Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

«Межрабпомфильм» и немецко-российские связи в сфере кинематографа в 1920-1930-е гг.

Дайджест
18 мая 2010
Не очень изученная киностудия «Межрабпом-Русь» (позднее «Межрабпомфильм») отражала тесные связи между Россией и Германией в первые годы после Первой мировой войны и в период Веймарской республики. Дело сдвинулось: в марте 2011 г. будет конференция, а позже - киноретроспектива и выставка о ней

Не очень изученная киностудия «Межрабпом-Русь» (позднее «Межрабпомфильм») отражала тесные связи между Россией и Германией в первые годы после Первой мировой войны и в период Веймарской республики. Дело сдвинулось: в марте 2011 г. будет конференция, а позже — киноретроспектива и выставка о ней

Немецко-российские связи в сфере кинематографа в 1920-1930-е гг.

По целому ряду причин – исторических, политических и экономических – отношения между Германией и Россией в сфере кинематографа в первые годы после Первой мировой войны и в период Веймарской республики были особенно тесными и интенсивными. Немое кино из Германии было очень популярно в тогдашнем Советском Союзе. Заграничные премьеры фильмов классиков советского авангарда проходили, как правило, в Германии; настоящая «русская волна» захлестнула немецкие кинотеатры. Существовали многочисленные прокатные объединения, были общая координация и производство, трансфер в сфере технологий; новаторская и успешная киностудия «Межрабпом-Русь» (позднее «Межрабпомфильм»; студия была кинематографическим органом организации «Международная рабочая помощь»), подчинявшаяся Берлинскому бюро Международной помощи рабочим (IAH), и берлинский «Prometheus Film» создали первое «совместное предприятие» в области кинопроизводства. Прокатные стратегии этого концерна вели к широкому распространению кино и имели далеко идущие следствия.

Тема немецко-российских связей в сфере кинематографа в 1920-1930-е гг. заслуживает особого внимания потому, что в Советском Союзе она долгое время оставалась табу, прежде всего, из-за «чисток» 1930-х гг., ликвидации фирмы в 1936 г. и роспуска Коминтерна, а также из-за ее сотрудника (позднее «ренегата») Вилли Мюнценберга. В Германии преследования со стороны национал-социалистов и противоречивое отношение как к самому концерну, так и к его фильмам в послевоенные годы привели к пробелам в исследованиях, до сих пор не устраненным.

Конференция 16-19 марта 2011 г.:

Организаторы: Германский исторический институт в Москве в сотрудничестве с
Немецкой кинематекой (Deutsche Kinemathek)

Общая информация. В ходе конференции предполагается осветить экономическую, политическую, художественную, рецептивную и документальную составляющую немецко-российских отношений в сфере кинематографа. Конференция будет вписана в запланированную на весну-лето 2012 г. кино-ретроспективу и выставку, посвященную «Межрабпомфильму»/«Prometheus», в подготовке которой участвуют Немецкая кинематека (Берлин), Госфильмофонд, Музей кино и другие организации из Германии и России.

Вопросы и тематические блоки:

  • Какие общие политические, экономические и дипломатические обстоятельства, соответственно проблемы оказали влияние на немецко-российские отношения в сфере кинематографа в годы Веймарской республики?
  • Как можно оценить стратегии и роль Вилли Мюнценберга и его ближайших сотрудников (Алейникова, Мизиано, Бабицкого, Самсонова, Каца и др.)?
  • Как киноконцерн осуществлял свою деятельность в пространстве между художественным и техническим авангардом, экономическим принуждением и политическими установками, в конце концов, своими зрителями?
  • В чем выражались авангардистские импульсы с точки зрения кино-эстетики, драматургии и кино-языка в созданных «Межрабпомом» игровых фильмах?
    При этом из поля зрения не должны быть исключены немецкие и советские научно-популярные документальные фильмы, пользовавшиеся успехом у зрителей обеих стран, а также традиция «дальнейшего использования» и реконструкции исторического знания в кино.

Организаторы приветствуют доклады из различных дисциплин (киноведение, история, в т.ч. экономическая история), касающиеся прежде всего следующих комплексов тем:

  • экономическая история «конкретного случая» (как с немецкой, так и с советской стороны) – «Межрабпом-Русь/фильм» как немецко-российское акционерное общество;
  • политические, дипломатические, экономические аспекты немецко-российских отношений в сфере кинематографа;
  • стратегии дистрибуции и рецепции до и после 1933 г.;
  • стратегическое, политическое и финансовое руководство фирмой (Мюнценберг и ведущие режиссеры «Межрабпомфильма»);
  • истории и личностные портреты артистов, чей стиль оказал существенное влияние на игровое кино;
  • содержание, функции и успехи документальных научно-популярных фильмов в области кино-обмена;
  • Коминтерн и его отношения с «Межрабпомом», в особенности с его кино-отделом;
  • немецкие эмигранты и «Межрабпомфильм»;
  • насильственная ликвидация «Межрабпомфильма» и ее последствия;
  • влияние «Межрабпомфильма», его фильмов и сотрудников на киноиндустрию после войны.

Организация конференции:

Конференция пройдет в Германском историческом институте в Москве (ГИИМ). Она запланирована на 16-19 марта 2011 г. Расходы участников на проезд и проживание в Москве берет на себя ГИИМ.

Заявки на участие в конференции в виде тезисов должны быть представлены на немецком или русском языках (максимум 5000 знаков). Прием заявок осуществляется до 31 июля 2010 г. по адресу: film.dhi@gmx.de

Заявка на участие должна содержать следующую информацию: служебный почтовый и электронный адреса, место работы, академическая степень, тема доклада и его тезисы. Авторы заявок будут оповещены о результатах отбора не позднее 30 сентября 2010 г. Участники должны представить свои доклады (максимум 20000 знаков) до 31 января 2011 г.; доклады будут разосланы всем участникам для ознакомления. Продолжительность докладов не должна превышать 30–45 мин. с учетом дискуссии. Привлечение фото- и видеоматериалов приветствуется, однако, оно должно быть оговорено предварительно в тезисах докладах. Рабочие языки конференции – немецкий и русский (ГИИМ обеспечивает синхронный перевод). Планируется публикация материалов конференции.

Контакты:

  • Д-р Александр Шварц, Мюнхен/Берлин (alex_schwarz[at]t-online.de)
  • Ингрид Ширле (ingrid.schierle[at]dhi-moskau.org)

Производство «Межрабпомфильм»

Некоторые работы производства «Межрабпомфильм» можно посмотреть в интернете уже сейчас:

«Его призыв» (фрагмент), драма в 6 частях. Межрабпом-Русь, 1925 г.:

«Будем зорки», мультфильм. Межрабпом-Русь, 1927 г.:

«Межпланетная революция», мультфильм. Межрабпом-Русь, 1924 г.:

«Гибель сенсации», фантастический фильм (фрагмент: робот Джима Рипль). Межрабпом-фильм, 1935 год

«Аэлита», фантастический фильм (фрагмент), реж. Яков Протазанов. Межрабпом-Русь, 1924 г.:

«Black and White», мультфильм. Межрабпомфильм, 1932 г.:

Ещё можно успеть

Где: Зиген, Германия
Заявки до:

Университет Зигена (Германия) принимает заявки на предоставление мест для обучения в рамках курса по международной культурологии, в том числе — в рамках следующих модулей: 1) раннее Новое время, Просвещение и Революция (1500 — 1799); 2) «долгий» XIX век (1800 — 1914); 3) модерн и постмодерн (с 1914 года). В дополнительном порядке преподаются следующие дисциплины: история, литературоведение, медийная культура, философия и социология.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
STARTING 
Universität Siegen
Adolf-Reichwein-Str. 2 
57068 Siegen