II международная конференция «История сталинизма. Репрессированная российская провинция»
С 9 по 11 октября 2009 года в Смоленском государственном университете, одном из крупнейших региональных центров изучения советской истории, была проведена научная конференция «История сталинизма. Репрессированная российская провинция». Ниже размещены краткие аннотации выступлений и докладов пленарного заседания конференции, а также их полные видеоверсии. Доклады предваряло вступительное слово председателя московского общества «Мемориал» Арсения Рогинского и уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, видеозапись которого тоже приводится.
Трёхдневная конференция состояла из 7 секций:
- Изучение репрессий сталинского периода: методология и источники
- Механизмы и органы политических репрессий: региональный аспект
- Диктат и репрессии в сфере идеологии и культуры
- Память о репрессиях
- Сопротивление режиму
- Дискриминации как пролог и сопровождение массовых репрессий
Арсений Рогинский, председатель правления Международного историко–просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (Москва):
«Руководитель одной из влиятельных политических партий России говорит, что в той деревне, где он вырос, репрессий не было. А значит, их не было и в других деревнях нашей страны. Иные считают, что репрессии имели место, но они были совершенно необходимы, чтобы построить великое государство. Это, дескать, были издержки на пути к светлому будущему. Есть люди, которые говорят, что репрессии – это плохо, но товарищ Сталин не имел к ним никакого отношения, а все документы, свидетельствующие об обратном, — фальшивки… Хорошо, что в Смоленске собрались люди, которые своими трудами и научными репутациями будут свидетельствовать о том, что происходило в нашей стране».
Вступительное слово уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. Воспоминания о 1937 и 1941-1945 гг. в истории его семьи.
Владимир Хаустов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Академии ФСБ РФ, представил доклад: «Основные факторы, определявшие репрессивную политику советского государства». Краткий обзор важнейших репрессивных кампаний 20-30-х годов.
«Я хотел бы немного систематизировать тот круг проблем, который хорошо известен историкам-профессионалам, — и определить те основные факторы, которые влияли и определяли репрессивную политику советского государства в 20-30-е годы». <…> «Из письма в ЦК партии в 1925-м году: «Уважаемому Ивану Васильевичу Сталину…» — ещё в середине 20-х годов Сталин не был известен многим членам партии.
Доклад доктора наук, профессора Пермского государственного технического университета, специалиста по истории повседневности Олега Лейбовича «Личность в контексте террористического дискурса».
«Эти люди <враги народа>, когда их, что называется, «разоблачали», в чём-то внутренне были согласны с тем, что они занимают чужие места, были согласны с тем, что они, на самом деле не дорабатывают, согласны с тем, что своей «глупостью» они чему-то «вредят» и из-за своей доверчивости и «потери бдительности» могут являться носителями чужеродной силы». <…> «Когда человек попадает в это «красное колесо», то он, во многом, сам теряет свою идентичность, он теряет силы сопротивления, он превращается в тот объект манипуляции, который из него хотят сделать – и без этого никакой массовый террор невозможен».
Профессор Новосибирского государственного университета Сергей Красильников представлял тему «Дискриминации как пролог и сопровождение репрессий сталинского режима», несколько изменив акценты и представив её как «Дискриминации с точки зрения структуры, функции и динамики».
«Тоталитарное государство вводит и использует дискриминации для монопольного регулирования социальных отношений».
Ректор Смоленского государственного университета Евгений Кодин представил электронную базу данных о жертвах политических репрессий в Смоленской области как исторический источник.
«Молох Большого Террора 1937-1938 гг. унёс жизни 93% от общего числа репрессированных», учтённых в представленном мартирологе».
Руководитель исследовательской программы «История инакомыслия в СССР. 1950–1980–е гг.», член правления Международного общества «Мемориал» Александр Даниэль выступил с докладом: «Память о репрессиях: региональный аспект».
«Главная характеристика региональной памяти о сталинских репрессиях – это её «внеисторичность», т.е. отсутствие представления о системных связях репрессивной политики с другими аспектами сталинизма как системы».
О репрессиях вспоминают как о «стихийном бедствии», а не как о прямом следствии государственной политики. И в то же самое время, эта память противоречива – в ней есть тенденции к героизации как жертв террора, так и его непосредственных авторов и исполнителей.
Генеральный директор издательства «РОССПЭН», кандидат исторических наук Андрей Сорокин представил формат своей речи как «выступление, а не доклад». «Слова и смыслы. О проекте «История сталинизма»».
«В общественном сознании, пусть фрагментированном <…> тем не менее происходит процесс легитимизации советского прошлого. Без всяких оговорок, включая ошибки и преступления, включая массовый террор». Вероятно, важнейшей опасностью является мнение о «необходимости» террора; террора как неотъемлемой черты модернизационной мобилизационной модели. Ответом на современный политический и общественный дискурс в отношении этой проблемы и является проект «Российской политической энциклопедии» «История сталинизма».
Более подробную информацию об участниках и организаторах конференции см. здесь.