский народ приёмом гостей. В то время, как рассказывает моя бабушка, гостей звали почти каждый день. И вот, кумган и таз были основными атрибутами приёма гостей. Гости мыли руки до и после чая, а потом, немного отдохнув, опять мыли руки и ели бешбармак. А затем снова мыли руки после мяса
Старинный кумган и таз – вещи из девятнадцатого века. Они достались нам в наследство от моих прадеда и прабабушки. Кумганом и тазом пользовались при утреннем умывании (тогда не было умывальников) или когда мыли руки до или после еды. Славится казахский народ приёмом гостей. А в то время, как рассказывает моя бабушка, гостей звали почти каждый день. И вот, кумган и таз были основными атрибутами приёма гостей. Гости мыли руки до и после чая, а потом, немного отдохнув, опять мыли руки и ели бешбармак. А затем снова мыли руки после мяса. 
 
Эти вещи сделаны из меди. В то время держать дома такую вещь было очень модно. 
 
Иногда моя бабуля смотрит на эти вещи и вспоминает детство: как приезжал пароход, который собирал утиль, ненужные вещи. Вот когда был настоящий праздник для малышей нашего села! Люди с парохода давали взамен не только известь, керосин, но и сагыз – жевательную конфету. Ещё приезжал плавучий магазин со всякой всячиной. А в половодье до райцентра и до города добирались на «ракетах». 
 
Симур Киямов 
Руководитель работы: А. К. Идирисова
Калининская средняя общеобразовательная школа

 

21 июня 2013
История старинного кумгана

Похожие материалы

9 октября 2018
9 октября 2018
Уникальное свидетельство Первой мировой войны, около 100 военных фотографий батальонного врача Александра Зусмановича. Все они были сняты в 1915-1916 годах на Северном фронте недалеко от мест Сморгонь, Ошмяны. 
25 июня 2010
25 июня 2010
Немецкий историк, специалист по истории повседневности, Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о прошлом, но при этом способны манипулировать реальностью
24 февраля 2010
24 февраля 2010
После революции социальные эксперименты начались во всех областях общественной жизни. Изменения представлений о браке и любви, произошедшие в среде радикально настроенной молодежи, можно назвать сексуальной революцией.
26 декабря 2014
26 декабря 2014
В архив Мемориала поступил удивительный фонд свидетельств жизни Михаила Говоренкова, инженера и художника, отсидевшего в лагерях 10 лет. Самое неожиданное в нём - открытки с диснеевскими персонажами, которые Михаил Сергеевич рисовал в лагере для своих дочерей – Татьяны и Иры.