Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

«Россия и Польша: память империй / империи памяти»: международный конгресс в апреле

Дайджест
12 января 2012
Международный конгресс «Россия и Польша: Память империй / империи памяти» пройдет в Санкт-Петерурге 26–28 апреля 2012 г.

Международный конгресс «Россия и Польша: Память империй / империи памяти»  пройдет в Санкт-Петерурге 26–28 апреля 2012 г. Его организаторы – Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии и Педагогический университет имени Комиссии народного образования в Кракове. Среди прочего речь пойдет о «местах памяти», персональных воспоминаниях и «больших» исторических нарративах, национальной памяти и практиках забвения.

III международный конгресс
«Россия и Польша: память империй / империи памяти»
Санкт-Петербург, 26-28 апреля 2012 года

О конгрессе

III конгресс продолжает магистральную линию форумов российских и польских ученых, начатую международной научной конференции «Россия и Польша: долг памяти и право забвения» (Москва, 2009 г.) и продолженную международным конгрессом «Польша — Россия. Трудные вопросы. Три нарратива: история, литература, фильм» (Краков, 2010). Президентами конгресса являются директор Российского института культурологии, профессор  К.Э.Разлогов — с российской стороны, и ректор Педагогического университета  имени Комиссии народного образования в Кракове,  профессор М.Слива — с польской.

Темы конгресса

Санкт-Петербург – имперский город. Ключевая тематика III международного  конгресса определяется местом его проведения: на протяжении первых без малого двух столетий своего исторического существования, Санкт-Петербург был столицей империи и оказал большое влияние на судьбы как русских, а с ними и прочих народов, входящих в круг «российской цивилизации», так и поляков. Петрограду же суждено было стать местом революции, давшей начало другой «империи» – советскому государству, а позже и другим образованиям, организованным по имперскому типу (например, странам Варшавского договора). Распад Советского Союза, произошедший не без влияния польской «Солидарности», снова перестроил положение в Восточной Европе, открыв для обоих государств новые возможности культурного и политического взаимодействия. При переходе к постсовременности, особую роль для двух народов стали играть многообразные отношения с Европейским Союзом, с одной стороны, и с Содружеством независимых государств — с другой, воплощающих разные типы над- и межгосударственного устройства.

Перспективу культурно-исторического сопоставления можно продлить и далее, за пределы последних трех столетий: Московское царство прилежно осваивало в свое время уроки Византийской империи, равно как налаживало взаимовыгодные  отношения со Священной Римской империей. Что же касалось политики правящих кругов Речи Посполитой, то  на ряде этапов своего исторического развития она могла проявлять черты квази-имперского типа.

Имперская идея. Вот почему, собираясь на конгресс в новом, «втором Петербурге», исследователи, представители литературы и искусства, общественных движений и масс-медиа России и Польши, а также ряда других заинтересованных стран и международных организаций, планируют

  • сосредоточиться в первую очередь на тех многообразных путях, которыми «имперской идее» суждено было встроиться в политическую и общественную, интеллектуальную и культурную жизнь Польши и России,
  • проследить в ней черты как operis contra naturam, так и artis magnae,
  • и оценить ее значение для формирующейся на глазах культуры нового типа, основанной на принципах культурного многообразия и всемерного освоения креативного потенциала как регионального, так и мирового культурного наследия.

Политика памяти/забвения. С особым вниманием предполагается рассмотреть роль политики памяти/забвения в формировании и функционировании империй. В частности, имперские образования можно рассмотреть в качестве значимых «мест памяти» в России и Польше. Правомерно также поставить вопрос о реконструкции «имперского хронотопа» как места общей  памяти России и Польши, выявить элементы ностальгии и рессентимента в отношении имперского прошлого.

Образы империи. Говоря об империи, как  явлении, связанном с культурной памятью, коллективной индивидуальностью  и социальным воображением, важно проанализировать образную, медийную составляющую феномена империи, в том числе традиционныые и современные практики ее художественной репрезентации. С особым вниманием предполагается отнестись к феномену имперской памяти в рамках современной глобализации, «новой локализации/регионализации», и кризиса национальных идентичностей в целом. 

Работа конгресса

Программа конгресса включает в себя три тематических блока-нарратива:

  • «Империя как «сложный вопрос» и  «место» общей памяти России и Польши»: история и историософия, политика и идеология sub specie imperii, в особенности применительно к закономерностям организации культурной памяти личности и общества;
  • «Культурные идентичности в индивидуальном и коллективном измерениях: имперская стройность-национальная однозначность-постнациональная гибридность»: культурология и этнология, социология и массовая психология, философия и масс-медиа о роли закономерности и случайности, изменений и постоянства, внешних и внутренних факторов в сложении культурной идентичности поляков и россиян, и ее перспективах в условиях стремительно глобализующегося мира;
  • «Нация и империя: воображение сообществ»: литературоведение и искусствоведение, теории креативности и практики субкультур как поле реализации креативного потенциала человека и общества в условиях национальных государств и империй разного типа.

Круглые столы. В рамках конгресса, под эгидой и при участии Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, действующей на базе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, а также ряда других заинтересованных академических  организаций, предполагается провести Круглый стол, посвященный актуальным проблемам межконфессионального диалога между католицизмом и православием, а также другими мировыми религиями, в России и Польше; а также Круглый стол, посвященный систематическому сопоставлению культурно-исторического и культурно-политического статуса Кракова и Санкт-Петербурга.

В рамках конгресса предполагается продолжить работу по формированию его постоянного организационного комитета и официального интернет-портала. Параллельно работе конгресса и в связи с ней, планируется провести Открытый международный веб-форум учащейся молодежи, посвященный актуальным вопросам в культурном взаимодействии России и Польши.

В культурную программу конгресса, реализуемую при поддержке польского консульства в Санкт-Петербурге и общественного объединения «Полония», предполагается включить экскурсию для участников конгресса по «польскому Петербургу», особенного прекрасному в преддверии  «белых ночей»,  а также посещение школы с преподаванием ряда предметов на польском языке.

Доклады. Решение об участии принимается оргкомитетом конгресса на основании рассмотрения тезисов доклада на русском или польском языке, объемом не более 1,000 знаков, присланных на официальный электронный адрес рабочего оргкомитета конгресса. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения заявок, не соответствующих тематике и общему уровню конгресса. К началу конгресса публикуется программа его работы, а также сборник тезисов докладов участников, принятых оргкомитетом.

Рабочими языками конгресса являются русский и польский.

Программа конгресса

26 апреля 2012 года

Первый блок,  «Империя как «сложный вопрос» и «место» общей памяти России и Польши», посвящен проблемам исторической памяти и возможностям обнаружения «мест памяти» в культуре России и Польши.

Империи и их культурное наследие стали привлекать в последнее время все более пристальное внимание и вызывать к себе все более эмоциональное отношение. Прогнозы И.Валлерстайна и Э.Хантингтона о переходе мира в состояние глобальной нестабильности и ломки всего старого порядка на глазах становятся реальностью. Кровавые конфликты на этническом и конфессиональном основаниях, «гуманитарные интервенции» в суверенные государства, мировой экономический кризис и растущее социальное напряжение, кризис национальных государств и сепаратизм регионов, угроза распространения оружия массового уничтожения стали обыденными явлениями современной жизни. В этих условиях растет интерес к империям прошлого, в самых широких слоях возникают ностальгические настроения по отношению к политическим образованиям, которым удавалось поддерживать относительную гармонию сосуществования чрезвычайно разнородного населения на огромных территориях на протяжении длительных исторических периодов. В России растет популярность евразийства и других имперских идеологий, в высказываниях высших руководителей страны распад советской империи называеся «величайшей геополитической катастрофой ХХ века», в прошедшей через кровавую гражданскую войну бывшей Югославии зачастую тепло вспоминают времена Габсбургов и империи маршала Тито, в Турции набирает силу «османизм». В том, что касается воззрений определенной, отнюдь не лишенной влияния, части польской интеллектуальной элиты,  имперская, «ягеллоновская идея» оказывается им далекой не чужда. В то же время для общественного сознания постсоциалистических государств характерно общее отторжение от идеи империи, которая ассоциируется с периодом советского влияния.

В этих условиях научный интерес к империям неуклонно возрастает. Ученые самых разных специальностей обращаются к этой теме. Показательным является появление в России журнала Ab Imperio, быстро завоевавшего признание интеллектуального сообщества. Поэтому более чем актуальным представляется обращение к проблематике империй, как предмету конепции мемориализации / memory studies — той области знания, для которой изучение в культурологической перспективе процессов формирования и трансформаций массовых социально-политических иденичностей и конфликтов является приоритетной задачей.

Особый интерес мемориальное рассмотрение имперской проблематики вызывает применительно к отношениям России и Польши. Обе культуры вырабатывали имперско-мессианские идеологические системы, и одна с большим,  другая же с меньшим успехом их реализовывали. Обе страны претендовали на имперскую гегемонию в Восточной Европе. Польские войска входили в Москву, а российские – в Варшаву, Российская империя и Советский Союз являются общими значимыми, а зачастую и конфликтными, «местами памяти» для обеих стран.

Вместе с тем, когда речь заходит о «трудных вопросах» российско-польских отношений, внимание сосредоточивается преимущественно на событиях ХХ века; ракурс их интерпретации также задается событиями прошедшего столетия. Вместе с тем, представляется очевидным, что эти травматические события имеют гораздо глубокую подоплеку в имперском прошлом. Таким образом, культурологический анализ современных проблем российско-польских отношений не может ни обойти тему империи, ни остаться мемориальным по своей сути.   

10.00-10.30 Регистрация

10.30-11.00 Открытие работы конгресса

11.00-13.30 Пленарное заседание  «Археология  памяти: мемориальный канон в истории».

  • имперский мемориальный канон: конструкция-деконструкция-реконструкция
  • империя в перспективе memory studies
  • имперская политика памяти: диалектика мемориализации и забвения
  • коммеморативные практики империи: репрезентация империи-«сценарии власти»-имперский ритуал
  • топология и археология имперской памяти
  • империя как ритуальная репрезентация образов культурной памяти
  • локальные нарративы памяти в пространстве империи: адаптация, использование, разрушение
  • империя как триумф и империя как травма
  • имперские и контр-имперские войны памяти
  • ностальгия по империи: «бегство от свободы» или рациональный выбор?
  • имперские сентименты и рессентименты в пространстве культурной памяти
  • империя и формирование постимперской национальной памяти
  • глокализация, войны памяти и использование образов имперского прошлого
  • империя как «образ-воспоминание» в современном медийном пространстве
  • реликты имперской памяти: «старое, но грозное оружие»
  • «символическая топология» в национальном опыте прошлого
  • мемориальное сознание и музейность: символическая топология «мест памяти»
  • «коммеморативное время»
  • «преодоление прошлого», «символическое исключение» и «контрпамять»
  • травмы истории и коллективные практики забвения
  • конкурирующие схемы памяти

13.30-14.30 Обед

14.30-16.30 Пленарное заседание «Россия и Польша: имперские проекты и имперская память»:

  • царство и империя как политические концепты и «образы-воспоминания»
  • Rzecz Pospolita / Res Publica: воспоминания и практики
  • «Третий Рим» и «Новый Иерусалим» в российском имперском сознании
  • сарматизм как основа польской идентичности и его имперская составляющая
  • империя и/или свобода: российский и польский варианты разрешения проблемы
  • XVII век: польские триумфы / российские травмы
  • XVIII век: российские триумфы / польские травмы
  • XIX век: российские триумфы / польские травмы
  • XX век в польско-российских отношениях: память и политика;
  • «Польша ягеллоновская» vs. «Польша пястовская»: нужна ли Польше своя империя?
  • Казимир Великий, Ю.Пилсудский и Р.Дмовский в польской памяти
  • «Грозные и Великие»: российский имперский пантеон и его мемориальная судьба
  • «великая или никакая»: российская имперская идея и культурная идентичность
  • «места памяти» и лакуны забвения российского присутствия в Польше
  • память и забвение польского присутствия в России и на постсоветском пространстве;
  • Польша в ЕС и НАТО: имперские грезы и политическая прагматика
  • СССР в российской и польской памяти;
  • «доктрина Гедройца-Мерошевского»: память прошлого и польская «восточная политика»
  • российская «ностальгия по империи» и российско-польские отношения

16.30-16.45 Кофе-брейк

16.45-18.00 Дискуссионная панель «Нация в постнациональное времена и империя в постимперский период»:

  • национальная память в эпоху тотальности (глобализация, гибридизация, креолизация культур)
  • национальная идентичность vs национальная память
  • ХIX век – «осевое время» российско-польской имперской памяти;
  • понятие «империи» в постисторическом дискурсе
  • империя и постистория
  • нация и глобализация: метаморфозы суверена
  • Ягеллоны, Габсбурги, Романовы et al.: образы имперской ностальгии в современном мире
  • посткоммунистическая память и постимперия
  • постколониальная критика и постсоциалистический канон
  • постколониальные исследования и «поставторитарные процессы»

18.30-20.00 Презентации и кинопоказы

27 апреля 2012 года

Второй блок, «Культурные идентичности в индивидуальном и коллективном измерениях: имперская стройность-национальная однозначность-постнациональная гибридность» основывается на том тезисе, что взаимосвязи и взаимозависимость памяти и идентичности как на уровне индивида, так и всего общества, представляет собой магистральную проблематику memory studies, практически со времен работ основоположника этого направления М.Хальбвакса.

Политика памяти империй была направлена на то, чтобы объединить все свое разнородное население вокруг идеи верности династии (монарху) и, желательно, одной господствующей конфессии, хотя условием выживания империй была, как правило,  широкая веротерпимость.

Национальные государства выдвинули на первый план идею нации, объединение людей вокруг которой могло быть достигнуто только при условии активной культурной политики, направленной на формирование и поддержание этого «воображаемого сообщества». В числе важнейших инструментов такой политики было формирование общих воспоминаний и вытеснение в область забвения разъединяющих травм.

В период господства идеологии постмодерна и глобализации произошел подлинный «бум памяти». Имперские и национальные нарративы, гомогенезирующие социальное пространство, были обвинены в репрессивности и подавлении «голоса Другого», сформировались многочисленные региональные, локальные и этно-конфессиональные «сообщества памяти», требующие глобального и зачастую правового признания своей, как правило болезненно-травматической, версии прошлого. Войны памяти и политика памяти приобрели мировой  масштаб.

Имперские и национально-государственные образования претендовали на абсолютное доминирование в иерархии личностной идентификации. Они стремились к тому, чтобы каждый человек был преимущественно, а лучше всего  — исключительно,  верноподданным империи или гражданином национального государства. Сегодня идентичность все большего числа людей в мире приобретает текучий, контекстуальный и множественный характер. Вопрос выбора главной для себя в данный момент  идентичности все более перемещается на уровень индивида, где разнообразные формы самоотождествления соединяются в сложные и подвижные гибридные констелляции.

Проблемы влияния тотальных имперских и национальных нарративов на личную и семейную память, формы сопротивления этому давлению, а также феномен (пост)современной гибридной идентичности принадлежит к числу приоритетных исследовательских тем memory studies. Российский и польский материалы представляются в этой связи особенно интересными в силу разнообразия и специфичности политических форм и режимов, культурных традиций стран, а также их взаимного влияния.

Важную тему данного блока составят судьбы приватной памяти отдельных лиц и семей в контексте исторических катаклизмов российской и польской истории, вопросы роли конфессиональных идентичностей в жизни российского и польского обществ, а также трансформации локальных идентичностей, рассмотренные на примере прежде всего Санкт-Петербурга и Кракова. Эти города прошли путь от государственных столиц — в одном случае  новой, в другом  древней — к статусу «бывших столиц», «культурных столиц» и, разумеется, региональных центров. Ныне же оба городских «мемориальных сообщества» ищут свое место в пространстве глобального мира, актуализируя при этом подчас весьма ветхие локальные идентичности, связанные с Ингерманландией циркумбалтийским пространством, с одной стороны, и миром Галиции – с другой.

Секционные заседания будут сгруппированы вокруг основной темы «Если выпало в Империи родиться…»: личная память и «великий нарратив» имперской и национальной коммеморации».

Вопросы для обсуждения: 

  • индивидуальная память и личный архив истории
  • проблема поколений и возрастные стратегии памятования
  • приватная история и повседневные практики сбережения прошлого
  • «То, что было не со мной, помню»: влияние «большой истории» на личную память
  • коммеморативные практики семьи и «большая история»: конфликт, взаимодополнение, взаимное игнорирование;
  • «живая история» и рассказы о прошлом в фольклорной традиции
  • народный музей и практики меморативного ускользания
  • «За ним несется Всадник Медный…»: потенциал индивидуального сопротивления тотальному дискурсу
  • «голос Другого» и кризис «великих нарративов» памяти
  • пракики официальной маргинализации личной контр-памяти в СССР и PRL
  • приватные практики коммеморации и сопротивление режиму: российский и польские традиции
  • современные государства как совокупность «сообществ памяти» и феномен множественной гибридной идентичности: российский и польский случаи

10.00-13.00 Секционные заседания, часть 1; Круглый стол «Стены храмов не доходят до неба: Актуальные проблемы межконфессионального диалога между католицизмом и православием, а также другими мировыми религиями, в России и Польше»

11.40-11.50 Кофе-брейк

13.00-14.00 Обед

14.00-18.00 Секционные заседания, часть 2; Круглый стол «Память столиц и потенциал столичности. Санкт-Петербург и Краков: «столичные города с областной судьбой» или центры глобального мира?»

16.00-16.15 Кофе-брейк

18.30-20.00 Презентации и кинопоказы

28 апреля 2012 года

Третий блок, «Нация и империя: воображение сообществ», посвящен анализу и интерпретации проблем мемориализации и забвения в коллективном и индивидуальном художественном опыте.

Рассмотрение истории как повествования, в том числе воображаемого, восходит к работам Б. Андерсона и Х. Баба. Оба уделяют особое внимание проблемам национальных стратегий мемориализации. Гибридные формы, такие как археология памяти П. Нора, анализ трансформации исторической памяти в сакральную Я. Ассана формируют общий фон исследований «культуры памяти» (Х.Г.Хокертс).

Способы реконструкции и описания особенностей национальной памяти занимают в этом контексте особое место. В первую очередь, речь идет о самой возможности обнаружения и поддержания практик конституирования национальной идентичности, в том числе и при помощи коммеморативных ритуалов и меморильных нарративов на фоне усиливающихся процессов гибридизации и креолизации культур. В данном блоке предполагается обсудить художественный инструментарий удержания в социальной памяти событийного ряда истории.

Попытки преодоления свойственных западной истории и науке практик исключения, нашедшие воплощение в современной постколониальной, постимперской, «другой истории», критически встречаются в регионах, переживших «вторжение Запада» или находящихся в той или иной фазе «постимперского» настоящего. В первую очередь, речь идет о нежелании национальной памяти конструировать отрицательные нарративные практики, закрепляющие негативный опыт прошлого. В то же время, постисторическое, постимперское состояние является общим для всех акторов современной истории, независимо от того, находилась та или иная культура в подчиненном или доминирующем положении.

В силу этого, понятие «империи» и связанное с ней «постимперское состояние» являются сегодня одними из ключевых для ряда исследовательских процедур, разворачивающихся внутри культурных исследований. В центре внимания оказываются такие проблемы как:

  • возможности и стратегии исследования «имперской» и «постимперской» ситуации в культуре», несводимые к историческим реалиям или опыту отдельных культур;
  • понятие «империи» в постисторическом дискурсе; соотношение понятий «империя» и «постистория»;
  • дискурсивное поле понятия «империя» в социальной теории; проблемы суверенитета.

Особое поле исследований составляют разработки в области возможности применения методологии постколониальных исследований к анализу «постсоциалистического», «посткоммунистиеского» состояний как форм широко понимаемых «поставторитарных» процессов.

Исследования исторической памяти движутся по пути уточнения конкретных  процедур анализа форм социального опыта. Национальными школами исследований культурной мемориализации на конкретном историческом материале проводится анализ «культуры памяти» в формах обнаружения эстетики, экологии памяти, стратегий репрезентации и символизации памяти, исследуются уровни и фигуры передачи ментального опыта по различным каналам, а также частные, индивидуальные и приватные стратегии мемориализации, коммеморативные практики и ритуалы, исследуется институциональное проявление духа «музейности», характерное для формирования и закрепления широко распространяющихся «мест памяти» (П. Нора).

Особое место в дискуссиях данного блока должен занять круг проблем, связанных с  медиатизацией процессов мемориализации и забвения в современном обществе, планируется обсудить опыт сообществ по эстетизации, «исправлению» национальной памяти,  компенсации коллективной «вины» перед прошлым средствами искусства, а также роль медиа в создании и поддержании механизмов работы социального воображения.

10.00-13.00 Пленарное заседание «Нация и повествование: практики художественного конструирования постимперского дискурса»:

  • концепт «империя» в исторической науке, социальной, культурной теории, его раскрытие на материале искусства
  • коммеморативный рассказ  — воображаемый дискурс истории
  • психоаналитические практики исследования культурной памяти
  • философия истории — философия языка – философия искусства
  • исторические фантазии в искусстве
  • память видимая, слышимая, читаемая: формы медиатизации мемориального нарратива 

11.40-11.50 Кофе-брейк

13.00.-14.00 Обед

14.00-15.45 Дискуссионная панель «Эстетика работы воспоминания»:

  • маркеры сакрального в исторической памяти – художественный опыт символизации
  • феномен символической борьбы за прошлое
  • фиксация и исследование опыта прошлого в визуальной социологии, визуальной антропологии и visual studies

15.45-16.00 Кофе-брейк

16.00-16.45 Дискуссионная панель «Медиальный поворот: искусство digital humanities»:

  • медиальная составляющая символического опыта прошлого
  •  медиаархив: искусство и социальная практика
  • память как медиаконструирование
  • ремедиатизация и премедиатизация памяти: диалог memory studies и media studies
  • археологизм как художественная практика
  • реконструкция и припоминание опыта прошлого в кино и видеоискусстве
  • телесные практики мемориализации и забвения в современном искусстве
  • фальсификация истории и квазинарратив
  • виртуальные империи и археология в Second Life: память перед вызовом современных электронных медиа

16.45-17.45  Заключительное пленарное заседание. Подведение итогов конгресса

18.00-20.00 Презентации и кинопоказы

Оргвопросы

Заявки на участие в конгрессе на русском или польском языках принимаются до 15 марта 2012 г. на адрес электронной почты congress@spbric.org Заявка должна содержать информацию об имени, фамилии, отчестве предполагаемого докладчика, месте работы с указанием всех подразделений, должности, ученой степени и звании. К заявке прилагаются тезисы объемом 2000–3000 знаков и тема доклада или выступления с указанием языка выступления (русский или польский), адрес своей электронной почты и номер телефона. Дальнейшая информация будет высылаться участникам после одобрения заявок оргкомитетом.

Контактные лица в  Санкт-Петербургском отделении РИК: зам. директора по научной работе Алина Владимировна Венкова и научный сотрудник сектора фундаментальных исследований культуры Михаил Александрович Степанов.

По теме:

  • Россия–Польша: как нам помнить наше прошлое? (II семинар из серии «Клиотерапия»; на примере Варшавского восстания и опыта Польской народной республики) / полная стенограмма / urokiistorii

Ещё можно успеть

Где: Зиген, Германия
Заявки до:

Университет Зигена (Германия) принимает заявки на предоставление мест для обучения в рамках курса по международной культурологии, в том числе — в рамках следующих модулей: 1) раннее Новое время, Просвещение и Революция (1500 — 1799); 2) «долгий» XIX век (1800 — 1914); 3) модерн и постмодерн (с 1914 года). В дополнительном порядке преподаются следующие дисциплины: история, литературоведение, медийная культура, философия и социология.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
STARTING 
Universität Siegen
Adolf-Reichwein-Str. 2 
57068 Siegen