Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

За фасадом большой истории

Сборник работ XX конкурса

ПЕРЕЗАГРУЗКА ПАМЯТИ

Ирина Щербакова

 

«Пожелтевшие листы бумаги, края надорваны, загибаются, кажется, что некоторые могут рассыпаться от одного неосторожного прикосновения. Чувствуется запах пыли. Записи карандашом или чернилами на бланках телеграмм, листах из канцелярских книг…»

Кажется, что может быть интересного и захватывающего для современного школьника в бытовой переписке провинциального телеграфиста 1920-х годов? И как нынешние подростки должны воспринимать фразы из этих писем, напоминающие разговоры героев Платонова или Зощенко?

Но, как ни удивительно (даже для нас самих, уже 20 лет проводящих школьный конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век»), интерес к событиям 100-летней, а иногда и 120-летней давности – не проходит.

Этому есть, прежде всего, простое объяснение: в любом поколении находятся те, кого интересует отечественная история. А ХХ век с драматическими событиями его первой половины оставил в наследство множество тайн и загадок, неотвеченных вопросов, забытых судеб. И чтобы столкнуться с этим школьнику достаточно бывает внимательно всмотреться в семейный альбом, обратить внимание на полуразрушенный памятник или начать расчистку школьного участка.

«Несколько лет назад мы с ребятами вскапывали пришкольный участок. Один из моих одноклассников начал дурачиться и копать яму. Неожиданно он произнес: “А тут что-то есть!”… Минут через 15 стало ясно, что перед нами полуистлевший деревянный крест высотою около 50 сантиметров. Мы все, конечно, удивились. Но наш учитель вовсе не был удивлен. Он сказал: “Ребята, этот крест, скорее всего, из церкви, которая до революции стояла где-то недалеко от нашей школы…” Я первый раз слышала о том, что в нашем хуторе была церковь. У меня возникло много вопросов: когда и кем была построена церковь? Когда и почему была закрыта? Самое главное – как и почему здание было разрушено?»

И если интерес пробудился, то ухватившись за одну ниточку, юный автор начинает раскапывать «исторические завалы». Возникает исследовательский азарт: узнать, откуда взялся полусгнивший крест на школьном дворе или почему на хуторе Гапкин в Ростовской области стоит памятник погибшим морякам-дальневосточникам? Или откуда такое неромантическое название у старого поселка в Архангельской области – «Уксусный»?

Другая важная, на наш взгляд, мотивация не уходящего интереса к событиям очень далеких для них лет – это потребность участников конкурса, хоть и не всегда отчетливо сформулированная, противопоставить мифологизированным и приглаженным образам советского прошлого свои вполне серьезные (а иногда сделавшие бы честь и взрослому историку) исследования, которые закрывают лакуны, отвечают на вопросы, восстанавливают историческую правду, если она долгие годы оставалась под запретом. В этом сборнике достаточно таких примеров, связанных с самыми разными темами и сюжетами: как в 1930-е в Челябинске боролись с вредной наукой – педологией; как в 1941 году на Брянщине возникали партизанские отряды; как вспоминают свою работу ликвидаторы Чернобыля и многое-многое другое.

Мы уже несколько лет отмечаем, как растет у участников нашего конкурса интерес к своей семейной истории, как (в том числе и благодаря интернету) расширяются источники и раздвигаются рамки семейной памяти. В результате, пишет с гордостью одна из школьниц, авторов этого сборника, теперь о судьбах своих родственников во время Отечественной войны она знает гораздо больше, чем ее родители и даже бабушки и дедушки.

Но живой интерес к семейной истории возникает не только сам по себе, он связан с тем, что у многих сегодняшних подростков нет ясного представления о том, какое будущее их ждет. Это заставляет обращаться к своим корням, искать в своих предках поддержку и опору. И они находят ее у тех, кто выжил в тяжелейших жизненных обстоятельствах ХХ века. Хотя почти уже нет живых свидетелей Отечественной войны или жертв массовых репрессий, но поразительным образом наши молодые исследователи с помощью своих наставников продолжают находить всё новые источники: дневники, письма, воспоминания. Из их негероических деталей мы вместе со школьниками узнаем историю прапрадеда, в 12 лет оправленного на заработки спасать семью, умирающую от голода в 1932 году. Или представляем себе детство прабабушки, когда даже игра в куклы пропитана трагедией военного сиротства: «…было у моих братьев два оловянных солдатика – один с флагом, другой с ружьем. Когда братья давали их мне поиграть, я этих солдатиков всегда на войну провожала. Плакала, причитала, просила скорей домой вернуться».

За 20 лет существования школьного конкурса мы выпустили два десятка сборников, и можно было бы думать, что «закрыли тему» памяти о ХХ веке. Но приходящие снова и снова конкурсные работы юных авторов кажутся нам заслуживающими внимания и интереса читателей.

 

Страницы провинциальной истории
27 декабря 2019
Несколько лет назад на уроке технологии мы с ребятами вскапывали пришкольный участок, подготавливая его к зиме. Один из моих одноклассников начал дурачиться и копать яму. Неожиданно он произнес: «А тут что-то есть!» Заинтригованные, мы уже вместе с подошедшим на шум учителем начали раскапывать непонятный предмет.
27 декабря 2019
Каких только нет в нашей стране театров, (...) но мне хорошо знаком и очень дорог один – тот, что рядом с нашим селом. Он известен далеко за пределами нашего района – это Никольский народный театр в селе Никольское Верхнехавского района. Один из первых народных театров России, одна из самых главных достопримечательностей нашего района. Ему уже 120 лет.
27 декабря 2019
«100 писем телеграфист железнодорожник 1919–1924. Энциклопедия провинциальной жизни. Революция, война, НЭП» – под таким названием был выставлен лот на интернет-аукционе. Благодаря покупке этих писем я впервые сталкиваюсь с событиями 20-х годов XX века.
30 декабря 2019
Когда на уроке английского языка меня попросили рассказать семейную легенду, я, не задумываясь, описала историю нашего сада. Не только перекопского. Всего – начиная со Скрынникова. Ведь в нашей семье нет определенного, маленького сада, который когда-нибудь исчезнет. У нас есть большой и вечный сад, в котором всегда солнце, всегда июль.
10 января 2020
Наш старинный Углич в настоящее время поделен на 7 микрорайонов (...) В левобережной части города, отделенный от нее противотанковым рвом, вырытым в начале Отечественной войны, расположен небольшой поселок Сельхозтехники. Мне захотелось узнать о поселке подробнее. Но прочитать о нем было негде. Тогда я решила сама написать историю поселка.
10 января 2020
Няндома – маленький городок в Архангельской области. На его окраине есть поселок с необычным названием – Уксусный. Почему Уксусный? Никакого уксуса там не производят. В местном архиве я не нашла информации об этом поселке. Поэтому в поисках о прошлом Уксусного пришлось обратиться с вопросами к жителям поселка, которые помнят его историю.
Семейные хроники
10 января 2020
Мы много раз беседовали с Екатериной Степановной Худяковой, бабушкой Ильи Хабарова, одного из соавторов этого исследования. Ее воспоминания настолько заинтересовали нас, что возникло желание рассказать об истории ее большой семьи. Общаясь с ней, читая письма, листая альбомы с фотографиями, мы словно следовали рядом по ее нелегкому жизненному пути.
10 января 2020
Я родилась и живу в семье, в которой дорожат историей предков. В прошлом году я осознала, что многие рассказы существуют только в устной форме, а о некоторых событиях, к сожалению, подробная информация уже утрачена. Но мне хочется, чтобы история моей семьи сохранялась спустя годы и в других поколениях.
10 января 2020
К исследованию меня подтолкнуло знакомство с документами и фотографиями Александры Ивановны Максимович, хранящимися в музее нашей школы. Особенно привлекла внимание ее автобиография, написанная в 1941 году при поступлении на работу.
14 января 2020
В моей семье хранятся дневники моего прадеда. Когда-то их было больше, но сохранились всего три части: «Палтуня», «Да здравствует Родина!» и «Последний шанс». На обложке Павел Евтихиевич написал: «Роман». В своем «романе» он ведет повествование от третьего лица.
14 января 2020
Среди моих ближайших родственников есть необычный человек. Бабушка по линии моего отца – монахиня. Ее церковное имя – матушка Макария. В Туруханске находится Свято-Троицкий мужской монастырь, а при нем действует Свято-Мариинское сестричество. Матушка Макария входит в его состав.
Дело...
14 января 2020
Первоначально я собиралась составить биографию Розы Петровны Караковской, челябинского педагога, матери известного учителя Владимира Абрамовича Караковского. Но, работая в архиве, я натолкнулась на поразительные документы, в которых ярко прослеживается механизм воздействия тоталитарной системы на личность. Меня заинтересовал вопрос: а могла ли личность противостоять тоталитарной системе?
15 января 2020
Родную сестру моей прабабушки крестили дома. Не в церкви, а в горнице сельского дома. Красиво украсили, чисто убрали, воды нагрели, рушники, вышитые моей прапрабабкой, выложили из сундука. Еды приготовили для угощения. Девочка родилась слабенькой, боялись, что не выживет, вот и спешили крестить. Когда стемнело, а была глубокая осень, пришел священник. Церковь закрыли, так он по домам ходил, крестил младенцев, отпевал умерших. Была осень 1936 года.
Война глазами
15 января 2020
Среди экспонатов нашего школьного музея есть один очень необычный и, видимо, потому не раз привлекавший внимание школьников-краеведов документ. Это фронтовой дневник нашего земляка Александра Петровича Веселова. Меня этот дневник тоже заинтересовал.
15 января 2020
От меня те события уже настолько отдалены, что я хочу, насколько это вообще возможно, оценить весь масштаб бедствий, обрушившихся на мой род в 1941-м. Смогу ли я посмотреть на события военных лет и на их последствия, которые, может быть, влияют и сейчас – уже на мое поколение, но не так заметно и болезненно?
15 января 2020
В наших лесах в годы оккупации с октября 1941 года по сентябрь 1943 года формировалось и сражалось немало партизанских отрядов. Формировали их партийные комитеты города и предприятий или органы НКВД. Но в истории партизанского движения на Брянщине есть отряд, появившийся не по указу партийных органов. Это партизанский отряд имени Ворошилова № 1, созданный из окруженцев.
15 января 2020
Нам с братом повезло: из поколения бабушек-дедушек жива наша бабуля – мамина мама, и она рассказывает нам о себе и о прошлых поколениях. Мы расспрашивали ее и записывали. К счастью, сохранились прабабушкины письма с фронта и ее устные воспоминания, записанные бабулей, сохранились документы и фотографии.
15 января 2020
В преддверии 22 июня 2016 года вместе с ребятами пришкольного лагеря и двумя воспитателями мы поехали возложить цветы к памятнику морякам-дальневосточникам, погибшим недалеко от хуторов Лисичкин и Холмистый в январе 1943 года. Памятник этот был поставлен не официальными властями, а местными жителями.
Будни
15 января 2020
Чернобыль очень далек от Архангельской области, но нас с ним связывают судьбы тех, кто принял непосредственное участие в ликвидации последствий аварии в разные годы.

Похожие материалы

16 февраля 2015
16 февраля 2015
Профессор Оливье Дайенс ищет и находит нынешние человеческие воспоминания в памяти созданных человеком машин. Эссе опубликовано в сборнике статей по истории и современному искусству «Memory» в Лондоне и Массачусетсе в 2012-м году.
19 января 2014
19 января 2014
19 октября 2016
19 октября 2016
Очередной подкаст с вечерней школы Мемориала «История советских спецслужб 1917-1991 гг», ведущий семинара - Никита Петров