Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Международная конференция «Сто лет русского авангарда»

Дайджест
12 апреля 2010
Конференция, организованная кафедрой теории музыки Московской государственной консерватории им. Чайковского, продлится с 12 по 16 апреля

Конференция, организованная кафедрой теории музыки Московской государственной консерватории им. Чайковского, продлится с 12 по 16 апреля

Программа конференции:

12 апреля, понедельник
1909–1930 гг. Идеи, манифесты, философия, социология, мифология, культурная политика, культурология

10.30.

  • Приветствие участникам конференции — проректор по научной и творческой работе, профессор К. В. Зенкин
  • И. С. Воробьёв (Санкт-Петербург). Русский музыкальный авангард 1910–1920-х гг.: от утопии к антиутопии
  • К. В. Дудаков-Кашуро. Авангард: история термина и проблема терминологии
  • В. И. Мартынов. Наше всё: Малевич, Дюшан, Кейдж
  • Е. В. Петровская. Авангард и запрет на изображение
  • Г. Г. Поспелов. Лучизм М. Ларионова как предвестие кинетизма
  • А. В. Корчинский. Трактаты чинарей: литература и/или философия

15.00.

  • О. Ю. Осадчая (Волгоград). Миф машины и русский музыкальный авангард
  • Л. О. Акопян. Музыкальность Хармса
  • Т. Н. Левая. (Нижний Новгород) Поэтика абсурда в русском поэтическом и музыкальном авангарде: Д. Хармс
  • Я. С. Левченко. Как сделан советский киносценарий 1920-х годов: Эйзенштейн и/или формалисты
  • М. Г. Раку. РАПМ и АСМ: к проблеме революционного авангарда

16.30

Презентация издания: К.А. Жабинский, К.В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры. Вып. 4.

13 апреля, вторник
Музыка

10.30.

  • Л. О. Адэр (Санкт-Петербург). Игра двух городов: российские микротоновые состязания 1920-х
  • С. И. Савенко. Стравинский антимодернист
  • О. А. Бобрик. Артур Лурье: футурист?
  • Е. Польдяева (Регенсбург). Н. Обухов: сегодняшняя перспектива
  • А. И. Смирнов. Графический звук — компьютерная музыка 1930-х
  • Ю. Крейнина (Иерусалим). О философских интересах С. Прокофьева: от Канта и Шопенгауэра к идеям «Христианской Науки»

15.00.

  • К. В. Зенкин. «Афоризмы» Шостаковича — авангардный опыт композитора-традиционалиста
  • И. А. Барсова. Харьковские давидсбюндлеры. Литературное уклонение Иосифа Шиллингера
  • Г. И. Лыжов. «Основные элементы музыки» Б. Яворского (1923): ключи к ладовой теории
  • А. А. Ровнер. Черты футуризма в композиции С. Протопопова
  • А. К. Демидова. Путь к новой музыке по Н. Рославцу

14 апреля, среда
Музыка и изобразительное искусство

10.30.

  • Е. С. Зинькевич (Киев). Украинский авангард: зигзаги истории
  • М. Чеже (Рига). Русские влияния в искусстве Л. Либерта, представителя латышского умеренного авангарда
  • Г. Дауноравичене (Вильнюс). Модернизм М. К. Чюрлёниса: криптография и палиндромы
  • Л. З. Корабельникова. А. Черепнин — русский композитор

15.00.
Театр и музыка

  • Н. И. Енукидзе. «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу
  • М. Ю. Давыдова. «Измы» и театр 1910–1920-х гг.
  • В. А. Щербаков. Особенности «освободительного движения» на русском театре в 1910-е гг.
  • Е. А. Николаева. Дмитрий А. Пригов — Ираида Юсупова: пространство медиа-оперы
  • И. Г. Вишневецкий. От А. Белого к современности: повествовательная форма между прозаическим, поэтическим, музыкальным и визуальным

15 апреля, четверг
Визуальные искусства

10.30.

  • Б. М. Соколов. Русское искусство на пути от символизма к авангарду: живопись, поэзия, музыка
  • Е. В. Сидорина. Авангард играющий…
  • О. В. Аронсон. Реальность в киноавангарде
  • О. В. Холмогорова. Малевич жил, Малевич жив, Малевич будет жить: переживание русского авангарда в отечественном постмодернизме
  • Ф. Инфанте. Артефакты. Искусственные объекты и природное окружение
  • К. А. Жабинский. (Ростов-на-Дону) «Моцартианское заклятие» в стихотворении В. Хлебникова «Усадьба ночью, чингисхань!»… К проблеме интерпретации

15.00.
Визуальные искусства, поэзия, музыка

  • И. А. Кряжева. Н. Гончарова и М. де Фалья: творческие интересы, художественные параллели, личные контакты
  • Л. Пчелкина. Соломон Никритин и эпоха «Проекционизма»
  • А. Смирнов. В начале было Слово. Пионеры Звука в России 1909 – 1930 гг.
  • К. В. Дудаков-Кашуро. Шумовая музыка 1920-х гг. как парадигма авангардной культуры
  • М. Г. Павловец. «Нулевые тексты» в поэзии русского авангарда и поставангарда

16 апреля, пятница
Литература. Поэзия

10.30.

  • Л. Л. Гервер. Вероисповедание и богоборчество В. Хлебникова
  • И. В. Кукулин. Закончился ли русский поэтический авангард в 30-е гг.?
  • Д. А. Суховей (С.-Петербург). «Железобетонные поэмы» В. Каменского
  • Е. Е. Дмитриева. Птичий язык русских футуристов и его отголоски в современной французской драматургии (случай В. Новарина)

15.00.
Русский авангард и ХХXXI вв.: влияния, переклички,отголоски

  • Т. И. Эсаулова. Концепт числа в вокально-инструментальном цикле Н. Сидельникова на стихи В. Хлебникова «В стране осок и незабудок»
  • Г. В. Григорьева. Авангард — сюрреализм — постмодерн: «Голубая тетрадь» Э. Денисова на тексты Д. Хармса и А. Введенского ХХ в.
  • О. Б. Манулкина (С.-Петербург). [Nicolas] Slonimsky s Earbox: русский авангардист в Америке
  • А. Вермайер (Регенсбург). Что осталось от русского музыкального авангарда? Наблюдения по поводу западного восприятия
  • М. С. Высоцкая. Поэтика абсурда в инструментальном театре Ф. Караева
  • А. М. Цукер (Ростов-на-Дону). От обэриутов до советского рок-абсурдизма
  • М. И. Катунян. От «зауми» футуристов к метаязыкам актуального искусства

Контакты: конференция будет проходить в конференц-зале консерватории им. Чайковского (ул. Большая Никитская, д. 13/6)

Ещё можно успеть

Где: Зиген, Германия
Заявки до:

Университет Зигена (Германия) принимает заявки на предоставление мест для обучения в рамках курса по международной культурологии, в том числе — в рамках следующих модулей: 1) раннее Новое время, Просвещение и Революция (1500 — 1799); 2) «долгий» XIX век (1800 — 1914); 3) модерн и постмодерн (с 1914 года). В дополнительном порядке преподаются следующие дисциплины: история, литературоведение, медийная культура, философия и социология.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
STARTING 
Universität Siegen
Adolf-Reichwein-Str. 2 
57068 Siegen