Симпозиум «Пути России: модели будущего и знание о прошлом»
29-30 января 2010 г. состоится международный симпозиум «Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии», который проводит МВШСЭН (Московская высшая школа социальных и экономических наук). Выбор темы объясняется ситуацией непределённости, в которой оказалось мировое сообщество, и необходимостью уметь не только говорить об абстрактных путях развития, но и сделать будущее представимым в настоящем: посредством культурных репрезентаций, исторических прогнозов, государственных проектов и возможных политических сценариев. Ниже приводятся фрагменты программы симпозиума и темы докладов, в которых вопросы будущего оказываются тесно связаны с вопросами прошлого, а именно – с культурной идентичностью, исторической памятью, образами прошлого.
«СОЦИОЛОГИЯ И ВРЕМЯ» (секция Левада-Центра)
Руководитель – Борис Дубин
Основные вопросы:
- Категории времени в социологии – что означает для социолога координата будущего (горизонт ожиданий, пространство выбора, измерение культуры).
- Исторические рамки будущего: массовые представления о прошлом как способ диагностики представлений о будущем. Данные эмпирических опросов населения.
- История как динамическое пространство выбора и как основа для выработки представлений о будущем: феномен открытых обществ
- Отсутствие будущего – феномен адаптирующихся (адаптивных) обществ: российская ситуация после краха «большой» утопии. Данные эмпирических опросов населения.
- Будущее в риторике власти и массовых ожиданиях, надеждах, страхах социума: анализ нынешнего политического дискурса и дискурсов фантастики в современном искусстве.
Выступающие: Г.Зверева, А.Берелович, Б.Дубин, Ю.Лидерман, М.Майофис, И.Кукулин
«НАСТОЯЩЕЕ ВООБРАЖАЕМОГО БУДУЩЕГО» (секция ИГИТИ – Института гуманитарных историко-теоретических исследований)
Руководитель – Наталья Самутина
Идея секции: будущее как утопические проекты прошлого и настоящего:
- Основная задача секции – осмысление потенциала изучения рецепции больших утопических проектов современности. Сами утопические проекты изучаются многообразно и давно.
- Однако на секции речь пойдет о методологических возможностях и содержательных перспективах нечасто пока применяющейся оптики: об анализе сегодняшнего восприятия советских фильмов 1930-х годов и книг Стругацких, об остатках утопических конструкций в реальной среде наших городов, о современных фильмах и текстах, многообразно работающих с этим материалом, как в режиме проблематизации, так и в развлекательных целях.
- Материалом для анализа могут становиться не только утопические проекты в собственном смысле, такие, как сталинская утопия реконструкции Москвы, но любые образы будущего и мотивации направленности в будущее, любые тексты, представляющие будущее как ценность, в процессе производства кино, фотографии, литературных текстов и переустройства городской среды.
- Принципиально важно при этом, чтобы речь шла о разрыве, отделяющем эти проекты будущего от нашего настоящего, об осмыслении культурных трансформаций, происходящих в таких случаях, о разных версиях восприятия обломков утопий (от незамечаемых «слепых пятен» до ощущения скрытой угрозы, исходящей от «гипсовых голов в траве» — образ поэта Бориса Херсонского) и о том, как и для чего эти обломки (тексты, места) используются современной культурой, вразрез – или, напротив, в полном согласии и преемственности – с их «проективно-утопическим» содержанием. Как эта ситуация «после разрыва» по-новому вскрывает их собственную сущность и потенциал, и одновременно характеризует наши сегодняшние способы производства культурных значений.
- В силу специфики самого предмета, секция в первую очередь ориентирована на работу с визуальным и литературным материалом.
Программа секции:
- Александр Дмитриев (ИГИТИ ГУ-ВШЭ, НЛО, Москва). Воспоминания о будущем: планы университетских реформ в мемуарных ретроспекциях.
- Игорь Нарский (Центр культурно-исторических исследований ЮУрГУ, Челябинск). Будущее-в-прошлом: проективная работа владельцев советских семейных реликвий и фотографий в оптике культурно-поколенческих разрывов.
- Наталья Самутина (ИГИТИ ГУ-ВШЭ, Москва). Утопия, эксцесс, аттракцион: «Новая Москва» Александра Медведкина (1938) и парадоксы рецепции утопической образности.
- Ирина Каспэ (ИГИТИ ГУ-ВШЭ, Москва). Куда делось будущее: утопическое зрение, утопическое чтение и восприятие литературы Стругацких.
- Татьяна Дашкова (Высшая школа европейских культур РГГУ, Москва). Космос как зияние: советское будущее в постсоветском кино о прошлом.
- Ольга Астахова (Институт филологии и истории РГГУ, Москва). Антиутопия в балетах Алексея Ратманского: «Золушка», «Светлый ручей», «Болт», «Пламя Парижа» (2002-2008).
- Оксана Запорожец (СГУ, Самара). Повседневность утопии: освоение космических пространств в земном городе.
- Лариса Пискунова, Игорь Янков (УГУ, Уральская государственная консерватория, Екатеринбург). Визуализация утопии в городском пространстве (Свердловск/Екатеринбург).
- Сергей Никитин (проект Москультпрог). Концепт здания-памятника в ансамбле ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ. К вопросу о непрошлом и ненастоящем.
- Борис Степанов (ИГИТИ ГУ-ВШЭ, Москва). Память об утопии: Царицыно между долгостроем и форс-мажором.
- Александр Ф. Филиппов (Центр фундаментальной социологии ИГИТИ ГУ-ВШЭ, Москва). Пустое и наполненное. К феноменологии Манежной площади.
Список всех секций и круглых столов симпозиума – здесь. Также можно скачать программу (в формате doc).
Для того, чтобы зарегистрироваться и получить пропуск в МВШСЭН, необходимо вписать информацию о себе в электронную форму, перейдя по ссылке.
Адрес: пр-т Вернадского, 82, корп. 2 (карта проезда).