Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Советский мир: конформизм и конформисты / междисциплинарный семинар

Дайджест
9 февраля 2012
Междисциплинарный теоретический семинар пройдет 12 апреля 2012 г. в Уральском федеральном университете. Его задача – рассмотреть советский конформизм в широкой исторической перспективе. На первой встрече в центре внимания окажутся практики и участники советского художественного процесса.

Междисциплинарный теоретический семинар пройдет 12 апреля 2012 г. в Уральском федеральном университете. Его задача – рассмотреть советский конформизм в широкой исторической перспективе. На первой встрече в центре внимания окажутся практики и участники советского художественного процесса.

Уральский федеральный университет
Институт гуманитарных наук и искусств
Институт социально-политических наук

Советский мир: конформизм и конформисты

Междисциплинарный теоретический семинар,

12 апреля 2012 года

Человек эпохи модерна изначально представлялся как активный творческий субъект, бунтарь и диссидент. Однако массовое общество неизбежно рождало фигуру конформиста, которому, согласно словарному определению, свойственны «некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише», а также «отсутствие индивидуальности, стандартность, манипулируемость, консерватизм».

Советские люди, по идее, должны были исповедовать одну веру и жить по строгим «нормам», «кодексам» и «уставам». Несколько поколений людей были  вынуждены обустраивать свою жизнь, имея в виду эту идею, вырабатывая формы отношения к ней. Можно назвать полюса подобного отношения: открыто выраженное инакомыслие – полное приятие предложенной идеологии и подчинение ей своего повседневного существования. Но даже поверхностный взгляд на повседневную жизнь советских людей показывает, что между полюсами существовал целый спектр стратегий и тактик приспособления, различных форм их проявления, обоснований как своего, так и чужого поведения. Следы этого мы находим в языке, бытовых практиках советского времени, различных видах искусства.

Традиционно сложилось так, что конформизм, противопоставленный критицизму, заведомо оценивается как негативный и либералами, и революционерами, и «застойными» советскими идеологами. При том что именно конформисты создают основу социального согласия, необходимого для функционирования общества.

На взгляд организаторов, назрела необходимость рассмотреть советский конформизм в широкой исторической перспективе. Предлагается провести серию междисциплинарных семинаров, посвященных этой проблеме.

Осознавая всю широту проблемы, на первом семинаре организаторы предлагают обсудить общие вопросы, связанные с анализом природы советского конформизма, конкретизируя предмет исследования через рассмотрение практик участников советского художественного процесса:

  • «конформизм», «соглашательство», «приспособленчество», «толерантность», «адаптация»:  социолингвистический анализ понятий;
  • коллаборационисты – конформисты – диссиденты в контексте проекта «модерн»;  «западный» и отечественный варианты истории осмысления советского конформизма;
  • специфика советского «производства» конформистов: адаптивные стратегии советских художников; практики согласия и сотрудничества с властью; практики уклонения, лавирования, поиски «ниши», «торга», обмена ресурсами разного рода и др.; проблема границы между официальным и неофициальным искусством, конформистами и нонконформистами;
  • культурно-антропологический портрет  советского художника, вписавшегося в советскую социальную, идеологическую и эстетическую систему; мифология и риторика советского конформизма и нонконформизма;  конформисты -  персонажи художественных текстов;
  • эстетика и поэтика конформизма: язык примирения, согласия и солидарности; проблема включения текстов нонконформистских авторов в сферу открытого публичного пространства.

Для участия в первом семинаре необходимо до 1 марта 2012 г. направить заявку с указанием фамилии, имени, отчества, научной степени, звания, должности, организации, а также название и аннотацию доклада (до 200 слов).

Возможны очная и заочная форма участия в семинарах.  Приглашения на семинар будут высланы дополнительно после рассмотрения заявок.

Заявки, аннотации докладов нужно высылать по адресу:

sovconformism@gmail.com

Ещё можно успеть

Где: Зиген, Германия
Заявки до:

Университет Зигена (Германия) принимает заявки на предоставление мест для обучения в рамках курса по международной культурологии, в том числе — в рамках следующих модулей: 1) раннее Новое время, Просвещение и Революция (1500 — 1799); 2) «долгий» XIX век (1800 — 1914); 3) модерн и постмодерн (с 1914 года). В дополнительном порядке преподаются следующие дисциплины: история, литературоведение, медийная культура, философия и социология.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
STARTING 
Universität Siegen
Adolf-Reichwein-Str. 2 
57068 Siegen